Особенности Мурманской области как места осуществления инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:05, статья

Описание

Мурманская область - индустриальный и экономически развитый регион европейского Севера России. Занимает Кольский полуостров и прилегающую часть материка. Область почти полностью находится севернее Полярного круга и расположена в двух физико-географических зонах – тундровой и северотаежной. Обеспеченность водными ресурсами в 2,5 раза выше общероссийского показателя. На западе область граничит с Норвегией и Финляндией, на юго-западе - с Республикой Карелия.

Работа состоит из  1 файл

статья.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

особенности Мурманской области  как места осуществления  инвестиций 

Мурманская  область - индустриальный и экономически развитый регион европейского Севера России. Занимает Кольский полуостров и прилегающую часть материка. Область почти полностью находится севернее Полярного круга и расположена в двух физико-географических зонах – тундровой и северотаежной. Обеспеченность водными ресурсами в 2,5 раза выше общероссийского показателя. На западе область граничит с Норвегией и Финляндией, на юго-западе - с Республикой Карелия. В силу природных условий для региона характерна чрезвычайно высокая степень урбанизации [6].

Мурманская  область - один из развитых горнорудных  регионов России. Запасы большинства  полезных ископаемых имеют общероссийское, а по апатитонефелиновым, кианитовым рудам, редким металлам - мировое значение. Потенциальные запасы нефти обеспечивают возможности годовой добычи до 40 млн.т. [1] Другим важным ресурсом области является рыба. Сырьевой базой рыбопромышленного комплекса региона является в главным образом Северо-Восточная Атлантика и в значительно меньшей степени Северо-Западная Атлантика. Основные виды рыб - треска, пикша, палтус, сельдь и атлантический лосось (семга). Минерально-сырьевая база Кольского полуострова, биологические ресурсы Баренцева моря, потребности обороны страны (размещение ракетно-ядерного потенциала морского базирования и сил общего назначения) предопределили характер, особенности размещения производительных сил и специфику промышленного комплекса области, который составляет основу экономики региона. При этом область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий Российской Федерации. В состав энергосистемы региона входят: АЭС, 17 гидроэлектростанций и 5 тепловых электростанций. На её долю приходится около 2% электроэнергии, вырабатываемой в стране. Транспортная система в области представлена железнодорожным, автомобильным, морским, авиационным и наземным электрическим транспортом. Значительная и возрастающая роль транспорта в экономике связана с преобладанием отраслей, ориентированных на производство и поставку за пределы региона больших объемов сырья, металлов и рыбопродукции, выгодным географическим положением, наличием транзитных транспортных сообщений, незамерзающего порта в Кольском заливе и возможностью круглогодичной навигации с прямым выходом на международные морские торговые пути. Новый импульс развитию транспортной инфраструктуры регион придало освоение новых схем перевалки на экспорт нефти и нефтепродуктов через порты области. Суда транспортного флота области обеспечивают четверть всех общероссийских морских  перевозок грузов, почти 70 процентов перевозок грузов в Арктике. Мурманская область традиционно отмечается высоким научным потенциалом, основу которого составляют специалисты и ученые Кольского научного центра Российской академии наук. Его исследовательские учреждения ведут разработки по большинству направлений использования природного и производственного потенциала региона [5].

Динамика  экономических процессов в области  во многом определяется макроэкономической и социально-политической ситуацией в стране, а также региональными особенностями. Начиная с 1999 года, в Мурманской области преобладала тенденция роста промышленного производства и инвестиций. Общую экономическую ситуацию в области определяет преимущественно промышленное производство. Спад реальных (физических) объемов промышленного производства в 1990-е годы, был менее глубокий, чем в среднем по стране. Это объясняется особенностями структуры промышленности области, в которой преобладают предприятия ориентированные на добычу и первичную переработку природных ресурсов. Такая специализация, а также либерализация внешней торговли в стране позволили переориентировать значительные объемы поставок продукции ведущих предприятий области с внутреннего (общероссийского) на внешний рынок. Восстановительный рост реальных объемов промышленного производства начался в области, также как и в целом по стране, с 1999 г., однако в последние годы темпы такого роста стали существенно различаться [4].

Тенденция замедления темпов роста промышленного производства характерна как для области, так и всей страны, но в Мурманской области она выражено более существенно. Наибольшее изменение доли в структуре стоимости товарной продукции промышленности характерно для электроэнергетики - она возросла более чем в три раза (с 6,9 до 21,1%). За рассматриваемый период возросла суммарная доля отраслей горнопромышленного комплекса (черной и цветной металлургии, химической промышленности), традиционно являющихся отраслями специализации области, с 42 % в 1991 г. до 55,7 % в 2004 г. В отдельные годы она превышала 60 %, что связано главным образом с колебаниями цен на цветные металлы [2]. В то же время, доля таких перерабатывающих отраслей как машиностроение и металлообработка, легкая промышленность, лесная и деревообработка, промышленность строительных материалов существенно уменьшилась. Заметно сократилась доля рыбной промышленности. Это связано как с падением объемов вылова рыбы, так и с еще более значительным сокращением рыбопереработки (соответственно в два и пять раз за рассматриваемый период). Однако в 2005 и 2006 гг. был преодолен спад в рыболовстве, наблюдавшийся в течение предшествующих лет. Годовые приросты вылова рыбы и других морепродуктов по данным Мурманскстата составили в эти годы, соответственно 10 и 5%, а абсолютный его объем в 2006 г. достиг 606 тыс. т. Если давать общую оценку произошедших изменений в структуре промышленности области, то можно сделать вывод, что степень диверсификации отрасли уменьшилась. Сократилась преимущественно доля отраслей, обслуживающих внутриобластные потребности (легкая, лесная, промышленность строительных материалов и др.). Это означает, что возросла открытость экономики, т.е. зависимость как от вывоза продукции отраслей специализации за пределы области, так и ввоза потребляемых в регионе товаров. С учетом того, что доля экспорта (в другие страны) в стоимостном объеме промышленного производства стала превышать 40%, возросла зависимость от колебания мировых цен. Для более общей характеристики тенденций развития экономики региона с охватом всех отраслей и видов деятельности необходимо рассмотреть динамику и структуру такого важного макроэкономического индикатора как валовой региональный продукт (ВРП). ВРП определяется как сумма валовых добавленных стоимостей (ВДС) всех хозяйствующих субъектов и организаций, расположенных на территории области, производящих товары и оказывающих услуги (рыночные и нерыночные). Аналогичный показатель на национальном уровне - валовой внутренний продукт (ВВП). Если рассматривать динамику этих показателей, то следует отметить, что, начиная с 2001 г., в Мурманской области темпы роста ВРП существенно отставали от темпов роста ВВП России. В 2002 г. в области реальный объем ВРП имел даже отрицательный прирост (-2,0%), что полностью корреспондирует с динамикой промышленного производства (в 2002 г. было зарегистрировано снижение объемов промышленного производства на 1,6%). Таким образом, очевидно, что задачу удвоения ВРП в течение 10 лет, для выполнения которой требуется ежегодный прирост в среднем на уровне 7%, в Мурманской области можно решить только за счет крупных инвестиций в значительное увеличение масштабов существующих или развития новых сфер деятельности. По итогам 2004 г. доля производства товаров вновь возросла (до 57,7%), благоприятной конъюнктуры, как на вешнем, так и на внутреннем рынке для продукции основных промышленных предприятий области, годовая прибыль которых резко возросла по сравнению с предшествующим годом. В результате доля промышленности в отраслевой структуре ВРП области превысила 50% (в среднем по России она составляет около 30%). В отраслевой структуре ВРП наблюдалась также тенденция повышения доли транспорта. Неблагоприятным изменением в структуре использования ВРП явилась тенденция снижение доли валового накопления основного капитала. Это означает, что относительно снизился уровень инвестирования экономики при острой потребности в обновлении основного капитала и наличии необходимых внутренних ресурсов. Таким образом, по основным макроэкономическим показателям Мурманская область также характеризуется как некоторыми положительными, так неблагоприятными тенденциями. Совмещение противоположных тенденций характерно также для такого важного для региона вида экономической деятельности как рыболовство. С одной стороны, в течение двух последних лет отмечается рост улова рыбы и добычи других морепродуктов. С другой, - в отрасли остро стоят проблемы обновления флота, нарастают ограничения связанные с сырьевой базой и высокими ценами на топливо. Среди проблем развития экономики области следует также выделить состояние сферы производственной инфраструктуры и обслуживающих отраслей - автомобильных, железнодорожных и энергетических коммуникаций, предприятий транспорта, строительной индустрии. Из-за длительного периода недостатка инвестиций в указанные сферы они отстали от потребностей экономического развития области, что ставит задачи по их ускоренной модернизации в ближайшие годы [4].

Для более  полной оценки предпосылок будущего развития региона необходимо рассмотреть основные показатели социального развития, в частности, такие важные его характеристики как использование трудового потенциала, а также степень реализации одного из главных целей экономической деятельности - повышение уровня жизни жителей региона. Социально-демографические изменения и использование трудового потенциала Мурманская область традиционно характеризовалась относительно высоким качеством трудового потенциала, что было обусловлено особенностями его формирования за счет приезжего населения, среди которого преобладали квалифицированные специалисты. Из-за существенного сокращения численности населения с начала 1990-х годов (почти на четверть-с 1.1 млн. чел. в1991 г. до 861 тыс. чел. в 2006 г.) этот потенциал заметно снизился, однако продолжает оставаться на уровне, обеспечивающем функционирование созданных и востребованных в рыночных условиях производственных мощностей. По относительным показателям занятости и безработицы Мурманская область, несмотря на определенное улучшение ситуации в последние годы, как правило, уступает среднероссийскому уровню. Среди неблагоприятных тенденций демографических изменений в Мурманской области, влияющих на формирование ее трудового потенциала, отмечается сокращение доли населения в возрасте моложе трудоспособного возраста, рост доли лиц пенсионного возраста, ниже, чем в среднем по стране, показатели продолжительности жизни, особенно мужчин. По важнейшему показателю, характеризующему качество жизни населения, Мурманская область утратила ранее имевшиеся преимущества по сравнению с большинством других регионов России. Можно сделать вывод, о том, что в Мурманской области в ближайшее время начнут обостряться проблемы с притоком молодежи в учебные заведения профессионального образования и на производство. С другой стороны, в ближайшие годы можно ожидать рост рождаемости, т.к. в репродуктивном возрасте пока находятся относительно многочисленные возрастные группы. Этому будут способствовать и новые, принятые на федеральном и региональном уровнях меры поддержки материнства и молодых семей. В структуре населения по половому составу преобладает доля женщин, но такое превышение достигается за счет большей численности женщин в возрастных группах старше 40 лет, что обусловлено более высоким уровнем смертности мужчин трудоспособного возраста. В области сохраняется высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, которая с 2003 г. стала превышать среднероссийский уровень. Таким образом, несмотря на некоторые наметившиеся позитивные тенденции в динамике доходов населения, в целом положение в сфере уровня жизни еще далеко от благополучного.

В целом, оценивая основные тенденции социально-экономического развития Мурманской области за период с начала рыночных реформ, можно  отметить, что основные отрасли производственной специализации региона - горнохимическая и горнометаллургическая промышленность, энергетика, морской транспорт - вполне успешно адаптировались к новым условиям, обеспечивая свою конкурентоспособность не только на российском, но и на мировом рынке. С другой стороны - многие предприятия, особенно обрабатывающие ориентированные на внутренний рынок, оказались неконкурентоспособными, что во многом обусловлено северными удорожающими факторами производства, ограничивающими возможности адаптации к новым условиям. Например, из-за особенностей отраслевой специализации экономики региона, природно-климатических условий малый бизнес в Мурманской области развивался гораздо меньшими темпами, чем в центральных регионах России. В результате, социальные последствия кризиса 1990-х годов (рост безработицы, сокращение продолжительности жизни, падение уровня реальных доходов населения) в области были более тяжелые, чем в среднем по стране. Это повлияло на существенное сокращение численности населения области (почти на 20%) как по причине миграционной, так и естественной убыли. Несмотря на некоторое улучшение социальных показателей в последние годы (снижение безработицы, рост доходов населения), судя по тому, что в регионе продолжается не только как в целом по России естественная убыль населения, но и миграционный опок, можно сделать вывод, что провозглашаемые цели по улучшению условий и повышению качества жизни людей на данной территории еще не достигнуты [4].

Очевидно, что характеристика Мурманской области  будет неполной без оценки действий региональных органов государственной власти в инвестиционной сфере [3]. Что касается основных направлений государственного регулирования инвестиционной сферы, то отдельные положения, претендующие на этот статус, содержатся в законе Мурманской области государственном регулировании инвестиционной деятельности Мурманской области от 21.04.2005 года. Настоящий Закон определяет порядок и формы государственного регулирования инвестиционной деятельности на территории Мурманской области. В редакции законы: - Закон Мурманской области от 11.05.2005 № 626-01-ЗМО «О государственном регулировании инвестиционной деятельности»; - Закон Мурманской области от 26.10.2007 № 899-01-ЗМО «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Мурманской области в целях установления льготного налогообложения при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Мурманской области»; положение о порядке выделения средств областного бюджета на разработку проектной документации инвестиционных проектов Мурманской области (постановление Правительства Мурманской области от 29.11.2007 № 577-ПП); положение о порядке отбора инвестиционных проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов Мурманской области (постановление Правительства Мурманской области от 29.11.2007 № 577-ПП); положение о порядке организации и проведения конкурсного отбора проектов международного сотрудничества для софинансирования из областного бюджета (постановление Правительства Мурманской области от 13.08.2007 № 384-ПП); порядок оценки бюджетной и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов за счет средств бюджета Мурманской области и критерии их досрочного прекращения или переработки (постановление Правительства Мурманской области от 30.06.2009 № 280-ПП).

 «В». Действует долгосрочная целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007–2010 годы (постановление Правительства Мурманской области от 28.09.2006 № 375-ПП/9), адресная инвестиционная программа на 2010 - 2012 годы (постановление Правительства Мурманской области от 09.10.2009 № 474-ПП/18).

В качестве основной проблемы выступает низкий уровень инвестиций в региональную экономику на фоне значительного физического и морального износа производственных фондов, объектов социальной сферы и жилищно - коммунального хозяйства, а также объективно существующей повышенной капиталоемкости базовых отраслей региона [3]. Целью региональной инвестиционной политики устанавливается «обеспечение потребностей в расширенном воспроизводстве существующих и создании новых основных фондов производственного и непроизводственного назначения необходимых для эффективного развития экономики, существенного улучшения социальных условий жизни населения региона и охраны окружающей природной среды». Основными задачами называются «создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего реализации инвестиционных намерений предприятий и организаций региона и привлечению инвестиций из-за пределов области; осуществление мер по мобилизации и эффективному использованию инвестиционных ресурсов в регионе».

Недостаточно  высокий уровень инвестиционной активности является одной из наиболее острых проблем экономики России. Ее решение является важнейшим условием долгосрочного социально-экономического развития страны и ее регионов. Вместе с тем начиная с 1991 года наблюдается значительная децентрализация процесса принятия инвестиционных решений и перенос акцента государственного регулирования данной сферы с федеральных на региональные органы власти. Определенного мнения относительно того, каким должно быть государственное регулирование инвестиционной деятельности на региональном уровне так и не выработано.  

      
  1. Алиев Б.Х. Промышленная политика и экономика. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2000. – С.103.
  2. Бард В.С. Инвестиционные проблемы российской экономики.- М. :Экзамен, 2000.- С.384.
  3. Кирин А.В. Правовые основы отношений государства и инвесторов. – М.: ИНФРА-М, 1998. – С.268.
  4. Министерство Финансов Российской федерации www.minfin.ru [электронный ресурс] – режим доступа
  5. Территориальный орган  федеральной службы государственной статистики по Мурманской области [электронный ресурс] – режим доступа http://murmanskstat.gks.ru/
  6. Министерство экономического развития Мурманской области [электронный ресурс] – режим доступа http://np.gov-murman.ru

Информация о работе Особенности Мурманской области как места осуществления инвестиций