Понятие социальной роли в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:44, реферат

Описание

Понятие “социальная роль” было выработано в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее — Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и др. В дальнейшем оно получило отражение в различных социологических построениях, прежде всего функционалистских и интеракционистских. В последнем случае имеются в виду конвенциальные и межличностные роли. В функциональном понимании определение социальной роли дано Р. Липтоном че¬рез статусные позиции, права и обязанности личности. В нашей стране ролевая концепция личности разрабатывалась И.С. Коном, В.А

Работа состоит из  1 файл

Понятие социальной роли в культуре.docx

— 21.72 Кб (Скачать документ)

Понятие социальной роли в культуре

Понятие “социальная роль” было выработано в начале XX в. в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, позднее — Т. Парсонса, Т. Шибутани, Р. Липтона и др. В дальнейшем оно получило отражение в различных социологических построениях, прежде всего функционалистских и интеракционистских. В последнем случае имеются в виду конвенциальные и межличностные роли. В функциональном понимании определение социальной роли дано Р. Липтоном через статусные позиции, права и обязанности личности. В нашей стране ролевая концепция личности разрабатывалась И.С. Коном, В.А. Ядовым и др. (См.: Кон И.С. Социология личности. М., 1976; Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1976). 
 
Широко используется указанное понятие в концепциях, отождествляющих жизненные ситуации с игрой и сводящие деятельность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятия “социальная роль” и “игра” отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации, например, с их помощью удается точнее описать факты приспособления человека к определенным условиям. Кроме того, “ролевая теория” неплохо объясняет феномены отчуждения и конформизма. 
 
Исследуя соответствие индивидуальной мотивации общественным нормам и ценностям, а также выполнение людьми предписанных им правил, последователи ролевой теории широко используют ситуацию актера и роли или двух актеров. При этом часто ссылаются на следующие слова пьесы В. Шекспира “Как вам это понравится”:

Каждая роль требует от актера определенного  поведения. Стало быть, это поведение может соответствовать или не соответствовать ожидаемому. От актера требуются определенные действия, да и сам он оценивает себя в зависимости от того, какую роль играет и какую роль хотел бы играть на “сцене”, именуемой жизнью. Но коль скоро общество к каждому своему члену предъявляет определенные требования, то ему всегда приходится к ним приспосабливаться, т.е. “играть роль”. В результате и возникают так называемые ролевые ситуации, в связи с которыми определяются интересы и мотивы в поведении людей.

Различают (например, Т. Шибутани) два типа социальных ролей — конвенциальные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Вторые определяются взаимодействием людей друг с другом. Каждый человек, по мнению Т. Шибутани, играет какую-то роль, поэтому именно роль, а не сам человек, является той единицей, которая подлежит изучению. В соответствии с исходными положениями автор различает “играние роли” и “принятие роли”. Под игранием роли понимается организация поведения в соответствии с групповыми нормами, а под принятием роли — требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека. В соответствии с этим предлагается следующий способ разрешения жизненных конфликтов и противоречий: “Сложное приспособление возможно благодаря тому, что, понимая роли других, человек может представить себе, как они будут реагировать на то, что он делает или собирается делать, но чтобы понять это, участник должен представить самого себя в положении другого. Покупатель, например, может вообразить, как его просьба прозвучит для продавца, и соответственно подобрать выражения”

Много внимания разработке концепции  социальной роли и определению этого  понятия уделено в работах  И.С. Кона. “^ Социальная роль — это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе” (Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений.

Итак, люди взаимодействуют в социальном пространстве, разыгрывая различные роли. При этом синтез собственного “Я” и роли являет собой сущность человека и именно таковым он воспринимается окружающими в подавляющем числе ситуаций и контактов. Партнёры начинают отличать собственное “Я” и “роль” другого человека, когда им необходимо адаптироваться к сложной ситуации, не поддающейся контролю, или в случае, когда контакт перерастает в привязанность, потребность в этом человеке. И в том. и в другом случаях для разведения “Я” и “роли” другого человека необходимы эмпатия и анализ ролевой дистанции.

Следует признать, что оторванный от мира человек теряет всякое удовольствие и необходимость играть. Чем уже круг его общения, тем меньше он будет играть. В обществе же человек подключается к некой грандиозной всеобщей игре, где всё взаимосвязано, поэтому и роль обязательно имеет резонанс в любом своём проявлении. Собственно роль можно представить как некое множество усвоенных и обязательных социальных действий, которые являются следствием и причиной социодрамы.

Понятие «экспектации» как специфических социальных ожиданий 
 
 
Если бы действия индивидов были непредсказуемы, наверное, взаимодействия между ними не только были бы затруднены, но и сам феномен общества стал невозможен. Зная, какую социальную роль проигрывает человек, мы предвидим его действия, психологически готовясь реагировать на них. Например, встречу с деканом студент вполне может проиграть для себя накануне. Такие специфические социальные ожидания, обращённые к человеку, занимающему определённый статус, обозначаются термином “экспектации”. Экспектации могут фиксироваться (письменно или устно) и тогда они становятся социальными нормами. Так социальные институты (религия, образование, семья и др.) функционируют через закрепление социальных ролей в нормах. 
 
Экспектации могут быть “пассивными” - слабо выраженными, не предполагающими активного обратного действия; и “активными”, проявляющимися через категорические требования и проявление страстного нетерпения. Одни экспектации выражены в чётких правилах, инструкциях, сохраняющих субординацию; другие могут вообще не осознаваться, человек может действовать по привычке или по интуиции. Последняя может быть рассмотрена как жизненный опыт на основе знания социальных ролей. Если всё же ожидание не оправдывается, человек вынужден срочно менять свою стратегию и искать новые способы адаптации к ситуации. Так, молодой специалист в ожидании светлого будущего, поступая на работу, ждёт рекомендаций и соответствующей реакции от своего шефа. Некомпетентные действия или недостаток внимания могут ощутимо деформировать любые правильные установки, если же в обществе ожидания нарушаются очень часто, то происходит трансформация экспектаций, что служит верным признаком кризиса, стохастических процессов в обществе. Такое несоответствие экспектации реальности возможно в случае неудачной социализации. 
 
Ролевые экспектации относительно безличны, любой человек в процессе социализации приобретает представления о целом наборе ролей, предлагаемом обществом (муж, жена, мать, преподаватель, студент и т. д.). Однако если человек ориентируется не просто на статусное лицо, если предполагаемый контакт важен в целях достижения какой-либо цели, лицо, проигрывающее роль, становится интересным как личность. Отметим, что чем меньше группа взаимодействующих лиц и чем ближе они знают друг друга, тем более личностный характер принимают взаимные ожидания. 
 
 
^ Значение «идеальной модели» поведения для определенной роли в культуре 
 
 
Существует мнение, что люди по-разному относятся к жизни, воспринимая её либо как шахматную партию, либо как бокс. Но в любом случае смысл игры – в победе, различие – в разных стратегиях. Чтобы выиграть партию или раунд, необходимо проанализировать предполагаемое ролевое поведение своего партнёра, которое можно рассматривать как взаимопроникновение социальной роли и индивидуального исполнения. Такое сложное единство в основе своей имеет “идеальную модель” поведения для определённой роли в культуре. Из чего складывается и как формируется такая идеальная модель? Возьмём для примера роль студента. Уже в средние века студент ассоциировался с человеком нонконформистского типа, зачастую нарушающим общее генное спокойствие, ценящим внутреннюю свободу и интеллект. В Европе бюргерши прятали благовоспитанных девиц от студентов. Пытаясь представить усреднённый образ студента, в своём воображении мы обращаемся к традициям Кембриджа, Гарварда, Итона и других университетов. Возникновение с наступлением интеллектуальной революции студенческих городков даже архитектурно ограничивало уникальный социальный мир студенчества. Но мы корректируем образ и с современным знанием: своеобразные легенды старшекурсников также способствуют формированию социального типа «студент» 
 
Интересно, что в истории существовали целые системы социальных идеальных моделей ролей: конфуцианство, русский “Домострой”, коммунистическая система. Усваивая соответствующие идеальные модели, индивид адаптирует их к себе сразу, для того чтобы в дальнейшем их интерпретировать. Интерпретация – это процесс во многом творческий, результатом которого становится выработка собственного стиля исполнения роли. Чаще всего, найдя такой стиль, человек придерживается его всю жизнь, хотя какие-то кризисные моменты, кардиналыая переоценка ценностей могут его изменить. Обозначенные игры: происходят не в изолированном пространстве. Играть для себя – удовольствие небольшое, человеку необходима публика, оценивающая игру. Хотя оценка может быть жестокой, существует потребность возвращаться на сцену вновь и вновь. Оценивающая публика может повлиять на смену ролевого стиля, может вообще заставить человека отказаться от какой-либо роли или навязать новую роль.

Аккультурация (англ. acculturation, от лат. ad — к и cultura — образование, развитие) — результат процесса взаимовлияния культур, восприятия людьми одной национальности полностью или частично культуры другой этнической общности. Аккультурация является необходимым элементом межкультурного взаимодействия и существенной составляющей более широкого процесса глобализации. Аккультурация может быть естественным процессом жизни людей в мультиэтническом обществе, а может быть результатом направленной политики государства, предоставляющего гражданство только тем прибывающим на его территорию мигрантам, которые должны пройти т. н. натурализацию, прежде всего изучить государственный язык (иногда называемый официальным) или тот, на котором говорит большинство граждан страны. Аккультурация предполагает также принятие норм поведения, образцов повседневной жизни, предпочтение культуры доминирующей этнической общности.

Культуры при взаимодействии не просто дополняют друг друга, но вступают в сложные отношения, в  ходе которых они взаимно адаптируются путем заимствования их лучших продуктов. Обусловленные этими заимствованиями  изменения вынуждают людей данной культуры приспосабливаться, адаптироваться к ним, осваивая и используя эти  новые элементы в своей жизни. В результате этого человек в  большей или меньшей степени  достигает совместимости с новой  культурной средой. Считается, что и при взаимодействии культур, и при приспособлении человека к элементам новой культуры происходит процесс аккультурации.

Понятие и сущность аккультурации

Исследованием процессов  аккультурации стали заниматься в начале XX в. американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц. Сначала они рассматривали аккультурацию как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в одной или обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп). Однако постепенно исследователи отошли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида, представляя процесс аккультурации как изменение ценностных ориентации, ролевого поведения, социальных установок индивида. В настоящее время термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (у культуры донора). Можно сказать, что на уровне отдельного человека аккультурация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для жизни в чужой культуре.

Исследования в области  аккультурации особенно интенсифицировались  в конце XX в. Это связано с миграционным бумом, который переживает человечество и который проявляется во все  возрастающем обмене студентами, специалистами, а также в массовых переселениях. По некоторым данным, сегодня в  мире вне пределов страны своего происхождения  проживает более 100 млн человек.

Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе.


Информация о работе Понятие социальной роли в культуре