Информационные технологии в налоговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:51, контрольная работа

Описание

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Содержание

Введение
1. История и предпосылки развития новых информационных технологий в сфере управления налогообложением
2. Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации
3. Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах
4. Центры генерации деловых данных и основные виды информационных услуг, представляемых работникам налоговой сферы
5. Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ИТ СДАЧА.docx

— 43.17 Кб (Скачать документ)

Одновременно силами Департамента информационных технологий, отдела телекоммуникаций, Управления по информационной политике и ГНИВЦ ФНС РФ продолжается развитие портала ФНС России и регионов в сети Интернет с единым стандартизованным  интерфейсом. Ведется также работа по техническому проектированию федерального ЦОД.

Большое внимание в последние  годы уделяется расширению функциональных возможностей системы телекоммуникаций ФНС России, внедрению в регионах электронного документооборота (СЭД - регион) и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Одновременно разрабатывается  концепция комплексной защиты информации в информационно - телекоммуникационной системе ФНС России.

Операционные системы, построенные  на технологии Windows NT (Windows NT, Windows 2000, Windows XP), создают на каждого пользователя отдельные профили. В них записывается “личная" информация пользователя (оформление рабочего стола, меню, индивидуальные настройки программ и т.п.). Эта  информация доступна только владельцу  профиля. Кроме этого, существует профиль  “All Users" - Для всех пользователей. В него записывается информация, которая  должна быть доступна ВСЕМ пользователям  данного компьютера.

При установке Office 2000 (Office XP, Office 2003), инсталлятор записывает информацию об устанавливаемых программах в  общий профиль, а в текущий  личный профиль - информацию о личных настройках.

3. Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах

Для разработки АИС и координации  их создания и функционирования в  органах налоговой службы созданы  специальные структуры. В центральном  аппарате организовано Управление информационных технологий, а на региональном и  местном уровнях - отделы информатизации и администраторы баз данных.

Проекты разрабатываются  специалистами по информатизации и  модернизируются по мере изменения  условий функционирования налоговых  органов. Для проведения этой работы на федеральном и региональном уровнях  созданы вычислительные центры (ГНИВЦ  и РНИВЦ), координирующие работу отделов  информатизации на региональном и муниципальных  уровнях.

Основными системными требованиями является создание распределенного  банка данных, обеспечение безопасности информации и возможность санкционированного доступа к данным на любом объекте  АИС. Основными разработчиками являются ГНИВЦ РНИВЦ в городах Нижний Новгород и Чебоксары.

АИС проектируется как  открытая модульная система, состоящая  из структурных подсистем по уровням, каждая из которых рассматривается  также как открытая система.

Архитектура информационной системы АИС "Налог" построена  в соответствии с иерархией подразделений  ФНС России и представляет собой  многоуровневую инфраструктуру, включающую:

пользовательский уровень  в виде АИС подразделений ФНС  РФ,

уровень обработки и обмена информацией между центром обработки  данных (ЦОД) и комплексами ФНС;

транспортный уровень.

Реализуется как территориально - распределенная телекоммуникационная сеть, объединяющая в единое пространство подсистемы АИС “Налог” и системы  телекоммуникаций (СТК) России, и позволяет  сочетать высокую адаптивность технологии клиент-сервер с преимуществами централизованной обработки и управления всей системой.

Решение задач в налоговых  органах связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая поступает от налогоплательщиков в основном на бумажных носителях  и носит конфиденциальный характер. Поэтому в информационном аспекте  система должна обеспечивать защиту поступающей и хранящейся информации, ее достоверность, иметь рациональные системы кодирования, использовать единые классификаторы, иметь хорошо организованные информационные файлы  и БД и СУБД, формировать выходные документы в форме, удобной для  восприятия. Для АИС НС очень важно  создание интерфейса, на основе электронного обмена данными как внутри НС, так  и с внешней средой, включая  связи с налогоплательщиками  и службами, формирующими налогооблагаемые базы по различным видам (имущество, земля и т.п.), а также с органами власти, статистики, налоговой полицией, таможенным комитетом, МВД, УФК, банковскими  и кредитными организациями.

При проектировании форм первичных  документов должны учитываться следующие  требования:

отсутствие в них постоянной информации и дублированной;

выделение справочных, группировочных реквизитов и реквизитов-оснований;

старшие по объему понятий  признаки должны предшествовать младшим (например, наименование предприятия-цеха-участка);

согласование последовательности реквизитов в документе с макетами размещения информации в файлах;

обеспечение удобства для  последующей обработки данных в  ЭВМ.

Разработка первичных  документов выполняется в следующей  последовательности:

определение состава реквизитов;

классификация реквизитов: однозначные и многозначные, признаки и основания, справочные и группировочные, переносимые и непереносимые  на машинные носители;

установление логической соподчиненности реквизитов;

выбор формы документа;

размещение реквизитов в  выбранной форме документа в  соответствии с классификацией;

расчет размера документа  по вертикали и горизонтали с  учетом размера полей;

выбор формата бумажного  носителя;

выделение толстой линией реквизитов, переносимых на машинные носители;

редактирование шапок  документов в соответствии со словарем-тезаурусом.

При проектировании выходных форм документов учитываются следующие  требования:

полнота информации, т.е. они  должны содержать и первичные  и результативные показатели;

количество результативных показателей должно соответствовать  количеству группировочных признаков, т.е. количество итогов должно быть равно  количеству ключей сортировки;

хорошая читаемость;

отсутствие показателей, рассчитываемых вручную.

Информационное взаимодействие предполагает совместимость формируемых  БД, в т. ч. по государственному реестру  налогоплательщиков и их собственности, банковским счетам, объемам и ценам  различных материальных ценностей, движению на счетах бюджета.

Поскольку АИС налоговой  службы относится к классу больших  систем, к ней уже на стадии проектирования предъявляются требования по:

совместимости всех элементов  внутри системы и со смежниками;

возможности быстрого изменения  в соответствии с изменениями  в налоговой системе,

надежности, достоверности  и актуальности хранимой информации;

возможности быстрого получения  нужной информации по запросам;

простоте ввода информации;

разнообразию вывода информации;

обмену информацией с  другими системами и уровнями.

Существенными требованиями являются также:

Разработка и функционирование системы на базе имеющегося общесистемного и прикладного ПО разных типов, позволяющих  осуществлять межсистемный обмен;

Использование общегосударственных  классификаторов;

Создание информационных файлов и БД, управляемых СУБД:

Формирование выходной информации в унифицированных и удобных  для восприятия формах и т.п.

Создание единого информационного  пространства с внешней средой;

Информационное объединение  сетями телекоммуникаций всех участвующих  в обмене информацией структур;

Возможность доступа к  информации каждой из них.

Для обеспечения возможности  взаимодействия АИС налоговых служб  со всеми государственными структурами  требуется слияние, взаимный обмен  и использование таких БД, как:

Государственный реестр налогоплательщиков;

Банковские счета налогоплательщиков;

Сведения об участниках и  объемах внешнеэкономической деятельности;

Движение на счетах государственного бюджета в части налоговых  поступлений и др.

4. Центры генерации деловых данных и основные виды информационных услуг, представляемых работникам налоговой сферы

В многоуровневой структуре  АИС финансовых и налоговых служб, как и структуре самих этих органов, каждый уровень является центром  генерации деловой информации, необходимой  для принятия решения. Технической  базой являются ВЦ федерального и  регионального уровней. Однако в  последнее время вынашивается идея создания центров обработки данных (ЦОД), и в частности, в налоговых  органах на базе ЕГРН, где должна сосредотачиваться вся информация о налогоплательщиках, их доходах, имуществе, земельных участках и др. на региональном и федеральном уровне. Их создание в корне изменит информационные потоки, так как вся первичная  информация должна будет поступать  в ЦОД, которые формируют БД и  оказывают информационные электронные  услуги пользователям этой информации. Но это возможно только при обеспечении  совместимости всех элементов корпоративной налоговой системы и электронного документооборота между ними.

Информационное взаимодействие с ЦОД - одна из главных задач налоговых  инспекций. Реализация его должна осуществляться в рамках корпоративной информационно-вычислительной сети (КИВС). Важным достоинством ее является возможность использования различных  каналов связи (коммутируемых, выделенных КС, волоконно-оптических линий) и устойчивых протоколов обмена различных сред.

Надежность передачи данных обеспечивается надежностью сетевого оборудования, которое может находиться в неработоспособном состоянии  не более 0,02% полного времени работы, т.е. около 20 минут простоя в год. А средства обнаружения ошибок должны выявлять пакеты, содержащие до 4 искаженных бит, что достигается за счет построения сети на базе 7-ми уровневого стандарта  построения открытых систем, каждый из которых независим, а протоколы  взаимодействия между уровнями стандартизованы.

В налоговых и финансовых службах регионального уровня используют модель двухранговой сети с выделением серверов и рабочих станций. Их взаимодействие осуществляется в режиме "запрос - выполнение операции - отчет". Сервер в зависимости от специализации  может выполнять от простых операций "чтение-запись" (Ф-С), печать, передача факсов и т.п. до сложных с поиском, извлечением данных из БД по запросам, на специальном, структурированном  языке запросов.

Внедрение первой очереди  Системы Подготовки и Обработки  Налоговой Информации (СПОНИ) Центра Обработки Данных (ЦОД) потребовало  модернизацию некоторых функций  системы Электронной Обработки  Данных (ЭОД). Основные изменения системы  ЭОД произошли в процессе обработки  отчетных и расчетных документов налогоплательщиков, так как в  условиях функционирования ЦОД система  ЭОД выполняет функции по приему из ЦОД и обработке в ФНС  данных и образов документов, представленных в электронном виде.

Изменения отражены в Руководстве  по использованию системы ЭОД  в условиях функционирования ЦОД  для пользователей системы, ответственных  за выполнение основных задач системы - получателей электронных документов и специалистов, занимающихся конфигурированием  системы - технологов и администраторов.

5. Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе

Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств в  бюджетной системе, является налоговая  служба, которая, как известно, состоит из Государственной налоговой службы РФ и государственных налоговых инспекций республик в составе России и субъектов РФ.

Мировой опыт показывает, что  внедрение достижений информационных технологий - наиболее перспективное  и экономически эффективное направление  в работе налоговых органов. Способы  организации обработки налоговой  информации оказывают все большее  влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и предоставления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.

Структура налоговой службы РФ предполагает единство целей, при  которых локальные системы управления одного уровня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентичный набор  задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки  данных.

АИС в налоговой службе - это автоматизированная информационная система (АИС "Налог"), определяемая как совокупность технических, организационных  и программных средств, используемых для автоматизации процессов  обработки учетной, контрольной  и отчетной информации в налоговых  органах различного уровня.

При решении задач, стоящих  перед налоговыми органами, необходимо использовать и анализировать большие  объемы информации. Эффективное и  полноценное применение достижений информационных технологий требует  сложной многовариантной обработки  практически всего объема имеющейся  в налоговых инспекциях информации.

Для решения задач внедрения  информационных технологий непосредственно  в региональных и местных налоговых  инспекциях организуются специальные  подразделения по информатизации, которые  занимаются:

внедрением нового системного программного обеспечения и средств  электронно-вычислительной и другой офисной техники;

эксплуатацией системных  и прикладных программных продуктов  и средств ЭВТ;

информационным взаимодействием  между уровнями АИС "Налог" и  внешними автоматизированными системами;

оказанием консультационной помощи.

При разработке АИС "Налог" в системах налогообложения необходимо владеть всей полнотой информации о  предметной области налогообложения, которая включает информационно-функциональные схемы работы налоговых инспекций.

АИС "Налог" имеет свои особенности, которые определяются следующим перечнем требований: структура  АИС должна соответствовать структуре  налоговой системы; содержание АИС  должно соответствовать предметной области налоговой системы (задачи, документы); система обработки информации в АИС реализуется на основе сетевой  информационной технологии в налоговых  службах; при разработке информационного, программного и технического обеспечения  АИС необходимо учитывать единство стандартов, терминологии, унификации методик проектирования.

Техническую основу информатизации в налоговых органах в настоящее  время составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров  типа IBM PC.

Основное системное программное  обеспечение - операционные системы  фирмы Microsoft (для рабочих станций) и Novell (для локальных сетей).

Использование информационных технологий в налоговой инспекции  позволяет реализовать:

Информация о работе Информационные технологии в налоговой деятельности