Информационные технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:19, контрольная работа

Описание

Руководитель, планирующий или начинающий внедрять информационные технологии в свой бизнес, как правило, полон иллюзий. Для этого имеется несколько оснований: модная тема, обилие информации о возможностях ИТ и фирмах, сдающих уникальные информационные системы "под ключ" за смешные деньги, уверенность в своих силах и желание сделать "все путем", хорошая команда исполнителей.

Содержание

1. Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития
1.1 Информация и информационные технологии
1.1.1 Информация и информационная культура
1.1.2 Информация и развитие экономики
1.1.3 Информационные революции
1.1.4 Информация и информационная культура предприятия
1.2 Развитие информационных технологий
1.2.1 Предпосылки быстрого развития информационных технологий
1.2.2 Этапы развития информационных технологий
1.2.3 Тенденции развития информационных технологий
1.2.4 Развитие информационных технологий и организационные изменения на предприятиях
Заключение

Работа состоит из  1 файл

информационные.docx

— 237.82 Кб (Скачать документ)

Изобретение компьютера - универсального, многофункционального, электронного автоматического устройства для работы с данными - привело к тому, что компьютерная техника в современном обществе взяла на себя значительную часть работ, связанных с обработкой, систематизацией и хранением информации.

По историческим меркам компьютерные технологии еще очень молоды и  находятся в самом начале своего развития. Еще много потоков и  видов информации не вовлечено в  сферу действия компьютеров. Однако компьютерные технологии все активнее преобразуют или вытесняют прежние, "докомпьютерные".

У людей всегда был интерес  к искусственному интеллекту. Различают  два основных подхода к моделированию  искусственного интеллекта (Artificial Intelligence - AI): машинный интеллект, заключающийся в строгом задании результата функционирования, и искусственный разум, который основан на моделировании внутренней структуры автоматизированной системы, соответствующей строению человеческого мозга.

Моделирование систем первой группы достигается за счет использования  законов формальной логики, теории множеств, графов, семантических сетей  и других достижений науки в области  дискретных вычислений. Основные результаты заключаются в создании экспертных систем, систем разбора естественного  языка и простейших систем управления вида "стимул-реакция".

Системы второй группы базируются на математической интерпретации деятельности нервной системы во главе с  мозгом человека и реализуются в  виде нейронных сетей на базе нейроподобного элемента - аналога нейрона.

Нейроподобные сети в последнее время являются одним из самых перспективных направлений в области искусственного интеллекта и постепенно входят в бытность людей в широком спектре деятельности, включая науку, бизнес, политику, искусство.

Ф.Махлупа и Т.Умесао одновременно в США и Японии в начале 1960-х годов ввели в научный оборот термин "информационное общество". Теория "информационного общества" была развита такими известными авторами, как М.Порат, Й.Масуда, Т.Стоуньер, Р.Кац и другими. Человечество находится в информационно-коммуникационной стадии развития с новыми способами и средствами сбора, обработки и обмена информацией. В мировом сообществе, где производство и оборот информации стали центральным звеном большинства процессов, главными ресурсами становятся информация, интеллектуальная собственность, человеческий фактор, управленческие структуры социальных систем. Все они тесно связаны с информационными технологиями.

В информационной экономике хозяйственная деятельность заключается главным образом в производстве и применении информационных технологий и накопленной информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым обеспечить новое качество экономического роста, а также в создании большего информационного богатства (информационных продуктов и услуг). Ограничивающие факторы здесь - скорость обработки огромных объемов информации и возможность ее превращения в научное знание. Технологизация общества и автоматизация управленческих, производственных и информационных процессов призваны не только обеспечивать потребности этого общества в товарах и услугах, включая информационные, но и более эффективно использовать энергию, природные и материальные ресурсы (сырье, финансы, оборудование, информация знания), а главное - экономить социальное время, необходимое для реализации этих потребностей.

Информационный  потенциал такого общества можно представить как сформированное в формализованном виде и в конкретных проектных формах (т. е. пригодном для практического использования) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее наиболее рациональным образом организовать процессы создания информационных продуктов и услуг. При этом результат оценивается по совокупной экономии затрат труда, энергии, материальных и информационных ресурсов, необходимых для реализации этих процессов. Опыт развитых стран показывает, что именно развитый рынок высоких технологий, использующих самые современные достижения науки и техники, их распространение внутри страны и продвижение на внешние рынки дают этим странам заметное экономическое преимущество и социальную стабильность.

Общество развивается  и начинает приобретать черты информационного общества, если:

  • любой член общества, группа лиц, предприятие или организация в любой точке и в любое время могут получить на основе систем связи и анонимного или авторизованного доступа бесплатно или за соответствующую плату любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
  • в обществе производится, функционирует и доступна для использования любым его членом, группой или организацией современная информационная технология;
  • имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание личных, корпоративных, региональных и национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания жизнедеятельности в рамках постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
  • происходит процесс ускоренной автоматизации, роботизации и информатизации решающих сфер и отраслей производства и управления;
  • происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг и развитие общества в целом;
  • информационная структура общества является предпосылкой расширения прав личности, свободы, демократии и самоуправления и обеспечивает плавный переход от постиндустриального периода развития к глобальной информатизации общества.

Здесь следует выделить и  некоторые негативные черты, явно проявляющиеся  уже в переходном периоде - это  и все усиливающееся давление информационной среды на личность [Лем С. Сумма технологии, М., Гослитиздат, 1968], и отношение личности к знаниям, которые в условиях информационного общества становятся аналогом богатства. Последнее, как известно, имеет свойство концентрироваться в руках небольшой группы лиц (закон В. Парето). Таким образом, не только уровень знания, но и характер отношения к информации становится основанием нового социального неравенства в информационном обществе.

Можно выделить достаточно много и позитивных, и негативных факторов психологического влияния  информационного общества на личность" [Канке В. Человек в информационном обществе // В сб. "Философия". М., 1996. с. 291-295]. Вот некоторые из них.

Позитивные:

  • развитие компьютерных технологий обеспечивает личности свободу выбора;
  • появляется возможность создавать и использовать необходимые для жизнедеятельности электронные коммуникации;
  • каждый индивидуум одновременно является и получателем, и отправителем информации, в любое время и в любом месте;
  • возможен доступ в единую сеть различных баз данных;
  • обеспечивается постоянное интерактивное взаимодействие (диалог), то есть непрерывная обратная связь между участниками информационного обмена;
  • человек перестает быть "мелким винтиком" социального механизма или группы - у него резко повышается степень ответственности и формируется новая, более высокая и устойчивая самооценка;
  • каждый человек создает свою глубоко индивидуальную "картину мира", которая может интегрироваться с аналогичными картинами других людей - это помогает людям обрести истину в некотором приближении;
  • возрастает степень комфорта использования информации и технологий в практических областях деятельности.

Негативные:

  • беззащитность личности перед вторжением государства и коммерческих структур в частную жизнь;
  • расширение возможностей получения (добывания) данных о любом индивидууме;
  • оборотной стороной свободы является угроза для личной автономии;
  • поставщики информации могут манипулировать данными в своих интересах;
  • привыкание к "жизни" в виртуальном пространстве и угроза моральному иммунитету личности вследствие "фанатичной" преданности компьютерам и вере в их непогрешимость.

Нейтральные моменты, которые могут быть как позитивными, так и негативными в зависимости от уровня развития общества и контекста ситуации:

  • меняется модель профессиональной карьеры - появляется возможность работать не выходя из дома (технологии телеработы);
  • возникает такой феномен, как виртуальный работодатель и виртуальный работник;
  • появляется новая система найма (электронная биржа труда) и социального страхования работников, уменьшается значение профсоюзов;
  • создается эфемерное единство виртуального мира с любым количеством людей одновременно, которое, однако, является неустойчивым и может разрушиться в одно мгновение, нанеся его создателю психологическую травму;
  • реальное общество индивидуализируется и обретает высокий уровень фрагментации.

Все это требует тщательного  философского осмысления, и это необходимо учитывать при определении места  и роли человека (личности) в создаваемой  новой информационной среде и  использовании ее в бизнесе.

Текущий этап развития информационных технологий (его часто называют началом новой информационной революции) характеризуется развитием как глобальных всемирных сетей для хранения и обмена информацией, доступных любой организации и каждому члену общества, так и систем искусственного интеллекта, и должен, вероятно, завершиться построением глобального информационного общества.

Эта революция уже началась. Но она происходит не там, где ее ищут ученые, политики, руководители корпораций и информационная индустрия вообще. Это не революция в технике, оборудовании, технологии, программном обеспечении  или скорости передачи и накопления данных. Это революция КОНЦЕПЦИЙ!

Ранее информационная революция  была сосредоточена на данных - их сборе, хранении, передаче, анализе и представлении. Следующий ее этап формулирует иной вопрос: "Каков СМЫСЛ информации и в чем ее НАЗНАЧЕНИЕ?" Это  приводит к переопределению задач, которые должны исполняться с  помощью информации, к переопределению  целей и перспектив деятельности, а затем - и к переопределению  институтов, исполняющих эти задачи.

1.1.4 Информация  и информационная культура предприятия

Как было отмечено выше, ценность информации состоит в ее достоверности, полноте, точности, адекватности отражения  ситуации и способности удовлетворить  требования потребителя. В современном  бизнесе нет просто информации - деловая информация всегда имеет конечного потребителя! Этим потребителем может быть человек, подразделение компании, модуль корпоративной информационной системы или другая информационная система. В связи с этим один из первых вопросов, который должен задать себе руководитель, всерьез решивший внедрять информационные технологии в своей компании, это вопрос "Как работают с информацией в нашей компании и какая информация нужна мне, руководителю?"

Продуктом деятельности управленца, как известно, являются решения. Любое  управленческое решение имеет поставщика или источник информации, адресата решения и последствия. Есть три  главных поставщика "сырья" для  управленческих решений - это:

  • Внешний мир (клиенты, партнеры, конкуренты, государство), который трудно контролировать, - поставляет информацию, какую хочет и когда хочет. Информация эта может быть неполной, недостоверной или просто ложной.
  • Предприятие (руководители всех уровней, исполнители). Эту информацию как будто можно контролировать и управлять ею. Однако люди имеют разные должности, образование и опыт, разные взгляды на жизнь и разные цели. Естественно, что информация, поставляемая ими, субъективна - она требует проверки и уточнения.
  • Руководитель - его интеллект, опыт, интуиция, возможности, связи. Он аккумулирует, сортирует и анализирует информацию, отбирая ту, которая, как кажется ему, поможет принять нужное решение.

Третий источник представляется руководителю самым надежным, но возможности  его, к сожалению, не безграничны. Слабо  или неточно реагируя на информацию, поступающую из внешнего мира и из собственной фирмы, руководитель рискует  стать заложником собственных представлений  и иллюзий. В течение последнего десятилетия в российском бизнесе  сложилось несколько устойчивых стереотипов (мифов) относительно использования  информационных ресурсов, которые, к  сожалению, до сих пор являются показателем  уровня российской корпоративной культуры [Альтшулер И. Информация для руководителя. www.cfin.ru/itm/4and13.shtml].

"Руководитель нуждается в абсолютно полной информации"

Типичный пример из российской действительности. Крупный завод, имевший  в прежние времена хорошие  госзаказы, не успел перестроиться  и действует "по старинке". Планово-финансовые подразделения живут своей жизнью, производственные и сбытовые - своей. Одни службы отчитываются по декадному циклу, другие - по недельному; одни считают проданной продукцию, выехавшую за ворота завода, а другие - лишь ту, по которой поступила оплата, и т.д. Директор требует полную отчетность и, получая заведомо несводимую информацию, "тонет" в ней и принимает решения по "мертвым" формальным параметрам, которые служат основой для дальнейшего убыточного планирования.

Может ли помочь такому руководителю любая информационная система? С  большой долей вероятности - нет. У руководителей подобного типа просто нет желания воспринимать, классифицировать по степени важности и анализировать внешнюю и  корпоративную информацию, что-то менять в своей культуре, заставлять работать и изменяться других людей. Они сознательно  загоняют себя в условия острой информационной недостаточности, и итог их деятельности в условиях рынка практически  предопределен.

"Чем больше информации, тем лучше"

Другой пример - тоже из российской практики, доставшейся в наследство от советских времен. При наличии  многоуровневой системы и плохой организации управления множество  несогласованных управленческих решений  принимается на разных уровнях, они  противоречат друг другу, сталкиваются. Руководитель боится делегировать полномочия вниз (не хочет терять власть, не уверен в собственных замах и тем  более - в среднем звене управленцев, не умеет отделять главное от второстепенного). Управленцы более низких уровней боятся ответственности и стремятся переложить, делегировать ее наверх.

В результате наверху возникают  информационные "тромбы", директор ежедневно занимается решением множества  управленческих задач не своего уровня - например разбирается, почему какой-то поставщик прислал не то, что ему заказывали. Естественно, времени на решение стратегических вопросов при этом не остается.

Информация о работе Информационные технологии