Социальный педагог по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание

Цель исследования – проанализировать работу социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников. Объект исследования – досуговая деятельность старшеклассников. Предмет исследования – работа социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников. Задачи исследования: 1. Анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Раскрыть теоретические основы формирования культуры досуговой деятельности старшеклассников. 3. Проанализировать формы и методы работы социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 31-АСП.docx

— 88.66 Кб (Скачать документ)

Досуговая деятельность должна организовываться на определенных принципах, и ее организация должна предусматривать  педагогически регулируемое включение  личности в соответствии с выделенными  этапами.

Главным педагогическим условием организации досуговой деятельности старшеклассников следует признать формирование культурно-досугового пространства как той реальности с объективным очертанием контуров, в которой осуществляется досуговое взаимодействие на основе общности интересов, удовлетворения совпадающих или сочетающихся запросов, потребностей отдельных групп школьников.

Для того, чтобы формировать  у старшеклассников культуру досуговой  деятельности необходимо опираться  на сущность самого понятия «досуг», на его виды, а также чередовать активный досуг с пассивным.                

Досуговое пространство функционирует, сохраняется, если обеспечиваются его устойчивость через программирование деятельности и подвижность через обновление форм, позиций и ролей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2

РАБОТА  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

2.1. Формы и методы формирования культуры досуговой деятельности старшеклассников

 

При организации культурно-массовых мероприятий необходимо учитывать то, что в настоящее время ценностные ориентации молодежи в сфере досуга изменились. Старшеклассники используют свободное время не только для отдыха и развлечений, но и как возможность реализовать свои способности. Досуг старшеклассников отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей учащейся молодежи и социально-психологических особенностей сознания: повышенной эмоциональностью восприятия, высокой физической подвижностью, динамичной сменой настроения, зрительной и интеллектуальной восприимчивостью [25, с.14].

Оптимальными организационными формами  культурно-досуговой деятельности обучающихся являются активные формы, в основе которых – инициатива и практическое участие каждого  обучающегося. Поэтому необходимо вести  интенсивный поиск инновационных  форм организации досуга старшеклассников, избегать однообразных методов, искать интересные формы и приемы, сочетать их между собой [8, с. 12].

Ниже приведены наиболее популярные формы работы со старшеклассниками, ориентированные на развитие каждого  индивида, дающие возможность создания комплекса оптимальных педагогических средств:

- тематический вечер – это комплексное художественно-публицистическое действие, в котором в связной цепи устных выступлений, зрительных и музыкальных образов на конкретном сюжете раскрывается важная жизненная проблема. По содержанию тематические вечера обычно разделяют на: торжественные, связанные с событиями в жизни коллектива, предметные (математические, литературные, педагогические и т.д.), вечера отдыха (юмора, танцевальный и т.д.) [37, с. 122];

- викторина – игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Викторина развивает интерес к знаниям, расширяет кругозор, способствует развитию смекалки, находчивости, воображения;

- гостиная – гибкая, подвижная форма внеаудиторной работы позволяет расширить круг общения студентов, познакомить их с интересными людьми, учит подходить к каждому с позиции собеседника. Необходимо выбрать тематику гостиной (поэтическая, музыкальная, театральная, историческая, спортивная), пригласить гостей (обычно 1-3 человека), подготовить вопросы [7, с. 119];

- дискуссия, диспут – рассмотрение, исследование, публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы [43, с. 74];

- клуб веселых и находчивых  – одна из наиболее привлекательных коллективных форм включения студентов в состязательный поиск, способствует развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, юмора, находчивости и умения работать в команде [37, с. 115];

- конкурс – соревнование с целью выявить лучшего участника либо лучшую работу, оцениваемых жюри посредством распределения мест или баллов. Это соревнование (соперничество) на лучшее выполнение задания, в нем могут участвовать и коллективы;

- турнир – состязание рыцарей; личное или командное соревнование, состоящее из серии встреч, матчей (турнир-викторина, турнир ораторов, турнир знатоков этикета и другие) [42, с. 17];

- экскурсия – коллективное посещение места отдыха, достопримечательности с образовательной или увеселительной целью [7, с. 125].

И, наконец, следующая форма культурно-досуговой деятельности – игра. Игра также имеет свою теорию, это и форма, и метод. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических формах культурно-досуговой  деятельности.

Игра здесь рассматривается  как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как  действие изнутри созревших функций, рождающихся во взаимоотношениях с  окружающим миром [3, с. 42].

Для культурно-досуговой деятельности важно то, что игра наполняется  сюжетным содержанием, принимает новые  специфические формы и черты. При этом сложность сюжетного  содержания и, главное, совершенство игры позволяют личности подняться на более высокий уровень развития. Да и само воплощение в действии личностных качеств придает игре особый характер, игра становится искусством [36, с. 9].

Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть – это показатель культуры как личности, так и общества в целом.

Играющий человек стремится  к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает  игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий  для развития личности, поскольку  игровое поведение личности обладает потенциалом двух возможностей: возможностью проявления своей индивидуальности и возможностью социализирующей. Это  значит, что движущей силой игры является ситуация противоречия: регламентируемые традицией социокультурные ценности и неповторимо индивидуальный способ их освоения [5, с. 12].

Также, рассматривая данный пункт, необходимо отметить то, что в  культурно-досуговой деятельности сложилась определенная классификация методик: общая методика, типовые методики и частные методики. Все они функционируют по своим законам, вбирая в себя все наиболее общее и существенное в построении технологического процесса. Закономерности методик тесно связаны с законами развития культурных процессов. Квалификация специалистов учреждений культуры зависит от знания этих закономерностей, от умения творчески их применять.

К закономерностям методики культурно-досуговой  деятельности можно отнести:

- неразрывную связь социальных и культурологических задач;

- соответствие содержания и формы;

- последовательность при подготовке и проведении программ от идеи до замысла и определения формы;

- активно-деятельностный подход в создании программы; активизация аудитории;

- постоянная смена эмоциональных состояний;

- постепенное вовлечение во все более сложную деятельность участников программы;

- единство и взаимопереход субъекта и объекта;

- соединение в культурно-досуговой деятельности развивающих, рекреационных и гедонистических функций [7, с. 23].

В целях формирования культуры досуговой  деятельности старшеклассников можно  воспользоваться следующей методикой  – методикой самоорганизации  досуга старшеклассников, которая состоит  из четырех этапов (блоков):

1. Вводно-диагностического (излагаются цели, задачи, знакомство с формами занятий, планом; особое внимание обращается на создание исходной мотивации для старшеклассников; определение основных проблем в организации досуга).

2. Информационного (цель – знакомство с историей становления современной научной рефлексии времени; биоритмы; физиологические основы культуры использования времени).

3. Формирующего, аналитического (цель – изучение и самоанализ стратегических и тактических уровней освоения времени; упражнения в способности моделировать и программировать личностное время)

4. Контрольно-оценочного (цель – самоконтроль организации времени с помощью графиков и упражнений; составление программы дальнейшего самосовершенствования) [42, с. 13].        Данная программа самоорганизации досуга старшеклассников показывает позитивную динамику социальной активности детей в процессе самоорганизации ими досуга. А именно:

1) происходит развитие запросов старшеклассников, наблюдается расширение их досугового кругозора.

2) возрастает творческая активность старшеклассников. Приобретаются навыки продуктивной творческой деятельности, наблюдается тенденция к возрастанию избирательной творческой деятельности созидательного характера.

3) формируются суждения о собственной досуговой деятельности.

4) расширяется диапазон досуговых интересов старшеклассников при разносторонней активности досуговых, самостоятельно организованных, занятий.

5) повышается общекультурный уровень старшеклассников, наблюдается тенденция к расширению использования ими вариаций всевозможных досуговых форм.

6) повышается успеваемость в школе и возрастает активность старшеклассников в общественно-полезной деятельности в школе и в семье [43, с. 19].

Таким образом, необходимо сказать о том, что практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для старшеклассников являются музыка, танцы, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Поэтому необходимо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий [34, с. 12].

 

2.2. Описание комплекса мероприятий, направленных на формирование культуры досуговой деятельности старшеклассников

Организация – это функция управления, организующая деятельность в данном случае в действующей системе  культурно-досуговой работы.

Организация культурно-досуговой  деятельности – это наличие необходимых  для достижения выдвинутых целей  и задач людских, материальных, информационных ресурсов учреждений культуры, содержание и последовательность намеченных практических действий штатного аппарата, общественных работников культуры, инициативных групп, кружков, объединений, составляющих в  своей совокупности клубную общность. В понятие «организаторская деятельность» входит умение ставить цели и задачи, принимать решения, подбирать и расставлять кадры, распределять обязанности между ними, ценить время, отвечать за порученное дело, осуществлять контроль исполнения, добиваться реальных результатов, эффективно использовать материально-технические, людские и финансовые ресурсы учреждения культуры. Все это является исходным состоянием технологического процесса [21, с. 14].     Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, определить персонально обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля исполнения принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе. При определении основных задач организатору культурно-досуговой деятельности необходимо: уметь выделить главные задачи и второстепенные, внимательно следить за выполнением всей суммы задач, что позволяет вовремя увидеть изменение статуса второстепенной задачи, ее переход в разряд основных, своевременно решить те второстепенные задачи, которые оказывают или могут оказать влияние на ход выполнения основных. «Организация призвана обеспечивать оптимальное состояние досугового учреждения как социально-педагогической системы, то есть согласованность, взаимодействие, соподчинение и координацию всех ее структурных элементов»[21, с. 27].  Культура досуга как способность личности к выработке качественно нового, собственного подхода, замыслов и решений по организации своего свободного времени представляет своеобразный образ мыслей по созданию своих, индивидуализированных способов действия в сфере досуга. Как результат педагогического воздействия и самовоспитания, культура досуга является суммой одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и волевых факторов организатора свободного времени и объекта его воздействия, который последовательно преобразуется в субъект социально-культурного творчества [20, с. 47].     Многолетние комплексные исследования различных аспектов обеспечения культуры досуга не решили и не могли решить всей совокупности проблем, детерминирующих реализацию культуросозидающего потенциала рациональной организации и самоорганизации свободного времени разных групп населения. Однако они смогли существенно ускорить процесс их разрешения и сформулировать ряд социально значимых теоретических и методических положений [10, с. 25].   В ходе исследований была опровергнута идея о правомерности управления поведением, отношениями и деятельностью людей в сфере свободного времени, а также обоснована концепция рациональной организации досуга, исходящая из принципа опосредованного воздействия на личность, группу или иную социальную общность путем создания благоприятных условий для:

- удовлетворения, педагогически целесообразной коррекции и дальнейшего развития психофизиологических, коммуникативных, познавательных и эстетических потребностей;        - стимулирования социально значимых мотивов культурно-досуговой деятельности;            - формирования и развития умений и навыков рационально строить свой досуг;             - самовыражения и самоутверждения личности в сфере свободного времени [11, с. 79].          Такие ученые как И. П. Иванов, И. Подласов, Н. Е. Щуркова выделяют следующие формы организации досуговой деятельности, мероприятия, направленные на формирование культуры досуговой деятельности старшеклассников:             - воспитательное мероприятие;        - коллективное  творческое дело;        - турнир-викторина;          - творческий конкурс;          - праздник;            - игра [16, с. 39].         Целесообразность такой квалификации подтверждена опытно-экспериментальной моделью «Ориентир» под руководством М. П. Осиповой. 1. Воспитательное мероприятие.       К мероприятиям относятся события, занятия, встречи с интересными людьми, экскурсии.         Каковы же  цель и задачи каждого воспитательного мероприятия? Цель – всегда отношение. Но с помощью  одного мероприятия отношение (потребности, мотивы, действия, поступки) не сформируешь. Задачи воспитательного мероприятия – это то реальное, что достижимо на нем (эмоции, реакции, поведенческие действия). Воспитательное мероприятие – часть цели, в результате всей воспитательной работы. Каждое мероприятие выстраивается по определенной структуре. Первый этап – подготовительный, назначение которого вызвать у детей желание участвовать в мероприятии.       Задача второго этапа: создание психологического настроя, формирование готовности к предстоящей работе. Здесь целесообразно использовать вступительное слово, музыкальный фрагмент.  Важно оформление помещения, в котором проводится мероприятие.   Третий этап - содержательный. На нем осуществляется достижение предметного результата: дети участвуют в диалоге, слушают организатора, взаимодействуют с миром и проявляют к нему свое отношение.  Четвертый этап – эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия.   Особенно понравились детям воспитательные мероприятия, «Давайте говорить друг другу комплименты», «Мои права - моя свобода», «Правила честного спора».           Очень важно строить свою воспитательную работу таким образом, чтобы сочетались разнообразные формы [2, с. 11].       2. Коллективное творческое дело (КТД).     Методика КТД разработана И.П. Ивановым.     КТД – дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.  Первый этап – предварительная работа организатора досуга. На этом этапе ставится цель, определяется место КТД в системе других форм досуговой деятельности.        Второй этап – коллективное планирование. Организатор проводит стартовую беседу, в процессе которой обсуждается, как и для кого провести КТД. Затем ведется работа в микрогруппах – обсуждение дела.   Организатор досуга может помогать некоторым группам  при помощи наводящих вопросов, подсказок, советов, одобрения, предложения сделать выбор из нескольких вариантов. Иногда на данном этапе возникают споры.  Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микрогруппах. Поощряются сюрпризы, интересные находки.     Четвертый этап – коллективное осуществление задуманного. Каждая  микрогруппа демонстрирует то, что заготовила.     Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость данного КТД с помощью вопросов типа: «Что было хорошо и почему? Что нужно учесть на будущее?».  Главное – организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение ребят.        Шестой этап – продолжение начатого в других формах деятельности. КТД также может использоваться в разновозрастной группе. Успешно за последние годы прошли такие КТД, как «Путешествие по морю вежливости», «Портрет культурного человека», «Аукцион  знаний», творческий конкурс.          Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности.          Например, конкурс поделок к празднику, конкурс «Цицеронов», конкурс тематических плакатов, конкурс «Правовой калейдоскоп» [16, с. 9] 3. Турнир-викторина.        Турнир-викторина – это КТД, предполагающее состязание в эрудиции нескольких команд и сочетающее особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины.        Дети ищут и задают вопросы, предполагающие занимательные задания, познавательные задачи.         При подготовке к турниру–викторине дети делятся на команды, придумывают им названия, договариваются о количестве и теме вопросов. Можно использовать такие способы проведения турнира-викторины:  «По кругу», или «Цепочка».          По очереди задаются вопросы на одну и ту же тему.     Во время игры следует помнить, что главное в ней – не соревнование «Кто больше», а  умение  дружно и слаженно работать.     При подведении итогов организатору необходимо отметить самые интересные вопросы, поблагодарить наиболее активных.    При составлении вопросов к познавательным  викторинам  следует придерживаться следующих правил:        - вопрос должен быть корректным;        - нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее полного ответа;             - нельзя, чтобы вопрос требовал перечисления;      - нельзя, чтобы вопрос состоял из нескольких  вопросов.  Тематика викторин: «Кому в нашем городе поставлены памятники», «Знатоки этикета», «Этих дней не смолкнет слава» и др. [19, с. 29].   4.Творческий конкурс.        Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности. За победу в конкурсе полагается вознаграждение.   Творческий конкурс – значит оригинальный, нестандартный. Здесь участники соревнуются в той деятельности, которая отличается творчеством. Можно использовать  следующие конкурсы: «Красноречие», «Пятиминутка эрудитов», «Ярмарка профессий», «Проще простого», «Разминка».            При организации творческого конкурса ученые (С. П. Афанасьев, С. В. Коморин, А. И. Тимонини и другие) называют 10 главных компонентов успеха, о которых следует помнить.       Это:              - интересные задания;          - красивое оформление;

Информация о работе Социальный педагог по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников