Анализ инвестиционного потенциала Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:34, курсовая работа

Описание

Цель работы - анализ инвестиционного потенциала Самарской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решения ряда задач:
- характеристика теоретических основ инвестиционного потенциала хозяйствующего субъекта;
- анализ инвестиционного потенциала Самарской области.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по инвестициям.docx

— 345.04 Кб (Скачать документ)

Кроме того, на этом этапе необходимо применение широкого спектра механизмов государственного стимулирования развития смежных производств (например, производства автокомплектующих для автомобильного кластера или геологоразведки для нефтехимического производства) и инфраструктуры (например, дорожного строительства, модернизации объектов энергетики).

Использование механизмов частно-государственного партнерства необходимо при реализации таких крупных стратегических проектов транспортно-логистического кластера, как строительство транспортного консолидирующего центра по обработке грузов и контейнеров на территории Самарской области, реконструкция международного аэропорта «Курумоч», строительство транспортных автомагистралей, в том числе федерального значения.

Увеличатся  объемы инвестиций, направляемых на развитие инновационной и социально-экономической  инфраструктуры (кадрового потенциала, финансово-кредитного сектора, коммунальной инфраструктуры) будущих кластеров.

Второй  этап (2011-2020 годы) характеризуется усилением  государственной поддержки секторов, входящих в группу «знаки вопроса», для достижения ими стадии зрелости и конкурентоспособности и дальнейшего  перехода в группы «звезды» и «дойные  коровы», самостоятельно генерирующие ресурсы для развития.

Инновационный вариант развития требует «выращивания»  инновационных разработок из отобранных научных идей и научно-технических  проектов и роста объемов наукоемкой коммерческой продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем  рынках.

Инвестиционная  стратегия в этот период предусматривает  увеличение объемов инвестиций в  инновационно-внедренческий кластер и обеспечение его необходимыми финансовыми, производственными, научно-экспериментальными, трудовыми, материальными и другими ресурсами. В качестве первого шага к формированию данного кластера можно рассматривать создание в 2006-2010 годы материально-технической базы и инновационной инфраструктуры в рамках реализации инвестиционной программы развития технопарка на территории Самарской области и проекта межрегионального инновационно-технологического центра по обновлению перка машин и оборудования в промышленности на основе высокоэффективных наукоемких технологий. Активными участниками данного процесса являются как создатели и обладатели научно-технических достижений, так и потенциальные потребители инноваций, прежде всего, крупные промышленные организации, а также посредники распространения и применения нововведений, кредитно-финансовые (в том числе венчурные), патентно-лицензионные, консалтинговые, рекламные, учебно-методические государственные и частные организации. Интенсивное развитие инновационного рынка должно привести к усилению роли малого бизнеса и предпринимательства в области создания, распространения и использования инноваций.

Принципиальная  возможность реализации сложных  инновационных проектов обеспечена выполненными учеными Самарской  области научно-техническими заделами в авиационной, ракетно-космической  промышленности и сфере информационных технологий.

Совершенствование механизмов применения программно-целевых  методов планирования и осуществления  инвестиций позволит привлечь требуемый  объем инвестиций для создания и  развития на территории Самарской области  туристическо- рекреационного кластера. Формирование рекреационно-туристического кластера предполагает разработку и включение в областную целевую программу развития туризма ряда крупных инвестиционных проектов, развивающих инфраструктуру туристического бизнеса (горнолыжные, спортивно-развлекательные комплексы, гостиничные городки, оздоровительные и познавательные программы и экскурсионные маршруты), а также капитальные вложения в реконструкцию и развитие действующих пансионатов и санаториев, в том числе всероссийского значения. [6]

Рассматривая  Самарскую область, составную как  часть Приволжского федерального округа оценим ее экономический потенциал. По итогам 2009 года Самарская область  сохраняет 1 место в России по производству легковых автомобилей, подшипников  качения, синтетического аммиака и  линолеума. По общему объему отгруженных  товаров собственного производства промышленных видов деятельности область  занимает 6 место в России после  Тюменской области, г.Москвы, Свердловской и Московской областей, Республики Татарстан, в Приволжском федеральном округе – 2 место в после Республики Татарстан. По группе обрабатывающих производств область занимает 1 место в Приволжском федеральном округе, 6 место – в России. В 2009 году индекс промышленного производства области составил 96,5%. В Приволжском федеральном округе Самарская область занимает лидирующее положение по многим экономическим показателям, не являясь дотационным регионом. Показатели социально-экономического развития Самарской области за 2009 год свидетельствуют, что Самарская область обеспечивает себя основными продуктами питания (мясо-молочной и другой сельскохозяйственной продукцией), обладает достаточными энергетическими ресурсами и т.д.

  Виды экономической  деятельности Виды экономической  деятельности

Индекс  промышленного производства, %

  Всего по разделам C, D, E:  

добыча  полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

96,5
С Добыча полезных ископаемых  80,9
СА Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 80,4
СВ. Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических  105.8
D Обрабатывающие  производства 99,0
DA  Производство  пищевых продуктов, включая напитки, и табака 103,3
DB Текстильное и  швейное производство 99,9
DF Производство  кокса, нефтепродуктов и ядерных  материалов 110,3
DG Химическое  производство 96,1
DI Производство  прочих неметаллических минеральных  продуктов 115,9
DJ  Металлургическое  производство и производство готовых  металлических изделий  103,5
DK Производство  машин и оборудования 90,7
DL Производство  электрооборудования, электронного и  оптического оборудования 92,0
DM Производство  транспортных средств и оборудования  99,9
        в т.ч. производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 100,0
E Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 99,7
  цен производителей промышленных товаров, %  Индекс 

109,57 (к  декабрю

2009 г.)

 

Таблица 3 - Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (по крупным и средним предприятиям) 

Государственная поддержка инновационной деятельности существенно возросла за счет средств всех бюджетов – федерального, областного и местных. В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования несколько сократилась доля собственных средств организаций, однако она по-прежнему является преобладающей и составляет более 62%. Тем не менее, в области успешно развивается тенденция перехода к более прогрессивной модели финансирования инвестиционного процесса, основанной на использовании кредитных ресурсов. Анализ структуры инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности позволяет сделать вывод о том, что Самарская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности промышленности и сферы услуг. Говоря о необходимости консолидированной и эффективной государственной власти, нужно обратить внимание на наведение порядка в межбюджетных отношениях. Необходимо отметить, что прозрачность и предсказуемость межбюджетных отношений будет являться реальным стимулом к развитию структуры внутренних инвестиций, а также основой к развитию «горизонтальных» социально-экономических связей и развитию межбюджетных отношений.

Инновационная система Самарской области представляет собой совокупность организаций  частного и государственного секторов экономики, ведущих исследования и  разработки, производство и реализацию высокотехнологичной продукции, а  также занятых управлением и  финансированием инновационной  деятельности. Основным источником финансирования инновационной деятельности остаются собственные средства предприятий. Доля иностранных инвестиций незначительна  и в динамике убывает. Анализируя инвестиционную деятельность Самарской  Области, в 2009году на развитие экономики  и социальной сферы Самарской  области использовано 67206 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что  составляет 100,5% к уровню 2008 года. Область  занимает 3 место среди регионов ПФО по показателю общего объема инвестиций в основной капитал, уступая республикам  Татарстан и Башкортостан, и 2 место (после Татарстана) по показателю среднедушевого объема инвестиций. В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования несколько сократилась  доля собственных средств организаций, однако она по-прежнему является преобладающей  и составляет более 62%. Тем не менее, в 2006-07гг. в области наблюдалась тенденция перехода к более прогрессивной модели финансирования инвестиционного процесса, основанной на активном использовании кредитных ресурсов. Это являлось следствием снижения кредитных рисков в экономике региона, обусловленным, в частности, сохранением стабильных макроэкономических условий как в стране в целом, так и Самарской области, устойчивым финансовым положением кредитуемых предприятий региона. Наиболее значительные объемы заемных средств в прошедшем году направлялись в нефтедобычу, химическое производство, производство автотранспортных средств и оборудования, транспорт и связь. На долю указанных видов деятельности приходится около 62% от общего объема привлеченных средств. В 2009 году за счет кредитов банков и заемных средств других организаций было профинансировано 11,6 % капитальных вложений крупных и средних организаций региона. Доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал возросла с 10,8% в 2008 году до 14,8% в 2008 году. В 2009 году структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности характеризовалась некоторым перераспределением капитальных вложений из обрабатывающих производств в сторону видов деятельности, оказывающих услуги.

  2009 г. 

млн. руб. 

2009 г.

в % к итогу

Справочно 2008 г. в % к итогу
Всего 49948,7 100,0 100,0
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 706,8  1,4 1,7
Добыча  полезных ископаемых 2396,6 4,8 5,3
Обрабатывающие  производства 15318,3 30,7 36,5
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 3090,1 6,2 5,1
Строительство 569,9  1,1 0,6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования 1299,4 2,6  1,5
 
Гостиницы и рестораны
452,4 0,9 0,9
Транспорт и связь 14481,6 29,0  32,4
Финансовая  деятельность 893,1  893,1  1,1
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и  предоставление услуг  4407,0 8,8 8,4
Государственное управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное социальное обеспечение 795,2  1,6 1,3
Образование 1374,0 2,8 1,9
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2586,5 5,2 1,8
Предоставление  прочих коммунальных, социальных и  персональных услуг 1577,7 3,2 1,5
 

Таблица 4 - Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (по крупным и средним предприятиям) 

Государственная поддержка инновационной деятельности существенно возросла за счет средств всех бюджетов – федерального, областного и местных. В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования несколько сократилась доля собственных средств организаций, однако она по-прежнему является преобладающей и составляет более 62%. Тем не менее, в области успешно развивается тенденция перехода к более прогрессивной модели финансирования инвестиционного процесса, основанной на использовании кредитных ресурсов. Анализ структуры инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности позволяет сделать вывод о том, что Самарская область как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса, превращения инновационной деятельности в основной долгосрочный источник повышения конкурентоспособности промышленности и сферы услуг. Говоря о необходимости консолидированной и эффективной государственной власти, нужно обратить внимание на наведение порядка в межбюджетных отношениях. Необходимо отметить, что прозрачность и предсказуемость межбюджетных отношений будет являться реальным стимулом к развитию структуры внутренних инвестиций, а также основой к развитию «горизонтальных» социально-экономических связей и развитию межбюджетных отношений. .[5]  

2.2. Стратегические направления развития инвестиционного потенциала Самарской области. 

     Инновационный путь развития региона - это развитие сектора услуг и малого бизнеса, создание более эффективной системы  управления, модернизация образования  и распространение нового знания, повышение качества жизни населения, модернизация стандартов потребительского поведения, развитие современных социальных сетей, информационной и коммуникационной среды и др.

     Предполагается  трехэтапная реализация стратегии  социально-экономического развития области  на период до 2020 года в двух сценарных  вариантах.

     Первый  вариант (инерционный) основан на умеренном  прогнозе развития российской экономики  и инерционном развитии экономики  Самарской области, он отражает сохранение сложившихся тенденций в развитии экономики области за предшествующие годы: основных макропропорций, состояния производственного аппарата, проводимой инвестиционной и бюджетной политики.

Информация о работе Анализ инвестиционного потенциала Самарской области