Инновационная деятельность как объект финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование способов финансирования инноваций на примере Белгородской области и выделение проблем в данной сфере экономических отношений. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности;
2) рассмотреть формы и источники финансирования инновационной деятельности;
3) проанализировать источники финансирования инноваций в Белгородской области;
4) выделить проблемы в сфере поддержки инноваций Белгородской области;
5) разработать предложения по совершенствованию финансирования инноваций и рассчитать эффективность от предложенных мероприятий.

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 259.00 Кб (Скачать документ)

4. Размещение акций и иных  видов ценных бумаг с оплатой  непосредственно в форме поставок  или сдачи в аренду потребных материально-технических (включая площади, земли и т.п.) и информационных (патенты, ноу-хау) ресурсов, равных по их рыночной (договорной оценке стоимости размещенных бумаг);

5. То же при привлечении вкладов  в натуре от партнеров в уставные фонды собственного либо целевого совместного предприятия, в обеспечение совместных проектов или консорциумов;

6. Привлечение трудовых ресурсов, найм работников с оплатой  в ценных бумагах фирмы, выпущенных  под инновационный проект (практически  с оплатой будущими дивидендами из прибылей по инвестиционному проекту).

Суть данных методов очевидна и  сводится к тому, что обеспечение  инновационных проектов осуществляется непосредственно потребными для  их реализации материально-техническими, трудовыми и информационными  ресурсами - минуя стадию привлечения  денег и расходования их на приобретение этих ресурсов.

 

 

1.3. Централизованное финансирование инновационной деятельности

 

 

 

К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов [20, с. 55].

Среди вышеперечисленных источников федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы.

Государство заинтересовано в поддержке инновационной деятельности науки по следующим причинам:

- необходимость проведении фундаментальных исследованиях, почти не выполняемых частным бизнесом в связи с длительными сроками проведения, неопределенностью затрат, результатов и сроков, а также из-за того, что результаты фундаментальных исследований не имеют коммерческого значения и риска того, что результаты фундаментальных исследований могут оказаться у конкурентов;

- необходимость осуществления масштабных дорогостоящих проектов, для проведения которых у отдельных фирм может быть недостаточно средств;

- необходимость проведения НИОКР в отраслях с высокой долей государственной собственности или в приоритетных для государства сферах (экология, медицина, социальная сфера, строительство очистных сооружений);

- необходимость проведения НИОКР военного значения и в области разработки космической техники.

Государственное участие  в инновационной деятельности может  включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование). При прямом государственном финансировании НИОКР субъектами научно-исследовательской деятельности, нуждающимися в прямой государственной поддержке являются:

1) организации, относящиеся  к оборонному сектору экономики, занятые разработкой новой и совершенствованием существующей военной техники и вооружений;

2) организации, подавляющая  доля работ которых не может  ориентироваться на коммерческие  критерии ни в целом, ни на  ближайший период времени, но  существование и развитие которых жизненно важны для общества. Речь идет об организациях непроизводственной сферы (например,  здравоохранения, образования, культуры, экологии), выполняющих работы, направленные на улучшение условий жизни и труда.

3) ориентированные на получение прибыли субъекты хозяйствования, занимающиеся инновационной деятельностью, среди которых можно выделить предприятия, а также научные организации, имеющие неплохой научно-технический потенциал и сохранившие свою самостоятельность и малые инновационные предприятия [20, с. 81].

Выделяют следующие 3 формы поддержки проектов государством:

1. предоставление кредитных  ресурсов на основе возвратности, срочности и платности;

2. предоставление кредитных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций, создаваемых "под проект" акционерных обществ;

3. предоставление гарантий  возмещения части вложенных инвестором  средств в случае срыва выполнения  проекта не по вине первого.  Такими инвесторами являются  уполномоченные банки, при этом обеспечением выдаваемых ими кредитов являются поручительства Министерства финансов РФ [13, с. 89].

Прямое финансирование инновационной деятельности осуществляется из таких бюджетных фондов, как:

1. Федеральный фонд производственных инноваций. Средства фонда расходуются на поддержку инновационных предприятий, строительство и реконструкцию наукоемких производств и др. цели на возвратной основе.

2. Российский фонд фундаментальных исследований. Фонд содействует проведению научных исследований в виде поддержки научных проектов, предложенных отдельными учеными или их творческими группами в инициативном порядке (адресное безвозвратное финансирование на основе грантов); повышению научной квалификации ученых; установлению научных контактов и распространению информации в области фундаментальных научных исследований в России и за рубежом; организует научные конференции в России и выезды ученых на научные конференции за рубеж и т.д.

3. Российский гуманитарный научный фонд. Был создан с целью поддержки фундаментальных исследований в области гуманитарных и общественных наук.

4. Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере. Основной деятельностью фонда является финансирование расширения деятельности малых предприятий. Фонд предоставляет финансовую помощь на возвратной основе в виде льготного кредитования; может выступать залогодателем и поручителем; может принимать долевое участие в создании новых малых фирм. Инвестиционная политика фонда нацелена на развертывание/расширение производства.

5. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. ориентирован, главным образом, на поддержку малого бизнеса вообще, доля поддержки инновационных проектов.

Косвенное государственное  финансирование инновационной деятельности заключается в создании государственными органами выгодных условий для финансирования НИОКР и инноваций заинтересованными в их результатах инвесторами на рыночных условиях. К методам косвенного финансирования относят:

1. Налоговые льготы. К ним относится освобождение от налогообложения отдельных категорий плательщиков или отдельных видов деятельности; изъятие из объекта налога определенных составляющих его элементов; установление необлагаемого минимума объекта налога; понижение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков; отсрочка взимания налога; вычет из начисленной суммы налога.

2. Предоставление права на ускоренную амортизацию. Государство дает возможность фирмам уменьшить налогооблагаемую прибыль и за счет этих средств приобретать новое оборудование. Ускоренной амортизации могут подвергаться основные средства и объекты интеллектуальной собственности (часть нематериальных активов). Могут вводится новые нормы амортизационных отчислений и методики их начисления, соответствующие современному составу, возрасту и продолжительности службы основных средств. Ускоренная амортизация позволяет предприятиям значительно увеличить объемы собственных инвестиционно-воспроизводственных ресурсов.

3. Неналоговые направления:

• установление льготных тарифов оплаты коммунальных услуг для научных организаций, либо проведение взаимозачетов с фирмами, предоставляющими коммунальные услуги.

• таможенные льготы;

• централизованное регулирование  стандартизацией. Государство ужесточает стандарты и таким образом  косвенно заставляет реализовывать товаропроизводителей инновационные проекты и формирует у них спрос на результаты НИОКР;

• государство может разрешить относящимся к федеральной собственности научным организациям сдавать свое временно неиспользуемое имущество в аренду на срок до 1 года;

• предоставление государственными органами права использования определенных ресурсов в качестве своих вкладов  в создаваемые для реализации инновационных проектов хозяйственные  общества. Государство может предоставлять  право пользования земельными участками в качестве вклада. 

В соответствии с законодательством, финансовое обеспечение научно-технической  деятельности основывается на его целевой  ориентации и множественности источников финансирования. Правительство РФ организует разработку и исполнение бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научно-технической деятельности. В порядке долевого участия могут финансироваться научно-технические программы, научно-технические программы создания новых техники и технологии двойного применения.

 

Раздел 2. Анализ организации финансирования инноваций в Белгородской области

2.1. Меры финансовой поддержки  инновационной деятельности в  регионе

 

 

Прежде чем непосредственно перейти к характеристике мер финансового регулирования инновационной деятельности, необходимо дать краткую характеристику инновационного потенциала Белгородской области. В регионе осуществляется построение инновационной инфраструктуры в городах Белгород и Старый Оскол. Приступил к работе Белгородский ресурсный региональный инновационный центр, включая государственный инновационный бизнес-инкубатор. Активно включаются в инновационную деятельность Белгородский государственный университет, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгородская сельскохозяйственная академия, центры нанотехнологий и бизнес-инкубаторы при высших учебных заведениях. Ведется работа по созданию технопарка «Светоград», которому для развития выделяются площади в городе Белгороде. Принято решение о создании технополиса «Сосновка», в котором будут обеспечены максимально комфортные условия для творчества изобретателей, ученых, исследователей по решению проблем, стоящих перед отдельными предприятиями, секторами и в целом перед экономикой области. В Старооскольском городском округе намечается формирование технопарка «Котел». Ее создание продиктовано серьезным инновационным потенциалом, накопленным в горно-металлургическом комплексе нашей области. На ГОКах и ОЭМК внедряются самые передовые технологии. Их обслуживание, совершенствование, решение имеющихся экологических проблем требует особого творческого подхода. Также правительством области проводится конкурс «Лучший инновационный проект».

Развитие образовательных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских учреждений на территории области, использование имеющегося научного и человеческого потенциала области, эффективное применение знаний и умений людей являются необходимым условием активизации инновационной деятельности, обеспечивающим реализацию стратегии инновационного развития области. Особое внимание уделяется и будет в дальнейшем уделяться инновационным проектам, в основе которых лежат энергоэффективные, энергосберегающие и экологически чистые технологии, созданию эффективной инновационной инфраструктуры как за счет бюджетных средств, так и за счет вложения средств инвесторов, умеющих работать и зарабатывать в условиях инновационной экономики. Деятельность инновационно-активных предприятий будет поощряться мерами государственной поддержки, успешная реализация их программ развития будет под особым вниманием органов исполнительной власти области.

В целях повышения числа организаций, выполняющих научные исследования и разработки, правительство Белгородской области разработало и реализует комплекс мер по стимулированию инновационной активности в регионе, в том числе путем создания благоприятного климата для разработки, привлечения и реализации инвестиционных проектов в сфере высоких технологий [8, с. 65].

Самой необходимой мерой стимулирования таких организаций является финансирование инновационной деятельности и создание условий для развития инноваций путём финансового стимулирования. Характеристика мер государственной поддержки в сфере финансирования инноваций, реализуемых на территории Белгородской области приведена в таблице 2.1.

 

 

 

Таблица 2.1. Характеристика мер государственной поддержки инновационной деятельности, реализуемых на территории Белгородской области

Меры / инструменты

Характеристика

Цель

Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам

Возмещение из бюджета  Белгородской области части затрат по уплате процентов по кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционных проектов в сфере высоких технологий в  размере не менее 50% ставки рефинансирования Центрального банка России

Создание благоприятных условий для устойчивого развития и активизации малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере на территории Белгородской области

Государственные гарантии инновационным предприятиям

Предоставление правительством Белгородской области:

– государственных гарантий Белгородской области при реализации инновационных программ и проектов в объемах, ежегодно определяемых Законом  Белгородской области «Об областном  бюджете» на очередной финансовый год;

– доступа к научной  и научно-технической информации;

– возможности участия  в разработке стратегических направлений  развития инновационной деятельности региона;

–  финансирование проектов, выполняемых по

 

 заказам органов  государственной власти Белгородской  области

Прямая и косвенная  финансовая поддержка инновационно активных субъектов региональной инновационной системы

Гранты субъектам инновационной  деятельности в сфере нанотехнологий

Выделение правительством Белгородской области из областного бюджета на конкурсной основе денежных средств физическим и юридическим лицам на проведение научных исследований в инновационной сфере

Привлечение молодых  ученых к осуществлению инновационной  деятельности с целью поэтапного перехода экономики области на инновационный  путь развития

Фонд поддержки инновационной деятельности

Предоставление малым  инновационным предприятиям консультационной, юридической, экономической поддержки, а также доступа к информационно-образовательным  ресурсам

Поддержка инновационных  предпринимателей на ранних стадиях  инновационного цикла, повышение коммерциализации разработок

Финансовая поддержка  инвестиционных проектов, реализуемых  субъектами малого и среднего предпринима-тельства

Предоставление финансовой поддержки в виде:

– целевых субсидированных  займов в размере до    1 млн  руб. сроком до трех лет под 10 процентов за счет средств областного и (или) федерального бюджетов;

– целевых займов на пополнение оборотных средств в размере  до 1 млн руб. сроком до трех лет с  оплатой процентов за их использование  в размере 15 процентов годовых;

– субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по лизинговым платежам в соответствии с договорами финансовой аренды (лизинга)

Активизация инвестиционной и инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства

Финансовая поддержка  малых инновационных предприятий

Возмещение фактически произведенных предприятиями расходов на государственную регистрацию, получение  патентов и сертификатов, а также  разработку полезных моделей и образцов инновационной продукции

Активизация инвестиционной и инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства

Льготы предприятиям,  осуществляющим инновационную деятельность, в части арендной платы предприятиям

Предоставление в аренду субъектам малого предпринимательства  нежилых помещений в бизнес-инкубаторе

Содействие ускоренному  росту малых предприятий в  инновационной сфере в целях  формирования региональной сети «наука и образование  – инновационный  малый, средний – крупный бизнес»

Льготы предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, в части подключения к энергосистемам

Установление низких тарифов по подключению к энергосетям  для инновационных предприятий

Минимизация затрат инвесторов в части  технологического присоединения  к электрическим сетям при  реализации инвестиционных и инновационных проектов

Информация о работе Инновационная деятельность как объект финансирования