Инновационная образовательная деятельность в сфере высшего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучения процесса внедрения инноваций в образовательную деятельность вузов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность инновационной образовательной деятельности
2. Рассмотреть сущность применение информационных технологий в образовании;

Содержание

Введение 4
1 Анализ инновационного развития образовательной деятельности 5
1.1 Сущность инновационности в обучении 5
1.2.Управление образовательными инновациями 6
2 Внедрение инноваций в сферу высшего образования 8
2.1 Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании 8
2.2 Использование информационных технологий в учебном процессе 10
3 Инновационные методы обучения в сфере высшего образования 11
3.1 Активные методы обучения в инновационном образовательном процессе 11
3.2 Web-квесты, как метод и средства развития образования информационной культуры студентов 13
3.3 Электронные программные комплексы, как средство организации самостоятельной работы студентов 14
3.4 Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в ВУЗе. 15
3.5 Самостоятельная работа студентов с применением существующих информационно-коммуникабельных технологий, как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста 18
Заключение 21
Список использованных источников 23

Работа состоит из  1 файл

Иновационная образовательная деятельность в сфере высшего образования.docx

— 755.46 Кб (Скачать документ)

Структура веб-квест состоит из нескольких обязательных разделов:

1. введение (где сформулирована тема проекта,  обоснована ценность проекта),

2. задание  (цель, условия, проблема и ее  оптимальное решение),

3. процесс  (поэтапное описание процесса  работы, распределение  обязанностей каждого участника, ссылки на Интернет ресурсы, конечный продукт),

4. оценка (может включать как шкалу для  самооценки и оценки работы  коллег по группе, так и описание критериев оценки преподавателем),

5. заключение (обобщение результатов, подведение  итогов (чему научились, какие навыки приобрели; возможны риторические вопросы или вопросы, мотивирующие дальнейшее исследование тематики).

После презентации  результатов в классе проекты, как  правило, размещаются в интернете для ознакомления других учащихся. Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде.

В процессе творческой работы школьники, студенты получают не «готовые к  употреблению» знания, упрощенные и клишированные формулы, а сами вовлечены в поисковую деятельность. Естественно, что любой веб-квест не должен быть изолирован от учебного процесса в целом, он нуждается в непосредственной связи с предыдущей и последующей познавательной деятельностью студентов. [10]

 

 

3.3 Электронные программные комплексы, как средство организации самостоятельной работы студентов.

 

 

В последние  годы в высших учебных заведениях России наблюдается тенденция к  уменьшению числа аудиторных часов, отведенных на изучаемую дисциплину и к увеличению доли самостоятельной  работы студентов в учебном процессе. При этом требования к качеству обучения постоянно повышаются.

Самостоятельное изучение студентами отдельных разделов учебной дисциплины ставит перед  преподавателями задачу обеспечения  учебного процесса подробно разработанными и доступными учебными методическими  материалами. Кроме того, необходимым  требованием времени является широкое внедрение в образовательный процесс современных пакетов прикладных программ.

В этой связи  особенно эффективными являются электронные  учебные материалы, доступные через  сеть Интернет.

 

3.4 Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в ВУЗе.

 

 

Сегодня, когда в качестве важнейшей стратегической задачи развития высшей образования рассматривается формирование новой парадигмы образования, основанной на совершенствовании информационной среды вузов, разработке и внедрении в современных информационных и телекоммуникационных средств, а также передовых технологий обучения, уже не достаточно ориентироваться только на традиционные виды обеспечения учебного процесса. Требуется принципиально новый подход к их реализации в современных условиях.

Решение названной проблемы видится на пути использования в учебном процессе вуза нового вида обеспечения - информационно-технологического.

Базой для  этого является известная в педагогике закономерность - дидактического единства содержательной и процессуальных сторон обучения, которая свидетельствует как о невозможности реализации содержание учебной дисциплины вне дидактического процесса, так и осуществления самого процесса вне конкретного содержания.

Предлагаемый  вид обеспечения представляет собой систему, включающую в себя две самостоятельные и, в тоже время, взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга составляющие - информационную и

технологическую.

Первую  из названных составляющих, обеспечивающую содержательный аспект подготовки специалиста в вузе, целесообразно рассматриваться в контексте решения задачи полного и адекватного предоставления обучающимся и педагогу учебной и другого рода информации, способствующей достижению поставленных дидактических целей, то есть достижения гарантированного педагогического результата.

В качестве информационной составляющей предлагается рассматривать применение дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины.

Названный комплекс представляет собой дидактическую систему, в которую, с целью создания условий для педагогически активного информационного взаимодействия между преподавателем и обучающимися интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы

данных, а  также совокупность других дидактических  средств и методических материалов, обеспечивающих и поддерживающих учебный процесс.

Таким образом, предлагается рассматривать дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины как целостную систему, представляющую собой постоянно развивающуюся базу знаний в одной из предметных областей.

Среди преимуществ  использования подобных комплексов целесообразно выделить следующие:

во-первых, названные дидактические комплексы  проектируются и создаются как целостные системы педагогических программных средств, интегрированных с целью сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления учебной информации их пользователям;

во-вторых, все элементы дидактических комплексов взаимосвязаны между

собой, имеют  единую информационную основу и программно-аппаратную среду;

 в-третьих,  изначально при проектировании  дидактических комплексов

предусматривается возможность их использования как  в локальных и распределенных компьютерных сетях вуза, так и при дистанционной форме обучения. Этим решается вопрос об их поддержке имеющимися в учебном заведении информационными и телекоммуникационными средствами, а также средствами связи.

Состав  и структура комплекса могут  быть весьма гибкими и зависят  от содержания предметной области для которой он разрабатывается.

В качестве второй составляющей, обеспечивающей процессуальную сторону подготовки специалиста в вузе, предлагается рассматривать технологическое обеспечение, которое реализуется на основе применения в учебном процессе современных технологий обучения.

Среди особенностей проектирования и разработки технологии обучения в рамках информационно-технологического обеспечения учебного процесса можно указать следующие:

во-первых, в данном случае технология обучения выполняет связующую функцию, то есть является как бы стержнем вокруг которого формируется необходимая информационная среда, способствующая активному педагогическому взаимодействию преподавателя и обучающихся;

во-вторых, при проектировании технологии обучения педагогом изначально, в соответствии с целями и содержанием обучения, решаемыми задачами и используемым методами, определяются структура и содержание дидактического комплекса.

В этом случае последний выступает в качестве ключевого элемента технологии обучения и служит по существу ее основой.

Таким образом, в рамках информационно-технологического обеспечения технология обучения рассматривается не только как процесс или результат его проектирования (описание, модель), но и как специфическое средство, своеобразный «инструмент» в руках педагога, позволяющий ему организовать учебный процесс на технологическом уровне.

Реализация  описанного подхода при изучении в вузах целого ряда учебных дисциплин позволяет сделать вывод о том, что данный вид обеспечения в условиях информатизации высшего образования является перспективным и может быть рекомендован в качестве основы для организации учебного процесса в вузах России.

Результативность  обучения при изучении учебных дисциплин  гуманитарного и социально-экономического цикла увеличилась в среднем на 0,22 балла, что составило 4,4 %.

Результативность  обучения при изучении учебных дисциплин

общепрофессионального цикла увеличилась на 0,15 балла, что составило 3,0 % (эти показатели у успевающих только на «хорошо» и «отлично», составили 0,33 балла - 6,6 %).

Время, отводимое  на проведение лабораторных работ и  подготовку отчетов по ним, сократилось в 2 раза, а «сохраняемость» знаний, умений и навыков у респондентов экспериментальных групп на протяжении месячного срока с момента проведения эксперимента оказалась выше на 2,4 % чем у обучающихся в контрольных группах.

Результативность  обучения при изучении учебных дисциплин  специального цикла увеличилась на 0,48 балла - 9,4 %, а «сохраняемость» знаний, навыков и умений оказалась

выше на 3,0 % .

Наряду  с этим, результаты экспериментального обучения свидетельствуют, что использование в учебном процессе вуза информационно-технологического обеспечения позволяет:

  • интенсифицировать и индивидуализировать учебный процесс;
  • значительно активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить ее стимулирующую составляющую;
  • реализовать в процессе самостоятельной работы пользователей с элементами дидактического комплекса дружеский интерфейс и индивидуальный темп усвоения учебного материала, обеспечивая при этом высокую мотивацию в получении знаний, навыков и практических умений;
  • производить оперативный контроль за ходом усвоения знаний, формирования навыков и умений;

Описанный выше подход к решению одной из проблем информатизации обучения в высшем образовании успешно реализуется в целом ряде вузов России.[10]

 

 

 

 

3.5 Самостоятельная работа студентов с применением существующих информационно-коммуникабельных технологий, как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста

 

 

Под компетентностью  в современном обществе понимается – совокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

В свою очередь, компетенцией является способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при

решении задач  как общего, так и профессионального  рода деятельности.

Компетентность современного выпускника вуза становится одним из основных критериев в успешном трудоустройстве будущего специалиста.

Наличие у человека огромного запаса знаний и умений в предметной области в настоящее время не является фактором, способствующим его саморазвитию.

Умение  работать с информацией – извлекать  из огромного массива

данных самое  важное и необходимое, и способность  применять это в своей практической деятельности является одним из наиболее важных качеств высококлассного специалиста.

Одним из факторов способствующих эффективному формированию компетентности будущего специалиста является приобретение способности к самостоятельной работе в той или иной области деятельности.

Одной из наиболее перспективных форм организации самостоятельной работы студента в настоящее время является обучение с использованием

средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Наибольшую популярность приобретает обучение с помощью сети интернет.

В глобальной сети размещено огромное количество информации, получить доступ, к которой не составляет труда. Это можно сделать мгновенно, в любое удобное время и там где это удобно.

Такой способ обучения лучше всего подходит для приобретения навыков самостоятельной работы. Умение быстро и качественно работать с информацией является залогом успешной деятельности.

Отмечено, что «ИКТ позволяют создавать  учебную среду, стимулирующую активность и самостоятельность обучающихся, предоставляющую большие возможности в выборе источника информации, необходимой в образовательном процессе».

Достижения

в развитии современных Web-технологий позволяют  создавать новые средства обучения (виртуальные лаборатории, компьютерные тренажеры).

Появляется  возможность создавать задания с уклоном именно на развитие навыков самостоятельной работы с проверкой их выполнения и усвоения полученных знаний.

 Не  секрет, что применение новых образовательных технологий предполагает уменьшение доли контактирования преподавателя и учащегося с увеличением акцента на самостоятельную подготовку.

Такие  преимущества средств ИКТ, применяемых в образовании делают их незаменимыми для развития навыков самообразования и таких качеств личности как инициативность, самоорганизация, индивидуальная ответственность за свою деятельность.

Организация самостоятельной работы с применением  ИКТ позволяет осуществлять более эффективный контроль за ее выполнением.

Преподаватель не ограничен жесткими условиями при проверке выполнения самостоятельной работы студентов. Выполненные задания могут пересылаться с помощью сети интернет и будут получены преподавателем

там, где  ему это удобно. [10]

Имеется огромное количество таких систем, как коммерческих, так и свободно распространяемых, отвечающих разнообразным запросам пользователей. 

Наибольшую  популярность в образовательном сообществе завоевала бесплатная система управления обучением Moodle.

Информация о работе Инновационная образовательная деятельность в сфере высшего образования