Социальный педагог по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание

Цель исследования – проанализировать работу социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников. Объект исследования – досуговая деятельность старшеклассников. Предмет исследования – работа социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников. Задачи исследования: 1. Анализ научной литературы по проблеме исследования. 2. Раскрыть теоретические основы формирования культуры досуговой деятельности старшеклассников. 3. Проанализировать формы и методы работы социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 31-АСП.docx

— 88.66 Кб (Скачать документ)

 

 ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования обусловлена существенными изменениями, происходящими в воспитании современной молодежи, внедрением в социально-педагогическую практику новых подходов, соответствующих тенденциям развития украинского общества, в котором наблюдаются процессы социального расслоения, разрушения традиционных нравственных ориентиров, роста преступности, маргинализации населения, обострения межнациональных конфликтов, снижения общенародной доступности сфер культуры, дополнительного образования, досуга и спорта. Обострение социально-политической, экономической и демографической ситуации в стране привело к появлению кризиса в молодежной среде, исход из которого может быть как благоприятный (личность при этом приобретает новый жизненный опыт), так и неблагоприятный (получают различного рода психические заболевания, происходят такие негативные процессы, как алкоголизация, наркомания, правонарушения, суициды).     Одним из вариантов педагогической помощи молодым людям в этих сложных обстоятельствах следует признать целесообразную организацию их свободного времени, позволяющую в этот период решать широкий комплекс воспитательных и реабилитационных задач, направленных на обогащение духовного облика, содействующих самообразованию и развитию молодых людей, помогающих им находить выходы из сложных жизненных проблем.  Социально-воспитательное значение досуговой деятельности для становления и развития молодого поколения отображено в государственных документах, которые определяют образовательную политику Украины и политику относительно прав детей и молодежи. Среди таких документов: национальная программа «Образование» («Украина ХХІ век») (1993 г.), национальная программа «Дети Украины» (1996 г.), «Декларация об общих основах молодежной политики в Украине», законы Украины «Об охране детства», «Об образовании», «О внешкольном образовании» (2000 г.), «Конвенция о правах ребенка» и т.д.        Указанные выше документы гарантируют право человека на свободное время. Изложенные в них положения направлены на создание в социуме условий для гармонического развития личности в свободное время.   Анализ научных исследований и статистических материалов свидетельствует, что в настоящее время общий уровень обеспечения досуга вступил в явное противоречие с требованиями жизни и запросами молодого поколения. Все это приводит к существенным изменениям в подходах как к его организации, так и содержанию, и в силу этого ставит теорию и практику перед необходимостью поиска оптимальных путей организации и проведения досуга для разных категорий молодежи и ее возрастных групп, переосмысления проблемы досуговой деятельности с точки зрения ее общечеловеческой и социально-педагогической значимости.    В разные годы вопрос о целесообразности использования свободного времени в деле становления и развития личности рассматривали М. Г. Бушканец, Б. А. Грушин, Г. А. Евтеева, Г. Е. Зборовский, Г. П. Орлов, Г. А. Пруденский, Э. В. Соколов и другие. Важность педагогической организации свободного времени в жизни детей, в процессе их социализации подчеркивали С. Н. Иконникова, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, И. В. Саркисова, В. Я. Суртаев, В. А. Сухомлинский, С. А. Шмаков и другие. А. Ф. Воловик, В. А. Воловик, И. Е. Романова, Б. А. Титов, Б. А. Трегубов, К. Д. Ушинский отнесли досуг к той сфере деятельности, которая предоставляет широкие возможности для наиболее полного проявления индивидуальных качеств человека, обеспечивает реализацию способностей, духовно-нравственное развитие личности и, вследствие этого, имеет особую значимость для юношества.         В последние десятилетия теория и практика досуга обогатились исследованиями Ф. Э. Ахмедова, Р. И. Изатуллоева, В. В. Кирсанова,   В. В. Нефедова, Т. В. Рябовой, И. Н. Чередниченко, Н. И. Южаковой, в которых делается попытка разведения понятий «детского» и «молодежного» досуга, выдвигается идея возрастания его роли в социализации подрастающих поколений в условиях нестабильности общественной жизни.  В то же время, при таком значительном внимании к проблемам свободного времени в молодежной среде, со стороны ученых сегодня нет еще четкости в характеристике особенностей организации досуговой деятельности современных старшеклассников, не выявлены социально-педагогические условия организации досуговой деятельности. Таким образом, можно констатировать наличие явных противоречий между:   - разработанностью проблемы рационального использования культурно-досуговой деятельности в жизни человека, в социальном становлении молодого поколения в теории и истории культуры и ее недостаточной изученностью по отношению к старшему школьному возрасту в педагогике;            - формальным признанием значимости досуговой деятельности в социализации личности и фактическим сведением ее организации к набору дел и мероприятий;           - активно-деятельностной природой ребенка и отводимой ему пассивной ролью в досуге;          - коллективистической направленностью досуговой деятельности и стремлением школьника к личностной автономии в ней;     - наличием предпосылок для оформления методики воспитания старшеклассников в досуговой деятельности и неразработанностью условий ее успешности.           Таким образом, все выше изложенное подтверждает, что к настоящему времени данная проблема остается малоизученной, что приводит к рассмотрению данной темы: «Работа социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников».  Цель исследования – проанализировать работу социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников.  Объект исследования – досуговая деятельность старшеклассников.  Предмет исследования – работа социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников.   Задачи исследования:          1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.    2. Раскрыть теоретические основы формирования культуры досуговой деятельности старшеклассников.        3. Проанализировать формы и методы работы социального педагога по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников.   Методы работы:           - теоретические методы (анализ, систематизация, классификация, сопоставление, обобщение, теоретическое моделирование);    - сбор эмпирических данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование);            - педагогический эксперимент (констатирующий).     Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

1.1. Сущность  понятий «досуг», «досуговая деятельность»,  «культура досуговой деятельности»

                                                          

В современных условиях развития общества наблюдается существенное повышение интереса к формированию принципиально нового подхода не только культуры в целом, но и к  ее прикладной отрасли – культурно-досуговой  деятельности. Рациональное использование  свободного времени – досуга способствует формированию высокой духовности, физического  совершенства, удовлетворению потребностей человека в общении, творческому  развитию [10, с. 56]. 

Над проблемой разумного, бережного использования каждого часа нашей огромной ценности – времени – задумывалось много умов человечества всех эпох и времен, в том числе и древние философы. Время притесняло людей своей быстротечностью, поэтому они стремились понять его природу, как-то укротить, приручить его, с пользой использовать

Изучение культурно-досуговой  деятельности в ее динамическом развитии способствует более глубокому проникновению в сущность этого явления, помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низких форм к высшим. Исторический подход позволяет выявить в культурно-досуговой деятельности общее, что является присущим во все исторические эпохи, и особенное, специфическое, что характерно для каждого отрезка времени.

Историческое прошлое  представляет собой источник богатого опыта, который накоплен многими  поколениями в организации свободного времени, элементы которого с успехом  могут быть использованы в современной  практике. Досуг как социальное явление имеет глубокий исторический корень. Творческая деятельность на досуге и человеческое представление положили начало искусству, науке и технике. Пещерная живопись, возможно, является одним из первых видов искусства. В исторических источниках описаны такие виды рекреативной деятельности, как танцы, театральные представления и детские игры [21, с. 37].

В зарубежной науке отсчет познания явления «досуга» начинается с Платона и Аристотеля. Выдающиеся философы оценивали свободное время  как наиболее важное для совершенствования человека [16, с. 78].   Свободная деятельность со времен Античности рассматривается как высшее проявление человеческого духа, а досуг как высшее благо (Аристотель). Еще Ш. Фурье, В. Сен-Симон, Р. Оуэн выдвигали положения о необходимости увеличения свободного времени для всестороннего развития личности. А. Шопенгауэр называл досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего Я. М. Каштан определяет досуг как время самоцельной деятельности, которое представляет возможность для отдыха, развития личности и служения обществу [28, с. 94].         В русском языке слово «досуг» употреблялось уже в ХV в. Несмотря на столь раннее происхождение самого термина и возникновения интереса к досугу как пространству времени, современное понятие досуга сформировалось в период индустриального развития общества.    Через увеличение производительности и интенсивности труда общества такого типа смогли обеспечить сокращение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели. Только с появлением индустриального общества досуг и труд, досуг и учеба оказались четко разделенными.

 В связи с этим история изучения сущности, структуры, закономерностей функционирования и развития досуговой сферы деятельности ведется от работ К. Маркса и Т. Веблена, в которых отражена многолетняя работа по формированию понятийного аппарата, позволяющего описать досуговое пространство в логически строгих терминах [33, с.7]. Плодотворное использование досуга человеком – важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть  досуга в современном обществе   занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах [35, с. 44].

Определение досуга распадается  на четыре основных группы.

- Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем  культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.

- Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.

- Досуг, как свободное  время, время выбора. Это время  может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

- Досуг интегрирует три  предыдущих концепции, стирает  грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени [1, с. 204].

Макс Каплан считает, что  досуг – это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

В силу ряда обстоятельств, понятия «свободного времени» и «досуга» исследователи трактуют по-разному. Так, например, английский социолог  Н. Андерсон свободное время определяет путем исключения из внерабочего времени на сон, еду и гигиену, при этом домашний труд он рассматривает как часть свободного времени. Однако вряд ли возможно относить домашний труд к отдыху лишь на том основании, что он не входит в «рабочее время».

В последние десятилетия  широкое признание получает идущая еще от К. Маркса идея свободного времени  как времени, свободного от «естественной  необходимости или социальной обязанности». В западной социологии этот рациональный подход к трактовке во многом связан с именем Ж. Дюмазедье, а в отечественной  социологии – с именами С.Г. Струмилина и Б.Л. Грушина [11, с. 75].

Важным аспектом рассматриваемого вопроса выступает соотношение  понятий «досуг» и «свободное время». Немецкий ученый Г.Клут термины  «свободное время» и «досуг» совмещает, свободное время рассматривает  в целом как противоположный  работе мир, в котором активность человека направлена на отдых. Аналогичной  точки зрения придерживается отечественный  исследователь Э.М. Коржева, рассматривая термин «досуг» как синоним слова  «свободное время».

Отечественный исследователь  В.Д. Патрушев свободное время характеризует  как часть времени суток, свободную  от труда в общественном хозяйстве  и связанного с ним времени  удовлетворения физиологических и  бытовых потребностей и домашнего  труда, а «досуг» описывает как  часть свободного времени, которая  служит как отдыху, так и развитию личности [24, с. 19].

В зависимости от того, какие  виды деятельности исследователи относят к досугу, а какие к свободному времени, они определяют различные

функции досуга. Г.И. Минц считает, что творческие занятия относятся  к

свободному времени, а  не к досугу. Схожей точки зрения придерживается

Л.И. Михайлова, которая к  досугу относит только занятия, связанные  с

отдыхом, развлечением, потреблением культурных занятий.

На самом деле, хотя досуг  часто сводят к отдыху, многое зависит  от того, какой вид времяпрепровождения  конкретно рассматривается. Такая позиция дает основание говорить о самых разнообразных функциях досуга: от отдыха и развлечения до развития и самореализации. Этой точки зрения придерживается А.И. Кравченко, рассматривающий досуг как составную часть категории «свободное время» и отмечающий, что досуг – деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору [28, с. 32].

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и  добровольностью выбора его различных  форм, демократичностью, эмоциональной  окрашенностью, возможностью сочетать в не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для  значительной части молодых людей  социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации.   На современном этапе развития общества сфера свободного времени представляет собой уникальную и неповторимую отрасль культурно-досуговой деятельности, которая отличается как широким разнообразием связей, так и особенной сложностью отношений компонентов своей внутренней структуры  [23, с. 17].        Досуговая деятельность, по мнению Н.Н. Никитиной, представляет собой деятельность индивидуума по организации своего свободного времени, которое как социальная категория характеризуется объемом (величиной), структурой и содержанием. Культура досуга трактуется Н. Ф. Максютиным как умение грамотно, с пользой для развития личности распорядиться свободным временем [36, с. 12].       Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного человека, так и группы в целом. Культура индивидуального и общественного досуга связана с системой эталонных норм досуговой деятельности, которые складываются у народа, граждан той или иной страны и которые сопоставимы с современными качествами досуга, этическими принципами рекреационной деятельности. Культура досуга всегда варьируется и зависит от социального слоя, организации (уровень сервиса, учет психологических особенностей разных групп отдыхающих, соблюдение безопасности досуга и др.), а также содержания досуга [20, с. 98].         Составляющими культурно-досуговой деятельности являются игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-творческая, включая исполнительскую. Культурно-досуговая деятельность – это праздники, отдых, развлечения, созерцание и т.п. Именно поэтому она может удовлетворить самые разнообразные интересы в свободное время, что позволяет рассматривать ее, как духовное пространство для расширения возможностей вхождения в культуру.               Развитие науки и социальной практики позволили утвердить в общественном сознании понимание культуры досуга как интегрального качества личности, отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих сущностных сил [20, с. 102].        Культурно-досуговую деятельность следует рассматривать как процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Она функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата [29, с. 19].           Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассматривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного           сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности [39, с. 104].

 

1.2. Психолого-педагогические  особенности формирования культуры  досуговой деятельности старшеклассников

 

Как уже было сказано, досуг – это деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою  способность к труду и развивает в себе в основном  те  умения  и способности,  которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой  деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает,  что он  не  пустое  время провождение,  не простое бездельничанье и вместе с тем не  по  принципу:  «что  хочу,  то  и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных  интересов и целей, которые ставит перед собой человек.  Усвоение  культурных  ценностей, познание  нового,  любительский  труд,  творчество,  физкультура и   спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим  может быть  занят он  в свободное время. Все эти занятия  укажут  на  достигнутый  уровень  культуры молодежного досуга [12, с. 41].

От умения направлять свою деятельность в  часы  досуга  на  достижение общезначимых  целей,  реализацию  своей  жизненной  программы,  развитие   и совершенствование  своих  сущностных  сил,  во  многом  зависит социальное самочувствие  молодого  человека,  его  удовлетворенность  своим   свободным временем [27, с. 197].

К  специфическим  чертам  старшего школьного возраста  относится  преобладание   у   него поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна  к игровой  деятельности,  захватывающей  психику  целиком,  дающей  постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с  трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной.

Многочисленные  наблюдения  за  практикой   подготовки  и проведения  молодежных  культурно-досуговых  мероприятий  свидетельствует  о том, что их успех в значительной мере зависит от включения  в  их  структуры

игровых   блоков,   стимулирующих   у    молодых    людей    стремление    к

состязательности, импровизации и изобретательности [3, с. 72].

К другим особенностям молодежного  досуга  относится  своеобразие  среды  его протекания.  Родительская  среда,  как  правило,  не  является  приоритетным центром проведения досуга старшеклассников. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне  дома,  в  компании  сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые  люди  охотно принимают  советы  и  наставления  родителей,  но  в  области  специфически досуговых интересов, то  есть  при  выборе  форм  поведения,  друзей,  книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Значит, общение  в молодежной компании – это форма досуга,  в  которой  юный человек нуждается органически. Тяга к общению со  сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в  эмоциональных  контактах [18, с. 65]. 

Информация о работе Социальный педагог по формированию культуры досуговой деятельности старшеклассников