Свободные экономические зоны в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:30, курсовая работа

Описание

Значительную роль в международном экономическом сотрудничестве может сыграть создание свободных экономических зон.

По состоянию 2004 года в России было создано 23 СЭЗ федерального значения, их создание было направлено на экспортного потенциала, увеличение поступлений в Россию валютной выручки от экспорта, активизация экономического и социального развития страны. Но, несмотря на столь прекрасные цели оценка деятельности свободных экономических зон в России неоднозначна. И в настоящее время свободные экономические зоны являются темой для острых дискуссий.
Какова же ситуация в РФ со свободными экономическими зонами?

Каков механизм создания и функционирования СЭЗ в РФ? Каково их значение в экономике России и как оценивается функционирование СЭЗ?

Эти вопросы я буду рассматривать в данной работе.

Содержание

Введение 2

1. Сущность и характерные черты СЭЗ 3

2. Этапы создания свободных экономических зон в России 6

3. Типы российских СЭЗ 9

3.1. Зоны свободной торговли 9

3.2. Экспортно-производственные зоны 10

3.3. Технико-внедренческие зоны 13

3.4. Сервисные зоны 13

3.5. Комплексные СЭЗ 15

3.6. Международные СЭЗ 17

4. Основные проблемы функционирования свободных экономических

зон в России 18


Заключение 20

Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

реферат по мэо.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

      Содержание

Введение                     2

    1. Сущность  и характерные черты СЭЗ         3

    2. Этапы создания свободных экономических зон в России     6

    3. Типы  российских СЭЗ          9

         3.1.  Зоны свободной торговли       9

            3.2. Экспортно-производственные зоны     10

            3.3. Технико-внедренческие  зоны 13 

                3.4. Сервисные зоны        13

           3.5. Комплексные СЭЗ        15

          3.6. Международные СЭЗ       17

   4. Основные проблемы функционирования свободных экономических

    зон в России            18  

Заключение           20

Список  литературы          21          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      В мировой практике внешнеэкономической  деятельности существуют различные  модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных  формирований есть и такие хозяйственные структуры как свободные экономические зоны (СЭЗ).

      В последнее время свободные экономические зоны стали неотъемлемой частью мировой экономики. В 2009 г. в мире функционировало свыше 2,5 тыс. различного вида свободных экономических зон, в том числе около 1,5 тыс. предпринимательских зон, более 700 экспортно-производственных зон, включая зоны свободной торговли, около 450 промышленно-научных парков и примерно 700 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические районы, туристические центры и т.д.)

      Совокупный  объем экспорта только из экспортно-производственных зон вырос с 17 млрд. долл. в 1990 г. до 49 млрд долл. в 2008 г. Общее число занятых в экспортно-производственных зонах увеличилось за тот же период с 2 млн до 4 млн человек. По оценкам специалистов, к 2020 г. на свободные экономические зоны будет приходиться от 20 до 25% мирового товарооборота.   Они функционируют уже примерно в 120 странах мира, а занято в них более 3 млн. человек. И их роль в мировой экономике постоянно растет.

     Между тем в Российской Федерации свободные экономические зоны остаются относительно новым и недостаточно развитым явлением.

      Их  создание началось в 1990-х гг. С началом рыночных реформ экономики возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда.  

      Значительную  роль в международном экономическом  сотрудничестве может сыграть создание свободных экономических зон.

      По  состоянию 2004 года в России было создано 23 СЭЗ федерального значения, их создание было направлено на экспортного потенциала, увеличение поступлений в Россию валютной выручки от экспорта, активизация экономического и социального развития страны. Но, несмотря на столь прекрасные цели оценка деятельности свободных экономических зон  в России неоднозначна. И в настоящее время свободные экономические зоны являются темой для острых дискуссий.

      Какова  же ситуация в РФ со свободными экономическими зонами?

      Каков механизм создания и функционирования СЭЗ в РФ? Каково их значение в экономике России и как оценивается функционирование СЭЗ?

      Эти вопросы я буду рассматривать в данной работе.

        1. Сущность и характерные черты СЭЗ

      Понятие «свободная экономическая зона»  собирательно и условно. По подсчетам  экспертов Центра ООН по транснациональным  корпорациям, в настоящее время  существует, по крайней мере, 30 различных определений этого понятия. Все они отражают беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров в зоне, ее определенную обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории страны, а также тесную связь с мировым рынком.

      В соответствии с документами Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (г. Киото, 1973 г.) под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том отношении, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях страны. Таким образом, местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.

        «Большой экономический словарь» определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

      Можно выделить следующие характерные черты СЭЗ:

      1) выделение их из таможенной границы государства и установления особого режима регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг. Как правило, импорт на территорию зон средств производства, комплектующих, материалов и сырья, необходимых для производственного процесса, а также товаров широкого потребления и продуктов питания для продажи внутри страны осуществляется беспошлинно. В свободных экономических зонах обычно не взимаются и экспортные пошлины, принятые в некоторых странах.

      2) Система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам, в том числе:

      ·  внешнеторговые (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

      ·  фискальные, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

      ·  финансовые, включающие различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

      ·  административные, упрощающие процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

      3) наличие локальной, относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре.

     В соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических  зонах" свободная экономическая  зона представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается  особый режим предпринимательской  деятельности. Этот режим предоставляется коммерческим организациям, созданным в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, и филиалам иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в этой зоне в качестве участников (участники свободной экономической зоны), в соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах", таможенным и иным законодательством Российской Федерации. Под особым режимом предпринимательской деятельности понимаются такие условия ее осуществления, при которых устанавливаются беспошлинный порядок ввоза товаров в свободную экономическую зону (предусмотренный таможенным режимом свободной таможенной зоны), налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования.

      Свободные экономические зоны создаются в целях организации в зонах новых производств, обеспечения полной занятости рабочей силы, развития экспортного потенциала, увеличения поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых техники, технологий, опыта управления свободными экономическими зонами.

      Исходя  из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования к ее размещению. Наиболее общими из них являются:     

  • благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и развитые транспортные коммуникации;
  • значительный производственный потенциал, развитые производственная и социальная инфраструктуры;
  • существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал.

      Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное расположение с другими странами, располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

     В отдельных случаях создание СЭЗ  оказывается целесообразным и в  районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и  социальной инфраструктурой, но позволяющих реализовывать важные долгосрочные общегосударственные программы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Этапы создания свободных экономических зон в России

      Свободные экономические зоны стали создаваться  в России с начале 1990-х гг. С  июля 1990 по июнь 1991 г. Верховный Совет СССР официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами, включая Приморский край, г. Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, г.Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую АО.

      Предпосылки создания СЭЗ

      К числу предпосылок, способствующих появлению на территории России свободных  экономических зон, относятся:

  • Федеративное устройство России;
  • Тенденция к передаче государственных функций с федерального уровня на уровень субъектов РФ и далее на уровень органов местного самоуправления;
  • Стремление органов местной власти обеспечить экономический рост своего региона через снижение налогового бремени на его территории.

      Создание  свободных экономических зон  в России можно условно разделить  на несколько этапов.

      Первый  этап охватывает вторую половину 80-х гг. и связан с разработкой концепции создания и функционирования свободных экономических зон, проект которой появился в 1989 г. В ней свободные экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешней политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным капиталом. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом. Хозяйственно-правовые льготы

      12 декабря 1989 г. было принято  постановление Совета Министров  СССР о создании СЭЗ «Находка»  и «Выборг».

      Второй  этап (1990-1991 гг.) характеризуется дальнейшим совершенствованием правовой базы и разработкой концепции СЭЗ.

      В 1990 г. была создана Международная  ассоциация развития свободных экономических  зон (МАРСЭЗ). Она дала следующее  определение СЭЗ в России: «Это особые территориально-хозяйственные образования, как правило, открытые для финансово-экономической деятельности любой страны, благоприятствующей экономическому, научно-техническому, экологическому, социальному развитию России, специально создаваемые путем дополнительного делегирования им федеральными и муниципальными органами России прав и полномочий, с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, с собственным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления».

      МАРСЭЗ  была образована с целью поддержки территориальных инициатив и отработки новых форм и методов управления в период перехода к рынку, создания законодательно-нормативных документов, фактических программ.

      В 1990 г. был создан специальный орган  – Консультативный совет по свободным экономическим зонам при Антимонопольном комитете, на который была возложена ответственность за создание СЭЗ в стране. В этом же году были приняты 3 важных постановления Верховного Совета РСФСР: «О создании зон свободного предпринимательства» №106-1 от 4.07.1990г.; «О некоторых вопросах внешнеэкономической деятельности РСФСР» от 28.08.1990 г.; «О создании зон свободного предпринимательства» №165-1 от 13.09.1990г.

Информация о работе Свободные экономические зоны в РФ