Инновационная образовательная деятельность в сфере высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучения процесса внедрения инноваций в образовательную деятельность вузов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность инновационной образовательной деятельности
2. Рассмотреть сущность применение информационных технологий в образовании;

Содержание

Введение 4
1 Анализ инновационного развития образовательной деятельности 5
1.1 Сущность инновационности в обучении 5
1.2.Управление образовательными инновациями 6
2 Внедрение инноваций в сферу высшего образования 8
2.1 Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании 8
2.2 Использование информационных технологий в учебном процессе 10
3 Инновационные методы обучения в сфере высшего образования 11
3.1 Активные методы обучения в инновационном образовательном процессе 11
3.2 Web-квесты, как метод и средства развития образования информационной культуры студентов 13
3.3 Электронные программные комплексы, как средство организации самостоятельной работы студентов 14
3.4 Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в ВУЗе. 15
3.5 Самостоятельная работа студентов с применением существующих информационно-коммуникабельных технологий, как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста 18
Заключение 21
Список использованных источников 23

Работа состоит из  1 файл

Иновационная образовательная деятельность в сфере высшего образования.docx

— 755.46 Кб (Скачать документ)

1-й этап (до второй половины XIX в.) – «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш.

2-й этап (с конца XIX в.) – «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) – «электрическая» технология, инструментарий  которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

4-й этап (с начала 70-х гг.) –  «электронная» технология, основным

Инструментарием, которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. 

5-й этап (с середины 80-х гг.) –  «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия

решений определенными  специалистами. Подобные системы имеют  встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства

бытового, культурного  и прочего назначений.

6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя – глобальной компьютерной сети интернет.[6.с.50-60]

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности.

 Этому  способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью  соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.

 Информационно-коммуникационные  технологии позволяют собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию и с помощью электронных средств коммуникации осуществлять взаимодействие людей, территориально удалѐнных друг от друга. [2.с.66]

Расширение  образовательного рынка страны за счет экспорта образовательных услуг своего вузов в страны ближнего и дальнего зарубежья будет способствовать интеграции системы образования в мировую образовательную систему и росту престижа образования.

 

2.2 Использование информационных технологий в учебном процессе

 

Современный период развития общества характеризуется  сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.

Важной  частью этих процессов является компьютеризация  бразования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно –воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения.

При использовании информационных технологий в учебном процессе необходимо ставить и реализовывать следующие задачи перед студентами ВУЗов:

1. Вырабатывать  навыки рациональной организации  учебного труда;

2. Формировать  и поддерживать интерес к изучаемому  предмету;

3. Целенаправленно  формировать у учащихся обобщенные  приѐмы умственной деятельности;

4. Развивать  самостоятельность учащихся;

5. Готовить  учащихся к творческой  деятельности;

6. Вырабатывать  умение пользоваться полученными  знаниями.

Применение  информационных технологий в обучении определило важный принцип обучения - принцип индивидуализации. Согласно требования нового поколения каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения, именно ему необходимым уровнем и темпом освоения образовательной программы специальности, с заданной глубиной изучаемого материала.[10]

Компьютерные  технологии призваны помочь преподавателю  делать то, что без компьютера делать очень сложно; делать то, что не делали раньше; делать по-новому то, что делали всегда.

Таким образом, применение информационных технологий необходимо в  образовательном процессе для повышения его эффективности и привлекательности. Но вместе с тем нужно понимать, что развитие начинается с преподавателя. Только когда преподаватели почувствуют, что они овладели новыми технологиями, тогда технологии станут неотъемлемой частью процесса образования.

3 Инновационные методы обучения в сфере высшего образования

 

3.1 Активные  методы  обучения в инновационном образовательном процессе

 

 

В современном  образовании наметилась тенденция, направленная на развитие личности обучаемого, выявление его творческих возможностей с учетом индивидуальных особенностей, сохранение физического и психического здоровья. Образовательный процесс направлен на формирование у обучаемых общекультурных компетенций: самоорганизация, самостоятельная работа, познавательный интерес.

Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО), также в литературе встречается и другой термин — «Метод активного обучения» (МАО).

  В сфере информационных технологий обучаемому необходимо уметь ориентироваться в большом количестве информации, самостоятельно анализировать ее, а затем обоснованно использовать полученные знания при принятии решений в нестандартных ситуациях.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной  мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Использование активных методов обучения выявляет творческие способности личности, позволяет научиться работать в команде, заниматься исследовательской деятельностью во время учебного процесса.

По классификации  М. Новик активные методы обучения делятся на два типа: имитационные и неимитационные.

Неимитационный вид занятий характеризуется отсутствием модели изучаемого процесса, который включает в себя проблемные лекции, проблемно-активные практические занятия и лабораторные работы, семинары и дискуссии, конференции.

Имитационный вид занятий предполагает наличие модели изучаемого процесса. В свою очередь, имитационный вид занятий подразделяют на

игровые и  неигровые.

К игровым АМО относятся: деловые игры, метод разыгрывания ролей,

ситуационное  обучение.

К неигровым АМО относятся: метод анализа конкретных ситуаций,

тренажеры, имитационные упражнения. Одним из эффективных неимитационных видов занятий является «круглый стол», позволяющий обучаемым заниматься самостоятельным изучением проблемы и поисками

всевозможных  решений, которые в дальнейшем обсуждаются  в дискуссионной беседе. [4.с56-62]

Данный  метод активного обучения - одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные раннее знания, научить культуре ведения дискуссии.

При обучении использованию информационных и  коммуникационных технологий в профессиональной деятельности возможно использование метода «круглого стола». При этом необходимо учитывать ряд особенностей:

  • при использовании компьютерных технологий у обучаемых наблюдается

высокий уровень  мотивации. Данные занятия интересны  обучающимся всех уровней, а, значит у преподавателя и обучающихся создается благоприятная эмоционально-психологическая база для работы;

  • особым методом организован компьютерный класс: у каждого обучающегося есть свое индивидуальное рабочее место, и, в то же время, возможен доступ к общим ресурсам. Также существует рабочая зона, где обучаемые располагаются лицом друг к другу и могут приступить к обсуждению. Данное расположение обучаемых приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления;
  • несколько в ином ключе строятся отношения между преподавателем и обучаемым, так как преподаватель становится равноправным участником «круглого стола», что создает более дружественную атмосферу, высказывания становятся раскованными и адресуются не только преподавателю, как в классическом варианте, но и друг другу, все это способствует развитию взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и учениками. Обучаемые, при возникновении спорных ситуаций, занимаются исследовательской деятельностью и коллективно решают возникшую проблемы;
  • поддерживается самостоятельная деятельность обучающегося, но при появлении трудностей существует возможность проконсультироваться с преподавателем.

Наряду  с активным обменом знаниями, у  учащихся вырабатываются

профессиональные  умения излагать мысли, аргументировать  свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Цели проведения данного метода обучения могут быть разнообразными: обучение, тренинг, стимулирование творчества, коллективное обсуждение какого-либо вопроса, сопоставление информации, обмен мнениями, идеями и

предложениями.

Таким образом, использование активных методов  обучения направлено на развитие познавательной деятельности обучающихся, вовлеченность в мыслительную и поведенческую активность, стремление к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, применение полученных знаний в измененных условиях.

 Применение  методов активного обучения имеет  гибкую структуру, так как преподаватель сам может выбирать нужный метод в зависимости от времени, значимости учебного материала, состава обучаемых, что предполагает возможность учета индивидуальных и возрастных особенностей каждого учащегося.[10]

 

3.2 Web-квесты, как метод и средства развития образования информационной культуры студентов

 

 

В настоящее  время уже сформировано поколение  школьников и студентов, для которых  более привычным является восприятие аудиовизуальной информации, нежели печатной. И приходится признать, что эту ситуацию нельзя повернуть вспять: телевидение, видео, компьютер, интернет и другие телекоммуникационные сети неумолимо изменяют аудиторию, постепенно превращая «читателей» в большей мере в «зрителей».

К сожалению, учащиеся часто используют информационные интернет-ресурсы лишь в «корыстных целях» - копируя готовые рефераты. Пассивное восприятие любой информации может привести, к потребительскому отношению к медиа, плагиату текстов, работ, идей, в конечном итоге - к стереотипному мышлению и искаженному мировоззрению.

Как подчеркивает Е.С.Полат, для развития нравственной, творческой, самостоятельно мыслящей личности необходим не только значительно больший объем информации, чем тот, который могут предоставить учитель, учебник, и учебные пособия, а «большая вариативность информации, отражающая разные точки зрения, разные подходы к решению

одних и тех  же проблем»

Одним из методов работы с Интернет источниками является веб-квест

По сравнению  с такими заданиями на основе ресурсов интернета как тематический список ссылок, мультимедийные альбом, поиск сокровищ и коллекция примеров веб-квест является наиболее сложным как для учащихся, так и для преподавателя.

Веб-квест  направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции.

Тематика  веб-квестов может быть самой  разнообразной, проблемные задания  могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб -квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.

Веб-квест  представляет собой образовательный  сайт, посвященный самостоятельной исследовательской работе учащихся (обычно в группах) по определенной теме с гиперссылками на различные веб-странички.

Информация о работе Инновационная образовательная деятельность в сфере высшего образования