Иностранные инвестиции в Республике Беларусь и механизм их привлечения в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение иностранных инвестиций в экономике Республики Беларусь.
Задачи:
- изучение понятия инвестиций , ее видов;
- выявить проблему привлечения иностранных инвестиций в Беларуси;
-поиск путей привлечения иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1. Понятие, классификация и сущность иностранных инвестиций. . . . . . . . . 5
1.1 Понятие и виды иностранных инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Роль иностранных инвестиций в национальных экономиках. . . . . . . . . . 9
2. Иностранные инвестиции в Республике Беларусь и механизм их привлечения в экономику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2.1Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные проекты в Республике Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2. Проблемы и пути совершенствования системы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.3. Инвестиционно-структурная политика до 2020г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Работа состоит из  1 файл

Основная курсовая.docx

— 298.94 Кб (Скачать документ)

Инвесторы выбирают страны с рыночной экономикой, где доминируют частная собственность и конкурентная среда. Как показали статистические данные, Республика Беларусь не стала  исключением — ПИИ привлекаются в частный сектор. Однако сравнительный  анализ процесса трансформации к  рыночной экономике стран с переходной экономикой по-прежнему показывает значительное отставание Республики Беларусь от остальных стран  по показателям доли частной собственности в экономике и развитию конкуренции, что негативным образом сказывается на восприятии иностранными инвесторами нашей республики для размещения инвестиций и открытия новых производств. Так, доля частного сектора в ВВП на середину 2009 г. в Республике Беларусь была равна 30%, в то время как в большинстве стран с транзитивной экономикой она колеблется от 60 до 80%. Исключение составляют Туркменистан (25%), Узбекистан (45%) и Таджикистан (55%)

Республика Беларусь уступает всем странам с транзитивной экономикой, за исключением Туркменистана, занимая 167-е место. Причем самые низкие рейтинги у республики по показателям:

● свобода финансов, что свидетельствует о зависимости банковской системы от государства;

● защита прав собственности, то есть экспроприация (принудительное отчуждение имущества частных собственников.) в стране возможна с высокой долей вероятности;

● свобода инвестиций, что отражает наличие барьеров при осуществлении реальных инвестиций;

● свобода от коррупции. Среди стран — непосредственных соседей Республики Беларусь по данному рейтингу довольно близки Украина (152) и Россия (146), в то время как Польша (80), Литва (30) и Латвия (45) значительно опережают, предоставляя иностранным инвесторам рыночные (естественные для частного капитала) условия экономической деятельности.  И именно улучшение этих показателей может повлиять на изменение положения Беларуси в мировом рейтинге.(12 стр.20)

Возрождению  развитию частной  собственности содействуют иностранные  инвестиции. Однако основным источником, питающим процесс возрождения института  частной собственности, расширяющим  и укрепляющим частный сектор отечественной экономики, является приватизация государственного имущества. Через приватизацию инвестор влияет на эффективность функционирования предприятия, отрасли и экономики в целом. Планы приватизации на 2008-2010 годы предусмотрена приватизация более 500 республиканских унитарных предприятий. Важными направлениями формирования и укрепления частной собственности в Беларуси являются:

1)Усовершенствование механизмов  функционирования частной собственности.  Это касается накопления национального  капитала, укрепления его конкурентных  позиций, формирования эффективного  собственника и стратегического  инвестора и т.д. В основе  формирования собственности должны  быть новые идеи, в частности:  утверждение природного характера  привилегий предприятий, вытекающих  из их лучшей работы; решение  актуальных проблем граждан только  на стадии стабилизации и ускорения  развития национальной экономики;  введение материальной ответственности  предприятия путем становления  и утверждения института банкротства;  поддержка государства личных  подсобных хозяйств, фермерского  и крупного  частно - коллективного  товарного хозяйства.

2)Углубление приватизационных  процессов. Руководящими принципами  должен быть – приватизация  не ради приватизации, а для  повышения эффективности и укрепления  собственности. Необходимо принять  меры по возврату в государственную  собственность пакетов акций  в случае невыполнения покупателями  взятых на себя обязательств.

3) Стимулирование привлечения  иностранного капитала. Для этого  целесообразно использовать новые  эффективные механизмы приватизации, а именно: продажа акций на  международных фондовых рынках; продажи пакетов акций на конкурсах  и открытых торгах; упрощение  процедуры приобретения акций,  обеспечение широкого информирования  об условиях акционирования и  возможности создания новых предприятий.

В настоящее время доля приватизированных объектов в торговле составила порядка 70%, в общественном питании - 51%, в сфере бытового обслуживания - только 36%  (6.стр224-226).

Наиболее интересными  для инвесторов  являются крупные  предприятия, но желание инвестора  не совпадает с интересами правительства  нашей страны: получению контрольного пакета акций препятствует законодательство государства. И несмотря на  кажущееся  благополучие в настоящее время  около двух третей в общем объеме инвестиций в основной капитал Министерства промышленности составляют собственные  средства предприятий и кредиты  банков.  Белорусские власти не против прихода в страну крупных иностранных  инвесторов. Как показывает пример всех успешно развивающихся экономик, инвестиционная привлекательность  страны определяется отнюдь не длиной перечней случаев освобождения ИП и  СП от налогов, а в первую очередь  тем, насколько стабильно в стране хозяйственное законодательство и  как реально оно выполняется. Но именно по этим критериям рейтинг  Беларуси остается едва ли не самым  низким даже среди стран СНГ. Фактически не реализуется возможность заключения инвестиционного договора. Таким  образом складывается довольно странная ситуация, когда в стране, с одной  стороны, существует современное инвестиционное законодательство, вполне привлекательное  для инвесторов, а, с другой стороны, отсутствует практика применения его  важнейших норм. Свои отступления  от закона власти компенсируют льготами. Можно назвать ряд направлений, где привлекательность инвестиций достаточно велика. Это транзит грузов и связанная с ним инфраструктура, пищевая и фармацевтическая промышленность.

Способом стимулирования инвестиционной активности также является создание свободных экономических  зон (СЭЗ). СЭЗ представляют собой административно обособленные районы государства со специфическим таможенным и торговым режимом. Этот режим призван обеспечить свободу перемещения основных факторов производства: капитал, товаров и рабочей силы. Сущность: это хозяйственный субъект, имеющий льготы, вплоть до беспошлинного, режим ввоза и вывоза товаров и капитал, административно обособленный от остальной территории страны в торговом и валютно-финансовом отношении, имеющий устойчивую связь с мировыми рынками факторов производства. (7.стр.142)

В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы СЭЗ "Могилев", СЭЗ "Минск", СЭЗ "Гродноинвест", СЭЗ "Гомель-Ратон" , СЭЗ "Витебск", СЭЗ “Брест”. Брестская зона привлекательна тем, что находится на западной границе республики, границе с Евросоюзом, и западные инвесторы в первую очередь попадают именно в Брест. Также в этой свободной зоне существует перспективная площадка-аэропорт, примыкающая к аэропорту "Брест", на которой за счет средств государственной инвестиционной программы мы прокладываем дороги, сети и коммуникации. Что касается условий по всем экономическим зонам, то они практически одинаковые, а разница заключается лишь в их географическом расположении.

По состоянию на 1 января 2011 года в качестве резидентов СЭЗ  в нашей стране зарегистрированы 322 организации. По сравнению с 2010 годом  их число увеличилось на 38 единиц. Действующими являются 313 организаций, или 97,2% от количества зарегистрированных. Подавляющая их часть работает в  промышленности -278 или 88,8%. В СЭЗ  последовательность  наращиваются объемы производства, растет выручка  от реализации товаров, работ(услуг).За пределы страны продукции собственного производства поставлено 51,3%. За 2010 год  экпортировано товаров в стоимостном  выражении на 1560,4 млн. долл.США , что  в 1,33 раза больше, чем за 2009 год. За 2006- 2010 годы на финансирование развития инфраструктуры СЭЗ и содержание администраций  было выделено из республиканского бюджета  около 152 млрд. рублей. По состоянию  на 1 января 2011 года резидентами СЭЗ  привлечено иностранных инвестиций на сумму 374,6 млн. долл. США.

Сопоставление важнейших  экономических показателей в  целом по зонам и стране свидетельствует  о следующем. Экспорт на одного занятого в СЭЗ в 4,9 раза выше, чем по республике, выручка от реализации продукции  –в 2,5 раза, прибыль от реализации в 3,4 раза превышает общереспубликанские  показатели. Однако в целом вклад  СЭЗ в экономику нашей страны довольно скромные. Так, в 2010 году в СЭЗ было занято только около 1,3% среднесписочной численности работающих в республике. Экспорт товаров в его общем объеме по стране составил 6,19% от экспорта, полученная выручка от реализации 3,19%, прибыль 4,23%. (13 стр.19-20)

 

 

2.3. Инвестиционно-структурная политика до 2020г

 

        Структурная  политика на этапе 2011-2020 гг. предполагает стимулирование расширения спроса на инвестиционные ресурсы предприятий для реализации проектов с вовлечением в инвестиционный процесс отечественных производителей машин, оборудования.

       Важнейшим  инструментом структурной политики является реализация государственных целевых программ. Финансирование их должно осуществляться на основе новых подходов с преимущественным использованием внебюджетных средств.

         Государственная инвестиционная  деятельность в этот период  должна направляться на финансирование развития инфраструктуры: дорог, аэропортов, современной системы телекоммуникаций, что послужит дополнительным стимулом для привлечения частных капиталов.

        Важным  направлением инвестиционной политики государства является создание в стране новых производств, в том числе малого и среднего бизнеса, что обеспечит формирование конкурентной среды.

     Инвестиционная  активность государства должна развиваться с учетом того, что в предыдущие годы достаточно ощутимыми были инвестиции в социальную сферу. Образованное население обладает большей способностью адаптироваться к меняющимся условиям хозяйствования, проявляет большую инициативу и активность в создании спроса на инвестиции.

В перспективе необходимы действия по дальнейшему укреплению и развитию институциональных основ, поиску новых  форм и способов привлечения инвестиций, созданию прозрачных и стабильных правил осуществления экономической и  инвестиционной деятельности, стимулирующих  развитие предпринимательской инициативы. В этих целях приоритетными должны стать меры по:

  • повышению инвестиционного рейтинга Республики Беларусь;
  • защите прав собственности и улучшению корпоративного управления;
  • развитию института банкротства и защите прав кредиторов;
  • выравниванию условий конкуренции;
  • повышению эффективности управления гос. собственностью;
  • развитию фондового рынка и стимулированию вложения сбережений в ценные бумаги;
  • развитию лизинга и проектного финансирования;
  • переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности.

Следует принять меры по созданию негосударственных фондов (пенсионных, инвестиционных, страховых и др.) и привлечению их в качестве инвесторов.

Расчеты показывают, что темпы роста  инвестиций в основной капитал за 2001–2005 гг. составят 145–150% и 150–155% . В этот период прогнозируются наиболее высокие темпы среднегодового прироста инвестиций (12–16%) с последующей стабилизацией инвестиционно-воспроизводственных процессов. Доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличится с 6,5% в 2005 г. до 10% в 2020 г.

Удельный вес инвестиций в ВВП  возрастет до 25,6–26,4% к 2020 г. против 20,7–21,6% в 2005 г. Предусматривается, что по сравнению  с динамикой ВВП (2,6–2,8 раза) рост инвестиций в основной капитал за 2001–2020 гг. будет опережающим и составит 3,5–4,1 раза к уровню 2000 г. На первом этапе реализации мер (2006–2010 гг.) рост инвестиций составит 1,4–1,44 раза, на втором этапе (2011–2020 гг.) – 1,72–1,82 раза. Этому будет способствовать взвешенная макроэкономическая политика, стабильное законодательство и массовая разъяснительная работа о проводимых в стране инвестиционных преобразованиях. Должны быть задействованы телевидение, радио, печать, сеть ИНТЕРНЕТ.

В целом инвестиционно-структурная  политика должна быть гибкой и учитывать  риски, связанные с возможными изменениями  государственной, экономической, экспортно-импортной, налоговой, денежно-кредитной и ценовой  политики. [14.стр.30] 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе изученного теоретического материала, анализа статистических данных об иностранных инвестицияхв нашей стране, можно подвести итог исследования.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы сделаем  следующие выводы:

1) Экономическое развитие  никогда не происходит линейно.  Оно носит циклический характер.

2) Выделяются четырехфазная  (классическая), в которой центральное  место занимает кризис, и двухфазная  модели экономического цикла. 

3) Последствия кризиса  могут вести к обновлению организации,  её оздоровлению либо к её  разрушению, возникновению нового  кризиса. Выделяются экономические  (инфляция, безработица и др.) и  неэкономические (социальные, психологические  и политические последствия) последствия  безработицы.

4) Ми¬ровой экономический  кризис 2008 года проявился в форме  очень сильного ухудшения основных  экономических показателей в  большинстве развитых стран, и  повлекший в конце того же  года глобальную рецессию.

5) Основными причинами  кризиса явились массовые невозвраты  ипотечных кредитов американцами, перегрев фондового рынка, высокие  темпы роста мировой экономики  с 2000-х гг., вы¬сокие цены на  сырьевые материалы, а также  появление новых форм денег  – деривативов.

6) В результате кризиса  количество только банков, обанкротившихся  с 2007 года, превысило 373. индекс  доллара США опустился до свое¬го  исторического минимума вес¬ной  2008 г., снизившись на 12,4%.Цена золота  превысила значе¬ние в 1000 долл. США за унцию, а цена на  нефть поднялась почти в 2 раза. Обвал фондового рынка в октябре  2008 года стал рекордным для  рынка США за последние 20 лет,  для рынка Японии — за всю  историю. С осени 2008 года очень  многие развивающиеся экономики  стали эпицентром новой волны  кризиса.

7)  Финансовый кризис 2011 года в Республике Беларусь  был вызван многолетним отрицательным  сальдо торгового баланса и  обострился из-за ажиотажного спроса на иностранную валюту и повышения заработной платы перед президентскими выборами 2010 года. Он проявляется в нехватке валюты, падении рентабельности импорта, росте цен и падении покупательной способности населения вследствие более чем 50%-ной девальвации белорусского рубля.

Информация о работе Иностранные инвестиции в Республике Беларусь и механизм их привлечения в экономику