Информационные технологии при осуществлении градостроительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 12:35, реферат

Описание

Инициатором внедрения МГИС обычно выступает Администрация города, она же зачастую целиком организует и финансирует это процесс. Но так как, Администрация города преследует при внедрении ГИС свои цели и задачи, то часто ввод информации по различным отраслям осуществляется без учета их специфики, что вызывает серьезные трудности на этапе эксплуатации системы и не позволяет полноценно решить задачи МГИС. Это приводит либо к невозможности полноценно эксплуатировать, а следственно и актуализировать информацию МГИС городскими службами, либо к дополнительным затратам на вторичное внесение данных в систему.

Работа состоит из  1 файл

ГИС Краснодарского края.docx

— 862.52 Кб (Скачать документ)

В контексте сказанного можно наблюдать результаты того самого «бега в мешках»: противоречивость градостроительного и иных видов законодательства в части описания требований к объектам учета, заниженные требования к результатам градостроительного проектирования, боязнь привлечения грамотных специалистов из других регионов, общая неразвитость рынка консалтинговых услуг и др.

Традиционные ГИС помогают несколько исправить ситуацию за счет обеспечения интеграционных преимуществ, точной привязки и наглядности представления  пространственных данных. Не претендуя  на строгость формулировки, определим  геопортал как многофункциональную ГИС в среде Интернет, интегрирующую несколько ресурсов из различных источников, и рассмотрим возможности применения такого инструмента для решения указанных выше проблем в разрезе трех направлений, соответствующих основным типам взаимодействия государства с гражданами и бизнесом : 
— информирование, реализация муниципальных и государственных услуг и функций; 
— обратная связь с населением и бизнесом;

— информационный обмен между органами власти .

Описание инструмента

 
Клиентом чаще всего является браузер, сама база данных расположена на удаленных серверах, а количество одновременно работающих пользователей на несколько порядков больше. Такая технология накладывает довольно жесткие ограничения на возможности геопорталов, поэтому пока не стоит ждать от них поддержки всех функций ГИС.

Первая и наиболее важная функция геопорталов — предоставление пространственной информации (ГИС-вьюер в среде Интернет). Не менее важна возможность наложения данных разных слоев, полученных с различных серверов (например, карты с открытого источника OpenStreetMap, космического снимка со специализированного ресурса и публичной кадастровой карты). Серверов, предоставляющих доступ к картам, тематическим ресурсам, может быть очень много. Поэтому, во-первых, разрабатываются базы метаданных для подсоединения к ним, регистрации собственных наборов пространственных данных и их поиска, а во-вторых, существуют общие «языки» общения между серверами — протоколы WMS,WFS,WCS и др.

Второй блок функций —  ввод и редактирование пользователями собственных слоев и объектов с возможностями текстового описания и прикрепления фотографий и иных внешних файлов. В большинстве  геопорталов реализованы работа с простыми точечными, линейными и полигональными объектами без поддержки межслойной топологической корректности данных и загрузка треков из навигационных приборов. Основная цель — задать область интереса или разместить свой набор объектов на карте (список заправок, отделений банка и пр.).

Третий блок функций —  поиск и пространственный анализ по различным параметрам. Включает обычно поиск по адресам, наименованиям, иным критериям, пространственный поиск  внутри заданной области, поиск ближайших  объектов, вычисление площадей, расстояний, периметров, кратчайшего пути и др. Также поддерживаются стандартные  для ГИС запросы: «что это?» (выдача информации по объекту на карте) и  «где это?» (позиционирование на карте  по объекту из некоторого списка).

Следующая важная возможность  — интеграция с другими информационными  ресурсами в среде Интернет. Фрагменты  карт можно встраивать в другие сайты, зачастую присутствует связь с геопривязанными форумами (сообщения с обсуждением и комментариями), некоторыми социальными сетями.

Отдельно стоит упомянуть  дополнительные сервисы — предоставление информации о движущихся объектах (оборудованных  системами навигации), рассылка новостей в зависимости от местоположения клиентского устройства (мобильные  телефоны, коммуникаторы и прочее), геотаргированная реклама.

С точки зрения пользователя, геопортал — красивая непрофессиональная ГИС в среде Интернет. Однако с его помощью можно получить доступ к обширному перечню сведений и предоставить возможность пользоваться вашими ресурсами многим и многим потребителям информации. Реализовав решение о размещении своих данных в Интернет, вы сразу почувствуете его эффект.

Примеры геопортальных решений широко известны — Google Maps, Yandex Maps, «Космоснимки.ру», OpenStreetMap. Кроме того, есть масса ресурсов такого рода регионального и муниципального уровней в Самарской, Нижегородской, Белгородской, Воронежской и других областях и городах, перечень и описание которых могут занять не одну страницу.

Информирование  населения и бизнеса, реализация муниципальных и государственных  услуг и функций.

Через геопортал удобно и просто информировать о дорожных пробках и изменении движения, границах зон ответственности за уборку территории, земельных участков, особо охраняемых природных территорий, градостроительных зон и т. д. При этом можно использовать «чужую» картографическую основу (например, OpenStreetMap) или космические снимки, расположенные на внешних сервисах, и сосредоточиться исключительно на размещении тематической информации. Пользователь в свою очередь может сконфигурировать получаемый информационный поток, выбрав соответствующие слои, разделы и область интересов, и к нему будут попадать, например, только данные по его микрорайону или кварталу.

Для населения геопортал предоставляет прекрасную возможность больше узнать про город или регион, получить доступ к массе государственных услуг информационно-справочного типа. Например, можно ввести название остановки, где вы находитесь (или ничего не вводить, если работаете с коммуникатором), и в обратном сообщении получить ориентировочное время прибытия общественного транспорта с учетом пробок, время в пути и описание оптимального маршрута до места назначения.

Для бизнеса геопортал выступает инструментом планирования. Потенциальный инвестор указывает на карте предполагаемое место открытия торговой точки и зону обслуживания, получая в ответ сведения о количестве населения в области, стоимости земли, ближайших свободных площадях под аренду и торговых точках конкурентов.

Обратная связь  с населением и бизнесом

Информирование населения  и бизнеса — дело важное, но по значимости ему не уступает получение  обратного отклика на основе геопривязанных обращений, т. е. пользователи вводят собственные объекты, оставляют комментарии, указывают на ошибки.

Во-первых, это элегантный и простой способ общественного  контроля деятельности органов власти — вывезли ли мусор сегодня, действительно  ли отремонтировали дорожное полотно, где возникли несанкционированные  свалки или произошел самовольный  захват территории.

Например, как проверить  законность размещения всех пивных киосков  в городе? Первый вариант — нанять специальную организацию, которая  проведет выездную инвентаризацию, по результатам которой киоски будут  убраны (но тут же появятся снова). Второй вариант — разместить сведения обо всех официально разрешенных киосках на геопортале и дать возможность пользователям наносить положение других обнаруженных киосков с прикреплением фотоматериалов, по которым уже и проводить выездные проверки. Эффективность муниципального земельного контроля возрастает на порядок, город получает дополнительные доходы от штрафов и арендных платежей. При правильной организации возникает социальный эффект — формируется площадка для общения, пользователи создают собственные слои, делятся ими, обсуждают те или иные управленческие решения.

Хороший эффект дают предварительная публикация на геопортале перед общественными слушаниями карты градостроительного зонирования, материалов генерального плана с подложкой из космоснимков и обсуждение гражданами и профессиональными объединениями этих публикаций для формирования сводного списка замечаний.

Информационный  обмен между органами власти, организация  совместной работы

Проблема информационного  обмена поднимается практически  на каждом совещании с участием двух или более ведомств. Сторонней  информации не хватает, свою отдать в  полном объеме боязно, возникают вопросы актуальности данных, совместимости используемых ГИС, защиты данных от несанкционированного копирования.

Возможным решением является использование технологии предоставления сервисов вместо предоставления данных. Например, в корпоративной сети органов  власти размещаются Web-сервисы, открывающие  доступ к избранным (ограниченным) наборам  данных каждого из участников информационного  обмена по общим стандартам. Пользователь на экране браузера или своей ГИС  видит, например, слои границ лесов (Минприроды России; ГИС MapInfo), границ сельхозугодий (Минсельхоз России; ГИС «Ингео»), границ земельных участков (Росреестр; ArcGIS Server), положение дорожной сети (Минтранс России) и на основе этой информации проектирует и наносит границы территориальных зон, не заботясь о совместимости данных.

Иллюстрацией подобного  взаимодействия с внешними пользователями служит организация работ по закреплению  территории за различными управляющими компаниями. Традиционная схема предполагала бы выезды на места, составление бумажных схем, их сведение, ввод в компьютер, повторное согласование общей карты  со всеми участниками процесса. Через  геопортал же каждой организации предоставляется санкционированный доступ к тематическому слою, управляющие компании вводят по подложке границы зон обслуживания, которые затем утверждаются модератором.

Подытожим описанные решения, перечислив механизмы решения проблем, указанных в начале статьи. 
1. Учет. Проблема отсутствия системы учета территориальных ресурсов решается путем создания единой пространственной базы данных с подключением внешних источников и совместной работы в среде Интранет/Интернет по оперативному дежурству информационных слоев.  
2. Контроль. Проблема эффективного контроля за объектами и процессами решается путем обязательного информирования о состоянии объекта или процесса с привязкой к местности и последующего включения механизмов общественного и выборочного административного контроля по найденным несоответствиям. 
 
3. Взаимодействие. Проблема взаимодействия между органами власти с учетом их собственных интересов решается с помощью организации работы по «обмену не данными, а сервисами» и реализации указанных сервисов. 
 
4. Информирование. Проблема недостаточной информированности населения и бизнеса и обратной связи с ними решается введением соответствующих функций в городской или региональный геопортал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Международный опыт.

Правительство Сеула (Республика Корея) интенсивно осуществляет трехмерное моделирование города.

Правительство Сеула, столицы  Республики Корея, на протяжении последних  десяти лет проводит активную политику в области 3D моделирования. В настоящее  время Сеул входит в сотню мировых  лидеров по уровню развития электронного правительства (e-government) и движется на пути к созданию повсеместного правительства (u-government). В 2010 году были проведены масштабные работы по получению спутниковых и лидарных данных, созданию ЦМР и CAD моделей.

Новые данные применяются  в интересах государственных  служб (управление транспортом, экологический  мониторинг, безопасность и др.), местных  органов власти (территориальное  планирование, управление хозяйством), военных и телекоммуникационных учреждений, научных исследований и  моделирования (распространение пожаров  и звуков, например).

В дополнение к детальным  моделям городской застройки, текстурированных аэрофотоснимками с разрешением 10 см, некоторые из наиболее важных зданий получили модели внутреннего строения. Создание высокодетальных 3D моделей внутреннего убранства позволило привлечь в Сеул новых туристов.

Несмотря на существенные инвестиции, вкладываемые правительством страны в трехмерное моделирование, имеются факторы сдерживающие развитие данной технологии. Так, существенный «вес» моделей требует постоянного  обновления сетевой инфраструктуры для отправки и взаимодействия с  большими объёмами данных. Эти ограничения  не позволяют широко использовать возможности  трехмерного отображения в мобильных  устройствах и при проведении полевых работ. Высокая стоимость 3D моделирования является также  ограничивающим фактором повсеместного  использования возможностей 3D.

Стандарты и методы трехмерного  моделирования в Корее были разработаны  Министерством земельных ресурсов, транспорта и моря, согласно закону о проведении съемочных и картографических работ. Созданные трехмерные модели доступны посредством сети интернет всем жителям города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Муниципальные геоинформационные системы позволяют решать не только задачи управления земельно-имущественным комплексом, но и:

  • Планирование и развитие инфраструктуры территории (дороги, коммуникации и т. д.)
  • Планирование доходной части бюджета от земельных платежей, составление списков плательщиков земельного налога и расчет кадастровой стоимости земельных участков.
  • Навигационные задачи, контроль местоположения объектов, построение оптимальных маршрутов.
  • Экологический, санитарно-гигиенический мониторинг.
  • Планирование и управление мероприятиями по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

Внедрение ГИС на уровне муниципального образования дает эффективный  инструмент в руки специалиста, который  позволяет осуществлять планирование и гармоничное развитие  территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Информационные технологии при осуществлении градостроительной деятельности