Прямые иностранные инвестиции как фактор финансовой безопасности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является детальное изучение и выявление взаимосвязи между такими понятиями, как финансовая безопасность государства и иностранные инвестиции, исследование влияния прямого зарубежного инвестирования на экономику государства в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАРУБЕЖНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Методологические аспекты инвестиций…………………………………5
1.2 Формы инвестирования……………………………………………………11
1.3 Теория и стратегия безопасности……………………………………..….26
1.4 Проблемы, угрозы и методы совершенствования финансовой безопасности государства………………………………………………...…..27
ГЛАВА 2. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАРУБЕЖНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
2.1 Динамика показателей экономической безопасности Украины………32
2.2 Исследование показателей зарубежного инвестирования в Украине…36
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ НА ФИНАНСОВУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
3.1 Основные экономические сферы влияния иностранных инвестиций….41
3.2 Прямые иностранные инвестиции как фактор финансовой безопасности государства………………………………………………………………………45
3.3 Прямые иностранные инвестиции и экономический рост……………..48
Заключение……………………………………………………………………...52
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 603.50 Кб (Скачать документ)

     Источником  инвестиций  обновления  являются  амортизационные отчисления.  В  странах  с  развитой  рыночной  экономикой  наблюдается абсолютный рост фонда возмещения и доли в нем инвестиций обновления. Их  удельный  вес  в  валовых  инвестициях  колеблется  от 40  до 60%. Технологическая  структура  характеризуется  соотношением  затрат  на активные  элементы  основного  капитала (машины,  механизмы, оборудование,  инструмент)  и  на  его  пассивные  элементы (здания, сооружения).  В  отечественной  науке  выделяются  прочие капиталовложения,  не  увеличивающие  стоимость  основных  фондов,  и вложения в оборотные средства.

     Таким образом, к объектам реальных инвестиций следует отнести:

  • вновь  создаваемые,  реконструируемые  и  модернизируемые основные  производственные  и  непроизводственные  фонды  всех  отраслей экономики;
  • всю совокупность оборотных средств;
  • интеллектуальные и духовные ценности;
  • имущественные права пользования землей, природными ресурсами и другими объектами собственности. В наших условиях  эти объекты  вложений капитала  становятся более предпочтительными, чем ценные бумаги [13].

     Для  экономического  анализа  эффективности  реальных  инвестиций прибегают  к  их  классификации  по  различным  признакам:  формам собственности,  источникам  финансирования,  отраслям  и  подотраслям экономики,  технологическому  составу  затрат,  формам  воспроизводства, территории и др.

     В  Украине  инвестиционная  структура  по  формам  собственности только формируется. Соотношение государственных, частных инвестиций и инвестиций  коллективных  предприятий  в  ближайшее  время  может  резко измениться вследствие развития процессов приватизации.

     В  структуре  реальных  инвестиций  по  источникам  финансирования наметились  сдвиги  в  сторону  увеличения  доли  заемных  и  привлеченных средств и уменьшения доли собственных средств инвесторов. Реальные инвестиции характеризуются отраслевой и технологической структурами, сдвиги в которых определяют эффективность накопления. В  отраслевой  структуре  в  последние  годы  наблюдается  тенденция увеличения удельного веса вложений в обрабатывающую промышленность, особенно в машиностроение, строительство, транспорт и связь. Развитие рыночных отношений, конкуренция стимулируют ускорение научно-технического  прогресса,  требуют  увеличения  вложений  в интеллектуальный потенциал общества.

     Результаты  научных исследований становятся  активным  элементом  производства,  входят  в  состав  реальных инвестиций. Для  обеспечения  непрерывности  процесса  воспроизводства товаропроизводители  должны  иметь  не  только  основные,  но  и оборотные фонды.  Вложения  в  оборотные  фонды (оборотный  капитал)  призваны обеспечить  запуск  производства  и  его  ритмичное  функционирование  в течение всего жизненного цикла.

     Реализация  продукции  в  инвестиционной  сфере -  это  сложный  и

длительный  процесс превращения авансированного  инвестором капитала в производственные  запасы,  постепенно  вовлекаемые  в  процесс производства,  и  создания  готовой  продукции  инвестиционной  сферы - зданий  и  сооружений,  передаваемых  инвестору  как  средство  погашения авансируемого капитала. В условиях рынка  этот процесс может протекать  совершенно в иной форме,  превращая  классическую  форму  обращения  капитала (Д-Т-Д)  в форму  консорциализации  процесса  оборота  капитала.  Создаваемый консорциум (соглашение)  предусматривает  совместное  авансирование инвестором  и  исполнителем  оборотного  капитала  с  целью совместного последующего  владения  вновь  созданной  собственностью (предприятием).

     Форма  консорциума  наиболее  приемлема  в  условиях  разгосударствления незавершенного  строительного  производства  и  последующей  его приватизации  после  ввода  в  эксплуатацию  совместно инвестором (заказчиком) и подрядной строительной организацией.

     Готовая  продукция  инвестиционной  сферы -  это  овеществленный инвестиционный  капитал  в  виде  основных  производственных  фондов  и необходимого  производственного  запаса  сырья,  основных  и вспомогательных  материалов.  Стоимость  готовой  продукции,  а  также средства,  связанные  с  ее  перемещением  к  моменту  полной  реализации называют  фондами  обращения. 

     В  процессе  строительного  производства оборотные  фонды  и  фонды  обращения  образуют  общий  кругооборот,  где стоимость  оборотных  фондов  переходит  из  сферы  производства  в  сферу обращения  и,  наоборот, фондов  обращения -  в  сферу  производства. Такая органическая  взаимосвязь  объединяет  их  в  одну  категорию -  оборотные средства (капитал),  которые  всегда  определяются  только  в  стоимостной форме. Функция  оборотных  средств -  осуществление  платежей,  расчетов  за поставленные  товары,  выполненные  работы,  готовую  продукцию.  Они постоянно  обслуживают  все  стадии  перемещения  производственных фондов  и  фондов  обращения. 

     Таким  образом,  оборотные  средства  не "затрачиваются" (такое выражение встречается в литературе),  а лишь последовательно переходят от одной стадии кругооборота к другой, каждый раз возвращаясь в свою исходную денежную форму [4]. 

1.4 ТЕОРИЯ И СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 

     Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась  в число проблем, привлекающих пристальное  внимание специалистов самого различного профиля, работающих в сфере экономики, политики, международных отношений  Проблемами обеспечения экономической безопасности занимаются государственные органы практически всех стран мира, так как эти проблемы относятся к числу приоритетных в силу их жизненной важности.

     Стратегия обеспечения экономической безопасности Украины строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Украины, Государственная стратегия экономической безопасности Украины, Концепция национальной безопасности Украины.

     Экономическая безопасность — это своего рода материальная основа национальной безопасности. Она выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. Подобную основополагающую роль подтверждает, хотя и опосредованное, определение, данное рассматриваемому понятию в Государственной стратегии экономической безопасности Украины. Следовательно, от экономических условий зависит не только положение отдельного гражданина или региона, но всего государства, всех сфер деятельности, которые, на первый взгляд, никак с данным понятием не соприкасаются.

     Как уже отмечалось, теория экономической безопасности государства получила широкое освещение в отечественной экономической науке.

     При этом существуют два основополагающих момента. Один из них является общим  для большинства определений  и определяет суть понятия «экономическая безопасность» как фактора обеспечения защиты национальных интересов, независимости, стабильности, развития государства. Второй же выявляет принципиальное расхождение в подходах авторов, разделяя их на две группы. В определении одной группы авторов —

— экономическая  безопасность определяется как совокупность условий, обеспечивающих соблюдение национальных, в том числе экономических, интересов. Однако при более детальном рассмотрении данных определений выясняется, что  факторами обеспечения экономической безопасности выступает та же совокупность условий, которая определяет саму суть данного понятия. Кроме того, сама совокупность условий не приводит одномоментно и безоговорочно к состоянию безопасности.

     Интерес к финансовой безопасности определяется ролью самих финансов и финансовой системы государства в его существовании, тем влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны1 [6]. 

1.5 ПРОБЛЕМЫ, УГРОЗЫ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 

     Финансовая  безопасность государства - основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами.

     В общем и целом, по моему мнению, финансовая безопасность государства состоит в способности его органов:

  1. обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;
  2. нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых факторов (государств, ТНК, субгосударственных группировок и др.), теневых (кланово-корпоративных, мондиалистских, и др.) структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;
  3. предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, "бегство капитала" из реального сектора экономики;
  4. предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы;
  5. наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований;
  6. предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях (в том числе легализацию - отмывание - доходов, полученных преступным путем).

       Устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности. И чем больше у государства возможностей контролировать пространство финансов в границах деятельности государства, тем увереннее можно говорить о существовании/продолжении традиционных суверенных прерогатив государства и, следовательно, его особого пространства [11].

     Угрозы  финансовой безопасности государства можно подразделить на внутренние и внешние.

     Внутренние  угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности Украины, по нашему мнению, следует выделить следующие:

  • стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);
  • постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных организаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная экономическая интеграция, включая ее финансовую и валютную составляющую);
  • растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;
  • высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;
  • многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
  • беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная финансовая система больше не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны, обе они проникают друг в друга и формируют друг друга по мере того, как глобальные рынки переносят последствия внутренней политики любой страны также на экономики других стран);
  • усиление конкуренции и трений между государствами в экономической и иных сферах, использование мощными экономическими факторами стратегий завоевания мирового экономического пространства;
  • чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
  • глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать [5].

Информация о работе Прямые иностранные инвестиции как фактор финансовой безопасности государства