Прямые иностранные инвестиции как фактор финансовой безопасности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является детальное изучение и выявление взаимосвязи между такими понятиями, как финансовая безопасность государства и иностранные инвестиции, исследование влияния прямого зарубежного инвестирования на экономику государства в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРУБЕЖНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Методологические аспекты инвестиций…………………………………5
1.2 Формы инвестирования……………………………………………………11
1.3 Теория и стратегия безопасности……………………………………..….26
1.4 Проблемы, угрозы и методы совершенствования финансовой безопасности государства………………………………………………...…..27
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
2.1 Динамика показателей экономической безопасности Украины………32
2.2 Исследование показателей зарубежного инвестирования в Украине…36
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
3.1 Основные экономические сферы влияния иностранных инвестиций….41
3.2 Прямые иностранные инвестиции как фактор финансовой безопасности государства………………………………………………………………………45
3.3 Прямые иностранные инвестиции и экономический рост……………..48
Заключение……………………………………………………………………...52
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 603.50 Кб (Скачать документ)
align="justify">     В работе нами были исследованы положительные эффекты влияния прямых иностранных инвестиций на финансовую безопасность государства, а так же на экономику в целом.

     Например, в Украине, как в некоторых развивающихся странах, наблюдается узость рынка сбыта продукции, зачастую не соответствующая производственным возможностям, и его слишком медленное расширение, а также недостаточность прибыли для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы, технического перевооружения. Чтобы выйти из этого тупика, необходим внешний для предприятий фактор, который, во-первых, способствовал бы расширению емкости рынка сбыта отечественных товаров, во-вторых, предоставил бы стартовый капитал для закупки дополнительных средств производства и набора рабочей силы в условиях перехода от застоя и отсутствия денежных средств к нормальному развитию [15].

     Один  из способов увеличения совокупного  спроса - это рост и совершенствование  производства, которое является не только источником предложения товаров  и услуг, но и рынком сбыта для  поставщиков средств производства. Создание с помощью иностранного капитала успешно работающих предприятий может расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг, рабочей силы и тем самым способствовать росту экономики.

     Зарубежные  инвестиции являются так же важнейшим источником иностранной валюты. Хотя зачастую наибольшую часть ее приносит экспорт товаров и услуг.

     Импорт  капитала - гораздо более выгодный для принимающей страны способ получения  инвалюты, чем экспорт товаров  и услуг. При экспорте товаров  и услуг страна, с одной стороны, принимает инвалюту, с другой - в обмен на нее тут же отдает за границу определенные ценности на сумму, равную покупательной способности полученной валюты. В случае импорта капитала страна принимает инвалюту, но ничего взамен немедленно не отдает.

     Именно  такая особенность зарубежных инвестиций позволила ряду развивающихся стран с ограниченными производственными и экспортными возможностями преобразовать экономику на основе закупок на мировом рынке значительных объемов современных средств производства за счет инвестированного зарубежного капитала и превратиться в новые индустриальные государства.

     Правительства государств с низким и средним  уровнем международной конкурентоспособности  производства, в том числе Украины, вынуждены искусственно создавать на внутреннем рынке для импортных товаров примерно равную с отечественными конкурентоспособность за счет ввозных таможенных пошлин и количественных ограничений импорта. Прямые иностранные инвестиции позволяют зарубежным поставщикам изделий обойти таможенные барьеры с помощью двух способов.

     Первый - создать соответствующее предприятие  в своей стране и экспортировать продукцию в ту, которую он избрал как рынок сбыта для нее. В  этом случае придется преодолевать таможенные барьеры [16].

     Другой  способ проникновения со своими товарами на внутренний рынок чужой страны - создание в ней собственного предприятия. При этом продукция попадает на территорию иностранного государства в обход таможенных барьеров.

     Важная  сторона проблемы экономических  последствий импорта капитала - его  воздействие на инфляционные процессы. Иностранное инвестирование начинается с предоставления определенных денежных средств или займов, используемых зарубежными инвесторами на приобретение акций и других ценных бумаг, на строительство новых или скупку действующих предприятий в принимающей стране. Казалось бы, приток денег из-за рубежа расширяет общие объемы денежной массы в сфере обращения и способствует усилению инфляции.

     Однако  в действительности импорт капитала в денежной форме в основном увеличивает  не массу денег в обращении, а предложение товаров и услуг.

     Нередко иностранные инвестиции существенно  сдерживают экономическое развитие. Это происходит тогда, когда зарубежные фирмы, конкурирующие на рынке определенной продукции с национальными фирмами, скупают предприятия с целью устранения конкурентов, и экономическое развитие сдерживается появлением монополии. Часто существует опасность переноса в страну (в результате импорта капитала) производств, вредных для окружающей среды, здоровья граждан. Зарубежные инвестиции нередко используют для подрыва национальной безопасности принимающей страны, ущемления ее суверенитета [15].

     Именно  этим во многом обусловлено недоверчивое, а иногда и враждебное отношение  некоторых государств к импорту  капитала.

     В каждой стране существует законодательно закрепленный перечень видов деятельности, запрещенных для иностранного инвестирования. Такая позиция продиктована стремлением обеспечить охрану государственной тайны, исключить нанесение ущерба национальной безопасности и обороне и стратегическим интересам страны. Государство должно обладать всеми возможностями и средствами для защиты своей безопасности, экономической независимости, обороноспособности, защиты нравственного здоровья и жизни людей, охраны природных и культурных ценностей и окружающей среды.

     Как считают специалисты, иностранный  капитал нередко "подминает" национальный капитал, либо вытесняет его из прибыльных отраслей. Импорт капитала часто связывается  с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже завершающих жизненный  цикл.

     Одной из признанных опасностей, связанных  со значительным притоком иностранного капитала (особенно на краткосрочной  основе), является то, что этот приток может не только привести к уменьшению внутренних накоплений, но и подменить  усилия по мобилизации внутренних ресурсов на инвестиционные цели. Пагубность этих последствий усиливается в случае изъятия инвесторами своих средств в периоды финансовой нестабильности.

     Из  всех иностранных инвестиций наиболее привлекательными являются прямые иностранные  инвестиции (ПИИ). Они способствуют активизации инвестиционного процесса в результате мультипликативного эффекта, содействуют привлечению передового опыта менеджмента и маркетинга. А также содействуют возрастанию социально-экономической стабильности, стимулируют развитие экспортного производства и способствуют привлечению в экономику современных технологий. Кроме того, иностранные инвестиции способствуют созданию дополнительных рабочих мест, повышению занятости, поступлению налогов в бюджеты разных уровней [17].

     Если  прямые инвестиции могут считаться относительно стабильными, т. к. их нельзя мгновенно вывезти из страны, то движение капитала в форме портфельных и прочих инвестиций может порождать нестабильность мировой экономики. Портфельные и прочие инвестиции, которые могут быстро перемещаться из одной страны в другую в поисках более высокой нормы прибыли, часто ведут к тяжелой экономической ситуации, вызывая финансовые кризисы в странах из которых они уходят. Кризис в Юго-Восточной Азии яркое подтверждение того, что движение «горячих денег» может привести к кризису.

     В следующих главах рассмотрим некоторые  аспекты влияния иностранных  инвестиций подробнее. 

3.2 ИНОСТРАННЫЕ  ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР ФИНАНСОВОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 

     Одним из главных факторов финансовой, а значит, и экономической безопасности государства являются инвестиции в основные фонды и человеческий капитал. Инвестиции чрезвычайно важны для финансирования экономического роста и обеспечения экономической безопасности. Однако в настоящее время одной из главных проблем национальной и региональной экономики остаётся дефицит инвестиционных ресурсов. Многие регионы обладают богатой минерально-сырьевой базой, трудовыми и интеллектуальными ресурсами, но при этом не имеют достаточных финансовых ресурсов, необходимых для обновления основного капитала, преодоления экономического спада и самостоятельного выхода на рынок [2].

     Экономическое развитие Украины за годы реформ характеризуется беспрецедентным падением объёмов производства и замораживанием инвестиционной активности. Всего за 8 лет (1992 - 2000 гг.) они сократились более чем в 4 раза (по данным Госкомстата). При столь удручающем падении объёма инвестиций удельный вес инвестиций, направленных на ввод в действие новых основных фондов, оставался низким. Однако известно, что именно эта часть инвестиций способна в наибольшей степени стимулировать научно-технический прогресс и составляет главную исходную предпосылку для устойчивого экономического роста.

     Произошли также существенные структурные  сдвиги внутри инвестиций в промышленность.

     Происходившие изменения в структуре инвестиций означали ускоренное движение к инвестиционной структуре (Рис. 2). Указанная тенденция особенно отчётливо проявилась на примере отдельных регионов. Произошли изменения и в структуре источников финансирования, что выразилось в резком сокращении удельного веса государственного сектора в финансировании инвестиций. Специалисты констатировали обострение проблемы финансово-экономической безопасности государства.

     

    Рис.2 Увеличение инвестиционных потоков в Украину (в период с 2002 по 2010гг.)  

     Оживлению инвестиционной активности, притоку  в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала до сих пор препятствуют многочисленные негативные явления и процессы в  экономике страны и регионов, сопряжённые с трудностями переходного периода [12].

     Сложные системы с неограниченным разнообразием  состояний, каковыми являются региональные экономики, сегодня требуют нового подхода к эффективному управлению и развитию. В последнее время  в научной литературе активно обсуждается проблема "экономического ядра", т.е. такой совокупности рыночных субъектов и процессов, которые могут стать генераторами и точками роста устойчивого развития экономики.

     Потребность в выделении точек роста на региональном уровне сопряжена с формированием региональной экономической политики, в том числе эффективной инвестиционной политики в регионе, поскольку инвестиции необходимы как воздух для нормального функционирования и устойчивого развития экономики региона и страны в целом.

     Одним из методов выделения точек роста  является подход с позиций финансово-экономической безопасности региона. Суть подхода заключается в определении критических значений для основных экономических параметров развития региона и в выявлении зон устойчивости региональной экономической системы. Для важнейших экономических показателей устанавливаются пороговые значения, которые указывают на вероятность необратимых процессов в экономике и предполагают необходимость оперативного вмешательства государства с целью изменения опасных тенденций, корректировки осуществляемого курса.

     Одним из ведущих в системе важнейших  экономических показателей должен быть объём вовлекаемых в экономику инвестиционных ресурсов. Экономическая безопасность государства напрямую связана с объёмами реального инвестирования, обновлением основного капитала, оживлением инвестиционной активности, повышением эффективности инвестиционных процессов. Инвестиционные процессы - пусковые, именно они являются толчком к развитию экономики, к активности хозяйствующих субъектов, во многом определяя ход других экономических процессов.

     Таким образом, для продвижения к устойчивому  развитию необходима разработка и реализация последовательной и эффективной  экономической, инвестиционной, экологической  и региональной политики. Переход к устойчивому развитию - сложный и долговременный процесс, который затрагивает фактически весь комплекс проблем долгосрочного развития страны в целом [16].

     3.3 ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ГОСУДАРСТВА 

     С исторической точки зрения ПИИ сыграли важную роль в развитии экономической инфраструктуры европейских колоний и бывших колониальных владений. Например, в середине XIX в. США и Канада смогли осуществить крупномасштабные вложения в строительство железных дорог с помощью британского капитала. Развитие транспортной сети содействовало повышению благосостояния фермерских хозяйств, увеличению стоимости сельскохозяйственных угодий и развитию импортозамещающих отраслей, таких, как сталелитейное производство.

     В настоящее время влияние ПИИ на экономическое положение стран- реципиентов оценивается неоднозначно. Сторонники политики привлечения ПИИ утверждают, что иностранный капитал приходит в страну в условиях относительной нехватки внутренних ресурсов и увеличивает ее инвестиционные возможности. Кроме того, его приток, как уже было отмечено сопровождается внедрением новых технологий и современных стандартов ведения бизнеса, что в конечном счете способствует экономическому развитию страны на основе усиления конкуренции на внутреннем рынке [15].

     Противники  политики привлечения ПИИ обращают внимание на ее негативные последствия, часто наблюдаемые в странах-получателях  иностранного капитала.

     В частности, они указывают на то, что  транснациональные корпорации активно  вмешиваются в законотворческие процессы в стране (не пренебрегая и услугами коррумпированных бюрократов), склонны игнорировать ее экологическое и трудовое законодательство и полагаются главным образом на заграничных поставщиков.

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции как фактор финансовой безопасности государства