Российские особые экономические зоны: итоги применения и потенциал развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 22:14, курсовая работа

Описание

До недавнего времени в России не существовало инструментов для привлечения иностранных инвесторов в форме таможенных, налоговых и иных льгот.
Зарубежный опыт показывает, что развитие национальных отраслей промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. В стимулировании развития отраслей народного хозяйства, в том числе работающих на экспорт, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов: льготного кредитования и налогообложения, предоставлени

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ. МЕСТО В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
2.1. Разновидности особых экономических зон
2.2. Правовые особенности свободных экономических зон
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1. Проблемы ОЭЗ и пути их решения
3.2. Перспективы развития ОЭЗ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КурсоваяИИ_Глазова.doc

— 708.00 Кб (Скачать документ)

В зонах не произошло, как ожидалось, массового притока инвестиций. Одной из причин для этого стали последствия глобального финансово- экономического кризиса. Не случайно Федеральным законом от 25 декабря 2009 г. № 340-ФЗ в Закон № 116-ФЗ были внесены изменения, направленные на снижение требований к резидентам ОЭЗ, касающиеся минимального размера инвестиций. Так, резиденты промышленно-производственных ОЭЗ отныне обязаны осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной 3 млн. евро, из них

- не менее 1 млн. евро в течение года с даты заключения соответствующего соглашения. Тем самым инвестиционный порог для получения статуса резидента ОЭЗ данного типа был значительно снижен - ранее он составлял 10 млн. евро.

Аналогичным образом были снижены требования к размеру инвестиций для резидентов портовых ОЭЗ - если ранее минимальный объем инвестиций составлял 50 и 100 млн. евро соответственно (в зависимости от вида предполагаемой деятельности резидентов), то в соответствии с внесенными изменениями они обязаны осуществить капитальные вложения в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. евро при строительстве объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта и 3 млн. евро - при реконструкции объектов инфраструктуры на их территории.

О трудностях, возникающих в процессе развития уже созданных ОЭЗ, свидетельствуют статистические данные. Количество компаний-резидентов во всех ОЭЗ по состоянию на июль 2009 года не превысило 200, из них только 25 являлись компаниями с иностранным капиталом.

Прежде всего, необходим серьезный анализ практики применения на протяжении последних лет Закона № 116-ФЗ с целью определения причин неэффективности в ряде случаев попыток привлечения инвестиций в уже созданные ОЭЗ и уточнения на его основе (с последующим законодательным закреплением) критериев, которым должна соответствовать та или иная ОЭЗ при ее создании. Проведение указанного анализа позволит определить целесообразность расширения системы преференций, предоставляемых резидентам ОЭЗ в рамках установленного для них специального режима, и, соответственно, подготовить необходимые поправки в Закон № 116-ФЗ. Особенно важным это представляется с учетом предусмотренной в настоящее время законодательством возможности создания ОЭЗ на основании решения Правительства Российской Федерации на внеконкурсной основе.

Безусловно, необходимым представляется дальнейшее расширение сети ОЭЗ всех типов, предусмотренных Законом № 116-ФЗ. Такое развитие должно производиться с учетом выявленных в результате проведенной оценки критериев, учитывающих особенности текущей экономической конъюнктуры. При этом очевидно, что особое внимание должно быть обращено на опыт ОЭЗ, на практике доказавших свою эффективность.

При этом резидентами был заявлен объем инвестиций в 212 млрд. руб., предусмотрено создание 42 тыс. рабочих мест, а общий объем производства должен составить 2,7 трлн. руб.

Однако в реальности к началу 2009 года количество рабочих мест во всех ОЭЗ не превысило 6 тыс., объем инвестиций - 16,6 млрд. руб., объем производства товаров, работ и услуг - 11,1 млрд. руб. Кроме того, по состоянию на 2009 год в ОЭЗ резидентами были заняты только 26% земель.

Таким образом, очевидно, что в настоящий момент ОЭЗ, созданные в рамках Закона № 116-ФЗ, находятся на этапе становления. Безусловно, не стоит ожидать экономический эффект от создания ОЭЗ в краткосрочной перспективе. Срок существования ОЭЗ всех типов составляет 20 лет (за исключением портовых ОЭЗ, для которых установлен срок в 49 лет), и с момента создания большинства ОЭЗ прошло не так много времени.

 

3.2. Перспективы развития ОЭЗ

Приоритетным направлением развития ОЭЗ должен стать следующий уровень развития существующих ОЭЗ промышленно-производственного типа, причем не только в регионах-донорах, но и в дотационных регионах (с возможным снижением для ОЭЗ на таких территориях минимального размера инвестиций).

Важным направлением развития законодательства об ОЭЗ в Российской Федерации, как представляется, может стать установление возможности создания ОЭЗ новых типов. В частности, перспективным направлением реализации потенциала производственного и научно-технического сотрудничества со странами СНГ, накопленного на протяжении советского периода, может стать создание трансграничных особых экономических зон. В условиях глобализации мировой экономики это позволило бы также использовать возможности, вытекающие из взаимовыгодного сотрудничества в сфере экономики с другими сопредельными государствами и, прежде всего, с Китайской Народной Республикой.

Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о закреплении в российском законодательстве об ОЭЗ возможности создания многопрофильных (многофункциональных) особых экономических зон. Китайский опыт свидетельствует, что гибкость государственного регулирования, позволяющая сочетать на одной территории свободные экономические зоны нескольких типов (целью которых является как рост промышленного производства, так и обеспечение притока инвестиций в сферу наукоемких технологий, транспортной инфраструктуры и т. д.), является важным фактором диверсификации национальной экономики.

Представляется, что реализация указанных предложений способна гарантировать инвестиционную привлекательность существующих и вновь создаваемых ОЭЗ и тем самым раскрыть модернизационный потенциал отечественной экономики, придав импульс ее поступательному росту.

Говоря об экономических механизмах развития зон в России, в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) считают, что приоритетом в развитии ОЭЗ необходимо считать не продвижение политики новых и новых налоговых льгот. Очевидно, что для инвесторов не менее важно обеспечить им облегченный режим администрирования и наличие соответствующей инфраструктуры. Инвесторам также необходимо знать, насколько понятны и просты будут отношения, связанные с оформлением прав собственности, получением различных разрешений на строительство, урегулированием вопросов с приглашением иностранной рабочей силы. Поэтому, основное значение в ОЭЗ имеет наличие особой инженерно-транспортной инфраструктуры, в создании (финансировании) которой участвуют на паритетных началах государственные структуры на федеральном и региональном уровнях, а также соответствующий режим администрирования. Таким образом, в новых проектах создания особых экономических зон уже предусмотрены такие моменты, как образование социальной инфраструктуры, жилья, детских садов, школ и всего необходимого для жизни и деятельности специалистов и многое другое.

Потенциальные зарубежные инвесторы проявляют все больший интерес к возможностям вкладывать ресурсы в создающиеся в России ОЭЗ. Новые законодательные инициативы правительства привлекают внимание к тем процессам, которые происходят сейчас в области создания особых экономических зон в России, со стороны представителей зарубежных деловых кругов, промышленников и предпринимателей, а также крупных компаний – потенциальных резидентов российских ОЭЗ. Минэкономразвития России совместно с РосОЭЗ уже заключило соглашения о взаимодействии с рядом зарубежных государств – Сингапуром, Чехией, Китаем, Кореей.

Анализируя предыдущий этап развития ОЭЗ, специалисты, и в частности эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей, отмечают, что экономическая ситуация с неопределенностью в правах собственности, недоступностью долгосрочных финансовых средств, высоким налоговым бременем в секторах, производящих несырьевую продукцию, продолжает оставаться очень неблагоприятной для проведения инновационной политики, и исходя из этого, отдельными мерами поддержки экономики обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы только в рамках зон с особыми экономическими режимами, создаваемых на принципах, предусматривающих наряду с применением налоговых и таможенных льгот, государственное финансирование инфраструктуры и снижение административных барьеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате написания данной работы можно сделать следующие выводы:

Особые экономические зоны (ОЭЗ) являются эффективным инструментом социально-экономического развития регионов, привлечения инвестиций и инновационного развития. Создание ОЭЗ - это хорошая возможность сохранить и увеличить приток инвестиций, даже в условиях изменившийся мировой экономической ситуации. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ОЭЗ - один из эффективных инструментов антикризисной политики и важный инструмент государственно-частного партнерства.

На сегодняшний день основными задачами особых экономических зон являются создание благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны и поддержание эффективности в нестабильных экономических условиях за счёт активного привлечения инвесторов и поиска альтернативных механизмов финансирования деятельности особых зон.

Для субъектов РФ создание ОЭЗ является одной из потенциальных возможностей значительного увеличения притока инвестиций и решения задач улучшения социально-экономической ситуации региона.

Очевидно, что привлечение инвестиций в отрасли, в которых Законом № 116-ФЗ предусмотрено создание ОЭЗ, является важным фактором, способным обеспечить отход от экспортно-сырьевой модели развития экономики и повысить эффективность несырьевого сектора. Развитие сети ОЭЗ объективно необходимо для стимулирования инновационного экономического развития и является неотъемлемым условием модернизации национальной экономики. Следует подчеркнуть, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, ОЭЗ рассматриваются в числе важнейших институтов развития, нацеленных на решение конкретных системных проблем экономического роста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные и правовые акты

1.            Гражданский кодекс Российской Федерации: В четырёх частях. – 13-е изд. - М: Ось-89, 2009. – 576 с. – ISBN 978-5-9957-0234-4.

2.            Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в посл. ред. от 07.11.2011).

Учебная и научная литература

3.            Алпатов А. А. ОЭЗ в России: первые результаты вселяют оптимизм//Советник Президента, 2007, № 52.

4.            Зименков, Р. И. Свободные экономические зоны. Учебное пособие для вузов. / Р. И. Зименков. – М.: Финансы и статистика, 2005. – Гл. 10. – С. 424-451. – ISBN 5-238-00930-5.

5.            Кархова И. Ю., Кунаков Д. А. Особые экономические зоны как инструмент повышения конкурентоспособности и диверсификации национальной экономики//Российский внешнеэкономический вестник, № 9, сентябрь, 2007.

6.            Павлов, П. В. Институт особых экономических зон в Российской Федерации: финансово-правовые и организационно-экономические аспекты функционирования. / П. В. Павлов. - М.: Магистр, Инфра-М, 2010. - 256 с. - ISBN 978-5-9776-0159-7.

7.            Перспективы использования Российских особых экономических зон//Налоговый вестник, №9, 2009.

8.            Пушкин, А. В. Особые экономические зоны России: Правовое регулирование. / А. В. Пушкин, И. Г. Богданов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 228 с. - ISBN 978-5-9614-1046-4.

9.            Рыбаков, С. А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества / С. А. Рыбаков, Н. А. Орлова. - М.: Вершина, 2006. - 248 с. - ISBN 5-9626-0159-9.

10.       Успенский, М. А. Особые экономические зоны как способ инвестирования в промышленные и инновационные проекты в России//май, 2008.

11.       Официальный сайт ОАО «Особые экономические зоны» (http://www.oao-oez.ru/).

12.       Сайт «Российские особые экономические зоны» (http://www.rosez.ru/).

13.       .http://www.samoupravlenie.ru/16-12.htm (Лешина И. Е., Предпосылки и цели создания свободных экономических зон. Проблемы и перспективы развития).

 

26

 



Информация о работе Российские особые экономические зоны: итоги применения и потенциал развития