Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 16:26, доклад
Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполня
Структура профессиональной деятельности
Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель). Схематично указанные компоненты могут быть представлены следующим образом:
 
 
Любая деятельность осуществляется в 
направлении от субъекта к объекту, 
хотя объект является главным, определяющим 
содержанием деятельности. Разберём 
последовательно каждый элемент 
схемы, начиная с её определяющего 
элемента - объекта. 
Вопрос о объекте и субъекте социально-педагогической деятельности остается дискуссионным в современной социальной педагогике. По мнению М.А.Галагузовой объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития. В.А. Сластенин утверждает, что объектом профессиональной деятельности социального педагога выступает, с одной стороны, растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Возможно и иное толкование, - объектом деятельности социального педагога является социально-педагогический процесс как целенаправленная последовательность действий, обеспечивающая оптимальное достижение цели (Л.Н.Маркина, В.А.Никитин).
Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:
Очевидно, что 
ведущим субъектом социально-
Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Любая деятельность 
осуществляется с помощью средств. 
К средствам относят все действия, предметы, 
орудия, приспособления, методы, формы 
и технологии, с помощью которых достигаются 
цели деятельности. Многообразие функций 
(диагностическую, прогностическую, посредническую, 
коррекционно-реабилитационную, охранно-защитную, 
предупредительно-
Цель деятельности социального педагога:
По согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.
Функции деятельности социального педагога.
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
Реализуя аналитико-
Прогностическая функция социального 
педагога заключается в том, что он: на 
основе анализа социальной и педагогической 
ситуации прогнозирует процесс воспитания 
и развития личности школьника, оказывает 
помощь в саморазвитии и самовоспитании 
его личности, определяет перспективы 
развития обучающегося в процессе социализации; 
планирует собственную социально-педагогическую 
деятельность на основе анализа результатов 
предыдущей работы. 
Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной 
функции: способствует включению субъектов 
воспитательной деятельности - общественности, 
учреждений дополнительного образования 
и др. в процесс социального воспитания 
подрастающего поколения, в совместный 
труд и отдых; позволяет ему участвовать 
в формировании гуманистической системы 
взаимоотношений в детской и подростковой 
среде, а также оказывать влияние на отношения 
детей, подростков и взрослых.  
Коррекционная функция социального педагога 
заключается в том, что он: старается оградить 
обучающихся (воспитанников) от негативных 
влияний социальной среды; осуществляет 
коррекцию самооценки школьников и помогает 
им избавиться от вредных привычек.  
Реализуя координационно-организаторскую 
функцию, социальный педагог: организует 
социально значимую деятельность детей 
и подростков в открытой микросреде; включает 
обучающихся в различные виды продуктивной 
деятельности с учетом психолого-педагогических 
требований к ней; организует коллективную 
творческую деятельность детей с участием 
взрослых; координирует деятельность 
всех субъектов социального воспитания; 
взаимодействует с органами социальной 
защиты и помощи.  
Выполнение функций социально-педагогической 
поддержки и помощи воспитанникам побуждает 
социального педагога: оказывать квалифицированную 
психолого-педагогическую помощь обучающемуся 
(воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, 
самооценке, самоутверждении, самоорганизации 
и самореализации; устанавливать доверительные 
отношения с клиентом.  
Охранно-защитная функция социального 
педагога заключается в том, что он: использует 
весь комплекс правовых норм, направленных 
на защиту прав и интересов обучающихся 
(воспитанников) и их объединений; содействует 
применению мер государственного принуждения 
и реализации юридической ответственности 
лиц, допускающих прямые или опосредованные 
противоправные воздействия на детей;  
взаимодействует с органами социальной 
защиты и помощи.  
Реализуя психотерапевтическую функцию, 
социальный педагог: заботится об обеспечении 
положительного эмоционального состояния 
школьников; оказывает им помощь в разрешении 
межличностных конфликтов, снятии депрессивного 
состояния; содействует в создании ситуаций 
успеха школьников.  
Выполнение социально-профилактической 
функции предполагает, что социальный 
педагог: организует систему профилактических 
мер по предупреждению отклоняющегося 
(девиантного) поведения и преступного 
(делинквентного) поведения детей и подростков; 
влияет на формирование их нравственно-правовой 
устойчивости; организует систему мер 
социального оздоровления детей из семей 
группы социального «риска».  
Реабилитационная функция социального 
педагога заключается в том, что он организует 
систему мер по социально-педагогической 
реабилитации и поддержке лиц (прежде 
всего несовершеннолетних), вернувшихся 
из мест лишения свободы, спец.учреждений, 
по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, 
стресс, употребление наркотиков, сексуальная 
агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих 
различные затруднения, которые приводят 
к социальной дезадаптации.