Информационные технологии в налоговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:51, контрольная работа

Описание

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Содержание

Введение
1. История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением
2. Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации
3. Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах
4. Центры генерации деловых данных и основные виды информационных услуг, представляемых работникам налоговой сферы
5. Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ИТ СДАЧА.docx

— 43.17 Кб (Скачать документ)

                                      Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Псковский государственный  политехнический институт»

 

 

 

Дисциплина: Информационные технологии в экономике 
Контрольная работа

Информационные  технологии в налоговой деятельности

 

 

 

                                                       

                                                                                                                                   

              Выполнил студент: Начинкина Н.В. 

                   Группа: 613-1302С

                                      Преподаватель: Бруттан Ю.В.

 

 

 

Псков

2012

 

                                                          Содержание

Введение

  • 1. История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением
  • 2. Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации
  • 3. Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах
  • 4. Центры генерации деловых данных и основные виды информационных услуг, представляемых работникам налоговой сферы
  • 5. Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе Заключение
  • Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Введение 

Государственная налоговая  служба Российской Федерации входит в систему центральных органов  государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству  Российской Федерации.

Основной задачей Государственной  налоговой службы Российской Федерации  является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных  налогов и других платежей, установленных  законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное  и эффективное развитие экономики  посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия  и организации различных форм собственности и население. Субъектом  управления является государство в  лице налоговой службы. Воздействие  осуществляется через систему установленных  законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых  информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой  службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена  для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению  сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых  служб достоверной информацией.

Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.

Информационное обеспечение  включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых  органов, используемые в процессе автоматизации  решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять  достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Система показателей состоит  из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют  объекты налогообложения, различные  виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние  расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.

 

1. История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением

В момент создания налоговых  органов в них была перенесена существующая технология работы финансовых структур.

Основными показателями этой технологии были:

получение информации от налогоплательщиков при личном контакте налогового инспектора с ними;

ручная обработка полученной информации, хранение ее только на бумажных носителях;

нерегламентированность  большинства процедур по сбору налогов;

стихийно развивающаяся  информационная система.

Информатизация органов  налоговой службы сводилась к  обеспечению сотрудников недорогостоящими ЭВМ и принтерами, использованием стандартных текстовых редакторов, электронных таблиц и разрозненных СУБД, не приспособленных к работе с большими объемами информации и  построению единого информационного  пространства. Такая технология могла  существовать только в условиях небольшого количества налогоплательщиков.

В связи с этим прорабатывалось  несколько концепций типовых  программных комплексов для региональных и муниципальных налоговых органов, отличающихся составом технических  средств и прикладным программным  обеспечением.

Разработка и внедрение  компьютерных технологий и АИС в  рамках местного самоуправления длительное время осуществлялась каждым регионом в соответствии с местными регламентирующими  документами и нормативными актами по каждому виду учета, что создавало  известные проблемы формирования единого  информационного пространства, обусловленные их несовместимостью между собой и с АИС "Налог" Проблема усугубляется и тем, что многие объекты учета необоснованно разделены между органами различных ведомств со своими АИС и АИТ. Это особенно проявляется в таком объекте учета, как "недвижимость", составляющие которой - имущество и земля учитываются и регистрируются в трех ведомствах.

Одновременно решалась задача обновления компьютерного парка  за счет компьютеров класса Pentium, так  как клиентская часть в ряде инспекций  реализована в среде DOS.

Проектирующееся внедрение  интегрированных комплексов для  территориальных налоговых инспекций, обеспечивающий единую систему администрирования  баз данных по налогообложению юридических  и физических лиц и единое ведение  нормативно-справочной информации, обеспечивает:

автоматизацию всех функций  по учету налогоплательщиков и налоговых  поступлений;

информационное взаимодействие всех структурных подразделений  налоговой системы между собой  и с внешними ведомствами;

высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной и технической  работой;

повышение производительности труда;

оперативность и точность результатов учета, анализа и  прогнозирования налоговых поступлений.

Широкомасштабное внедрение  безбумажной информационной технологии при взаимодействии с налогоплательщиками  и другими ведомствами, было нацелено на повышение эффективности собираемости налогов и платежей за счет:

уменьшения общей численности  сотрудников в территориальной  налоговой инспекции, занятых реализацией  функций и процедур, связанных  с вводом данных.

сосредоточения деятельности сотрудников территориальных налоговых  органов на тех аспектах налогового администрирования, которые требуют  непосредственных встреч с налогоплательщиками;

устранения влияния пиковых  ситуаций на работу территориальных  инспекций;

повышения качества камеральных  и выездных налоговых проверок

В последние годы наметилась тенденция переноса центра тяжести  приема и обработки электронных  документов в Центры обработки данных (ЦОД), в которых в свою очередь  должны использоваться сканерные технологии ввода информации с бумажных документов, что должно повысить эффективность  функционирования территориальных  налоговых органов.

Для осуществления работы подразделений ФНС разработана  и уже функционирует многоуровневая АИС "Налог", обеспечивающая решение  задач накопления и обработки  информации в инспекциях. Конечной целью АИС налоговых служб  является построение интегрированной  информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы  на базе единой информационной базы с  поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов управления, банков, казначейства, таможни, регистрационных центров, служб учета и управления имуществом, земельными ресурсами и др.

Необходимость в этом обуславливается  характером АИС налоговой системы, как корпоративной системы открытого  типа с множеством внешних связей. Источниками информации, накапливаемой  в базах данных АИС ИМНС, являются подразделения государственных  органов и учреждения, из которых  поступают данные о доходах налогоплательщиков, поступлениях и возвратах налогов  и сборов, имуществе, земельных участках и др.

Существующие АИС налоговых  служб длительное время выполняли  свои функции и соответствовали  поставленным при их создании целям - автоматизации основных функций  налоговых органов по хранению и  обработке информации, поступающей  от налогоплательщиков, и повышения  производительности труда налогового инспектора.

Но разобщенность средств  автоматизации по уровням иерархии налоговых органов, недостаточное  развитие телекоммуникационных средств, отсутствие единых средств защиты информации, алгоритмов и средств обмена информацией  как внутри АИС ФНС, так и с  взаимодействующими с ней АИС, невозможность  комплексной обработки информации, хранящейся в различных базах  данных, возросшие требования к процессам  учета налогоплательщиков, своевременности  и полноте сборов налогов и  платежей, привели к увеличению нагрузки на должностных лиц налоговых  органов и сделали существующую АИС “Налог” неспособной в  полном объеме выполнять свои функции. Поэтому, в 2000 году МНС было принято  решение о создании АИС “Налог”  второй очереди, предусматривающей:

интеграцию информационных ресурсов;

максимальное использование  системы телекоммуникаций МНС РФ с прямым доступом пользователей  к интегрированным базам данных;

стандартизацию и унификацию компонентов АИС.

2. Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации

АИС налоговых органов  строятся в соответствии со структурой самих налоговых органов и  с учетом передовых компьютерных информационных технологий (АИТ). В  качестве информационных ресурсов используются данные, поступающие от налогоплательщиков и АИС, формирующих налогооблагаемую базу. Каждый ее элемент и уровень  имеет обширные внутренние и внешние  связи.

На федеральном уровне определяется стратегия налоговой  системы и решаются задачи аналитической, контрольной, методической, правовой и  ревизионной деятельности. В рамках контрольной деятельности, прежде всего, предусматривается ведение Единого  Государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

Аналитическая - включает анализ выполнения налогового законодательства, определение динамики налоговых  платежей и прогнозирование величины сборов по видам налогов.

Основная работа по учету  налогоплательщиков осуществляется на региональном уровне в рамках районных и городских налоговых инспекций  и соответствующих им АИС. Здесь  формируются основные базы налогообложения, от полноты которых зависит величина налоговых поступлений в бюджеты  всех уровней. Автоматизация в региональных налоговых органах начинается с  момента регистрации налогоплательщиков и постановки их на учет с последующим  приемом и обработкой отчетов, балансов, данных по имуществу, земле, транспортным средствам, расчетом налогов и выдачей  справок и платежных документов. В АИС имеются программы документальной проверки и контроля за поступлением платежей, формирования деклараций о  доходах.

В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами все  решаемые задачи сгруппированы в  функциональные подсистемы, состав которых  для каждого уровня свой. Алгоритм расчетов как правило стандартизован, т.к. регламентируется нормативными и  методическими материалами.

В АИС "НАЛОГ" предусмотрено  информационное взаимодействие региональных органов с органами федерального уровня, на котором формируется и ведется единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), как уникальный информационный ресурс, ключевая роль которого заключается в обеспечении взаимосвязи всех информационных ресурсов, характеризующих каждого налогоплательщика, и определении полноты базы налогообложения. Для управления ЕГРН и эффективного его использования разрабатывается и внедряется технология предоставления услуг удаленного доступа с рабочего места инспектора в форме интернет - технологий (ИТ-услуг), которая уже отрабатывалась в ФНС г. Москвы и в центральном аппарате ФНС России. Очевидно, что полный эффект может быть получен при формировании ЕГРН регионального уровня и ускорении работ по приведению их информационных ресурсов в соответствие с федеральным ЕГРН, что и предусмотрено Решением Совещания по вопросам информатизации территориальных органов, а в управлениях региональных налоговых служб созданы подразделения по созданию ЕГРН.

Концентрация информационных ресурсов на местном, региональном и  федеральном уровне в составе  интегрированных баз данных (хранилищ) АИС, функционирующих на основе единых принципов, создает предпосылки  создания единого информационного  пространства ФНС России. На федеральном  уровне эти хранилища, под управлением  единой программно-аппаратной платформы HP9000/Unix/Oracle, обеспечат возможность  многомерной аналитической и  статистической обработки налоговой  информации.

Информация о работе Информационные технологии в налоговой деятельности