Российские особые экономические зоны: итоги применения и потенциал развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание

До недавнего времени в России не существовало инструментов для привлечения иностранных инвесторов в форме таможенных, налоговых и иных льгот.
Зарубежный опыт показывает, что развитие национальных отраслей промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставлени

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ. МЕСТО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
2.1. Разновидности особых экономических зон
2.2. Правовые особенности свободных экономических зон
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1. Проблемы ОЭЗ и пути их решения
3.2. Перспективы развития ОЭЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КурсоваяИИ_Глазова.doc

— 708.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»

 

Кафедра «Инвестиционный менеджмент»

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Иностранные инвестиции»

 

 

на тему:

«Российские особые экономические зоны: итоги применения и потенциал развития»

 

 

 

Выполнил:

Студент группы

ИСП-09(11)-ЗФМ-3/6-09 Глазова Е.В.

Проверил:

Д.э.н., проф. Кабир Л.С.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ. МЕСТО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

2.1. Разновидности особых экономических зон

2.2. Правовые особенности свободных экономических зон

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

3.1. Проблемы ОЭЗ и пути их решения

3.2. Перспективы развития ОЭЗ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

26

 



ВВЕДЕНИЕ

До недавнего времени в России не существовало инструментов для привлечения иностранных инвесторов в форме таможенных, налоговых и иных льгот.

Зарубежный опыт показывает, что развитие национальных отраслей промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставления государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства, предложения определенного «пакета» льгот и привилегий инвесторам, государственного содействия в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, предоставления инвесторам всей необходимой инфраструктуры для производства конкурентоспособных на мировых рынках товаров.

Наличие всех этих инструментов сочетается в механизме создания и функционирования особых экономических зон (ОЭЗ). В отечественных и зарубежных источниках отсутствует однозначная трактовка ОЭЗ. Существующие определения охватывают или отдельные виды зон, или дают различные общие трактовки этих хозяйственно-территориальных образований, что нередко осложняет понимание их сущности.

Таким образом, можно определить цель работы – понятие российских особых экономических зон, итоги их применения на практике и потенциал дальнейшего развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение понятию «особая экономическая зона»;

- изучить законодательную базу и историю создания особых экономических зон в Российской Федерации;

- подвести итоги применения российских ОЭЗ на настоящий момент;

- оценить возможные перспективы развития.

Следует отметить, что на сегодняшний день практически нет специализированной научной литературы, посвященной особым экономическим зонам. В процессе исследования автором были изучены различные публикации на данную тему (в том числе статьи, монографии, сообщения СМИ), подробно рассмотрено законодательство, регулирующее деятельность особых экономических зон и статистические данные.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Структура работы обусловлена логикой исследования: первая глава посвящена определению особых экономических зон в Российской Федерации, вторая глава рассказывает о видах особых экономических зон их особенностях и основах правового регулирования их деятельности. Третья глава посвящена итогам функционирования особых экономических зон России и краткой оценке перспектив дальнейшего развития. В заключении представлены основные выводы и определены особенности создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ. МЕСТО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Особые экономические зоны – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005.

Согласно ст. 2 Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», особая экономическая зона - определяемая Правительством РФ, часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности.

Цели создания ОЭЗ в разных группах стран мирового хозяйства, несмотря на различия, имеют и некоторую общность, в рамках которой их можно классифицировать на экономические, социальные и научно-технические.

Экономические цели создания ОЭЗ:

• активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности в целом;

• привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций;

• повышение конкурентоспособности национального производства и его экономической эффективности;

• увеличение экспорта и рационализация импорта;

• рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальными целями являются:

• создание новых рабочих мест, рост занятости населения;

• обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров с учетом использования мирового опыта;

• насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;

• рост благосостояния и уровня жизни населения;

• ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов.

Научно-технические цели направлены на:

• активное использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

• ускорение внедрения результатов НИОКР;

• концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;

• привлечение опыта и научно-исследовательских достижений научно-технических центров и венчурных компаний;

• повышение эффективности используемых производственных мощностей, в частности конверсионных.

Несмотря на разнообразие особых экономических зон в мире, можно выделить несколько характерных черт, присущих любой особой зоне:

1) применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения бизнеса, в том числе:

                 таможенные льготы - снижение или отмена экспортно-импортных таможенных пошлин, упрощенный порядок внешнеторговых операций;

                 фискальные льготы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Причем льготы могут затрагивать различные аспекты налогообложения: порядок исчисления налоговой базы (прибыль или доход, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), пониженный уровень налоговых ставок по отдельным видам налогов, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения - так называемые налоговые каникулы; предоставление государством налоговых кредитов;

                 финансовые преференции, включающие различные формы государственных субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками, средствами инфраструктуры особой зоны и т. д.;

                 административные льготы, упрощающие процедуры регистрации предприятий и лицензирования на территории особой экономической зоны, льготный визовый режим въезда и выезда иностранных граждан, минимизация проверок государственных контрольно-надзорных органов в течение первых 2-3 лет деятельности предприятия в особой зоне;

2) наличие локальной, относительно обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

3) всесторонняя поддержка проекта особой экономической зоны со стороны центральной, региональной и местной государственной власти;

4) максимальная открытость этой зоны вливаниям иностранного капитала и мировому рынку.

Инвестиции в особые экономические зоны – это оптимальная форма вложений в экономику России, которая характеризуется устойчивым посткризисным ростом (4% по итогам 2010 года), растущей потребительской активностью одного из самых емких рынков планеты (численность населения России составляет 141 млн. человек, а вместе с сопредельными государствами – 281 млн. человек) и третьими в мире золотовалютными резервами (476 млрд. долларов в III квартале 2010 года).

Россия обладает внушительными трудовыми ресурсами (94,1 млн. человек) и влиятельными научно-техническими школами, значительная часть которых сосредоточена в регионах расположения особых экономических зон. В распоряжении инвесторов высококвалифицированные кадры, а также доступ к НИОКР в области естественных, технических и медицинских наук.

Выгодное географическое положение России, развитая транспортная инфраструктура и включенность в систему международных транспортных коридоров, большая часть которых проходит по территории страны, позволяет в кратчайшие сроки выводить продукцию особых экономических зон как на внутренний рынок, так и на рынки Европы, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского и Североамериканского регионов.

В результате применения комплекса льгот норма прибыли в особой экономической зоне составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских особых зонах в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости инвестиционных проектов (для свободных зон считается нормальным, когда эти сроки не превышают 4-5 лет).

При этом в соответствии с мировой практикой, система льгот в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с уникальным местоположением особой зоны и реализуемыми на ее территории программами.

Таким образом, можно сделать вывод, что особая экономическая зона – это часть национального экономического пространства со сложноорганизованной комплексной системой, характеризующейся целостностью и многообразием типов связей и отношений между ее элементами (субъектами), где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный, хозяйственный режим, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач.

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН

2.1. Разновидности особых экономических зон

В Российской Федерации действуют 24 особые экономические зоны четырёх типов: 4 промышленные, 4 инновационные, 13 туристических и 3 портово-логистические.

 

Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны, близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям – это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан и Грязинского района Липецкой области. 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

- автомобилей и автокомпонентов;

- строительных материалов;

- химической и нефтехимической продукции;

- бытовой техники и торгового оборудования.

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Информация о работе Российские особые экономические зоны: итоги применения и потенциал развития