Возникновение знаний о культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 22:20, контрольная работа

Описание

Вопрос 1. Феномен культуры. Культура и цивилизация.

Вопрос 2. Культура, природа, история.

Вопрос 3. Культурология и философия культуры

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 50.50 Кб (Скачать документ)

Возникновение знаний  о культуре.

Вопрос 1. Феномен  культуры. Культура и цивилизация.

Вопрос 2. Культура, природа, история.

Вопрос 3. Культурология  и философия культуры.

Теория – древнегреческое слово, один из переводов «любование, зрелище». Умение видеть предмет, объект как целостное образование, фиксировать границы изучаемого объекта, умение видеть предполагаемые пути развития, тенденции, линии эволюции.

Категории – ясное, отчетливое обобщение.

Понятие  - совокупность наиболее существенных признаков изучаемого предмета или явления.

Культурология, философия культуры, история художественной культуры, культурная антропология, история  и теория культуры ит.д.

Культурология – совокупность и описание культур. Это рефлексия культуры (философия  культуры).

Рефлексия – общетеоретический метод исследования.

Рефлексия –  «осознание, осмысление, самосознание, интерсубъективность мышления (направленность человека на содержание своих собственных  мыслей)».

1 уровень мышления  – мы думаем о предмете.

2 уровень мышления  – рефлексия.

Концепция ноосферы (Вернадский) – когда сила мысли  человека становится сравнимой с  геологической силой. Дешарден представляет всю историю развития человечества – преджизнь, жизнь и мысль. Он говорит, что из многочисленных проявлений человеческого «Я» самое отличающее его от природы – рефлексия – «знать, что знаешь». Рефлексия – центральный феномен человеческого мышления. Биосфера – техносфера – социосфера – ноосфера.

Изучение культурологии  предполагает обозначение предельно  общих подходов к пониманию культуры. Мы ставим вопрос – «Что такое культура как мир человека?» Как человеку обрести свои собственные адекватные смыслы существования в пространстве разных культур и сохранить свою идентичность?

Вся структура  знаний о культуре.

  1. Сущность культуры. Разнообразие подходов. Различные основания культуры (деятельность, игра, верования). Функции культуры. Культура как традиция. Этапы становления культур (архаика, миф, тотемизм и магия, анемизм, фетишизм, идолопоклонство, ритуализм). Первобытное искусство.
  2. Типы культур (в основании та или иная религия) – конфуцианско-даосистский тип культуры, индо-буддийский тип культуры, исламский тип культуры, христианский тип культуры и т.д.
  3. Актуальные проблемы культуры. Феномен техники. Экологические проблемы. Синергетическая парадигма в культуре. Парадигма – образец научного мышления. Синергетика – концепция, научная теория. В конце ХХ в. посягнула на звание общенаучной концепции, потеснив теорию относительности. Синергетика – учение о самоорганизации сложных открытых систем. Учение об эволюции, сосуществовании открытых систем. Проблема жизни, смерти и бессмертия в различных культурах.
 
 

Тема на следующее  занятие – 1.Проблема актуальности культурологического знания. Ценностный аспект культуры. Множественность культур и их универсальные эквиваленты (Джо Фрезер). Общечеловеческое и национальное в культуре. Космогонические(об образовании мира) мифы как предпосылки возникновения культуры. Социальная природа функций культуры – обеспечение социального единения людей.

2. Пространство культурного диалога в мировой деревне. Основание цивилизаций (Макс Вебер, Пятерим Сорокин). Взаимодействие церковного культа и культуры (Н.А. Бердяев)

3. История и  культура. Мировые исторические  школы. Французская школа –  аналог Блок, Лефер, Фернан Бродель, Жак Легоф. История ментальности Жака Легофа. Концепция социального времени Фернана Броделя. Разработка истории масс в противовес концепции звезд.   

01.03.10

Особая позиция  – позиция противостояния естественных и гуманитарных наук. Огюст Конт(позитивизм)1842 г предлагает рассматривать социум как объект, который живет по законам физики. Это попытка примирения естественно-научного  и гуманитарного знания. В целом закономерности развития социума достаточно ясны и понятны. Эта часть размышлений получила название социальный физикализм, другое название в 20 веке- позитивизм. Своеобразная форма компромисса. Происходит от латинского слова – «знание положительное» или «данное знание». О любом предмете нужно судить так, как он нам дан. Не нужно его окутывать интерпретациями и суждениями, домысливать его. Также Берксон и др. Позитивизм переродится в 20 в. в эмпириокритицизм, потом в постпозитивизм и т.д. Эта традиция продолжалась и развивалась в Америке. Аналогом древнегреческой традиции является гносеология. Достоверное знание – эпистема – теория научного знания. В социуме все, что связано с постижением человека, его духа, всегда казалось менее важным, чем так называемые «точные» науки. Наука с 16 в. Заявлялась как абсолютный метод познания, даже для объяснения социальных явлений. Бахтин предложил формулу точности. Точность А=А. В истории гуманитарных наук есть другая точность. Эта точность нелинейна, связана с умением понять чужое, другое как свое, сделать то или иное слово и смысл частью своего собственного мышления. Эта формула есть установившаяся в человеческом мышлении. Факты археологии, этнографии, антропологии и других наук говорят о естественном происхождении духовной культуры. Все попытки креационистского толкования культуры (божественные творения) становятся неуместными и неактуальные. Мораль, религия, искусство 40-20 тыс. лет до н.э. приписывались кроманьонцам. Что касается духовности Карл Ясперс подчеркивает, (размышляя об осевой концепции развития) была доистория, осевое время и технический век. Осевое время – возникновение культурных центров. Доистория – не только время оттачивания ручного труда, навыков. Это ещё и время формирования первых духовных навыков, потребностей. История – время возникновения великих центров культуры – по возникновению письменности(5-4 тыс.до н.э.). 7-6 вв до н.э. размышления о культурной духовности человека.  Это есть круг эзотерической культуры – тайной, открытой только посвященным, это знание было в целом о мире. Знание о происхождении мира – космогония – было тайным и магическим, обладавшие этим знанием имели власть среди людей. Культура гуманитарная – знания, к-е отражаются в философии, обществознании, человековедении, праве и в целом о социуме.

 

Темы на обсуждение

Образ Бога и  человека в античной мифологии.

Теодицея – богооправдание, антроподицея – человекооправдание.

Авеста –  книга зороастризма.  

Культура как  социальный и антропологический  феномен.

  1. Культура носит чрезвычайно широкий смысл. Это есть отражение истории человечества. Проявления культуры носят условное разделение на так называемую материальную и духовную культуру. Культура есть процесс создания ценностей. Результаты духовной деятельности людей, способы этой деятельности и ее оценка. Аксиология.
  2. Смысл культуры тесно связан с оппозицией, противостоянием человека природе. Культура предстает как внеприродное явление. Но, не всякое внеприродное явление есть культура.
  3. Культура есть ценностное содержание человеческой деятельности. Культура имеет ценностное содержание. Всякое культурное событие, процесс является фрагментом становления человека.
  4. Гуманизм как качественная мера культуры. Гуманизм –система идей, отстаивающих высшую ценность человеческой личности (право на жизнь, на свободу, счастье и др.). 14-16 в. Происхождение этимологии. Вдохновителем гуманизма является Франческо Петрарка.
 
 

29.03.10

Практика

Темы: 1.Культура Древнего Китая.  2.Изоляционизм китайской  цивилизации как благоприятный  фактор культурных процессов. 3. Культурное единство древнекитайской цивилизации. 4.Космогонические мифы как объяснение мира из хаоса (Инь и Ян). 5.Персонификация в мифе. 6. Институт жредчества. 7. Полифоничность религиозной жизни в Китае: буддизм, конфуцианство, даосизм. 8. Социальная этика как основа китайской культуры. 9. Религиозная структура Китая. 10. Конфуцианство как философия и государственная идеология. 11. Лао-Цзы – человечность как мера социальности и культуры. 12. Концепция человеколюбия (Жень). 13. Китайский церемониал. 14. Ритуал как матрица человеческой социальности. 15. Этический идеал человека, радующего императора-Отца. 16. Лао-Цзы – поэма Дао Де Цзень. 17. Развитие письменности. 18. Китайская система управления как новый миропорядок. 19. Элементы демократизма в иерархии управления. 20. Приоритетный характер технических изобретений. 21. Почему в Китае не возникла наука в современном (европейском) смысле слова. 22. Древнекитайская литература. Сым Сям Жу. 23. Портретная живопись. 24. Прогресс математического знания – ориентация на прикладные цели. 25. Успех астрономии. 25. Традиционная китайская медицина.   

Древнеегипетская  мифология

Осирис –  сын бога Геба и богини Муд. Сначала  он был человеком и просветителем. Он много путешествовал и оставлял свой трон, за что и поплатился. Он имел дар убеждения словом. Его  брат Сет – бог пустыни(50 дней суховея). Сет однажды подарил Осирису гроб на праздник. Осирис лёг в гроб и Сет его заколотил. Жена Осириса – Исида. Нефтида – богиня красоты – нашла все части тела Осириса. Анубис- сын Осириса и Исиды. Осирис является к Гору, чтобы отомстить Сету. Гор побеждает. Гор отождествляется с божественной сущностью фараона. Популярность культа Осириса – это был реальный человек, его сделали бессмертным боги, каждый мог пройти его путь, каждый мог пройдя испытания стать бессмертным.

Книга мертвых была написана Нутом и передавалась устно – это была Библия для египтян. Главная сцена книги – сцена суда. Общая мысль – только сердце решит все. Зал суда – небесная синь. Ответчик утверждает, что не совершал грехов в подробностях. В принципе это можно сравнить с 10 заповедями Христа, концепциями Дао, буддизма. Влияние книги мертвых на египтян было огромным. Осирис стал впоследствии самым главным богом, поглотив большое кол-во богов. Культ Осириса существовал вплоть до прихода христианства. Очень много в культе Осириса и повествовании Христа общего. 
 

19.04.10

Миф как основание  культуры

Мифологическое  мышление является коллективным, родовым, архетипом. Именно неофредизм фиксирует  эту коллективную составляющую. Современный  сказитель, психоаналитик Кларисия Эстес. (Бегущая с волками)- как древний архетип живет в любой экологической среде. Род не мыслится как множество людей, а как единое существо. Все идеологии вырастают из мифа, как первой модели человеческого познания. Религио – «связываю». Хаос – изначальная база для роста любой системы. Первобытное сознание несет фантазии, кот-е становятся реальными и господствующими над человеком. Все мифы основаны на породнении человека с миром. В мифе находим то, что может вырастать в целый космос (миропорядок, красота). Миф – своеобразный выход человеческой души в космос, мир. Космос имеет много толкований – в Греции – украшение конской сбруи. Для древних – это образ мироздания, где человек лишь его часть – космос живое существо. Макрокосмос и микрокосмос – принципы современной физики.

Магия и ритуал. Концепция Немировского – наука  вырастает из магии и ритуала  – это ветви из одного ствола и корней. Магия – способ воздействия  на вещи, исходя не из объективных свойств, а некой магической составляющей. Все ритуалы основаны на приближении к божественному, высокому миру.

Культура –  то, что высвободилось из природы(не без помощи человека), а миф был  способом, союзником м/у человеком  и природой.

Важнейшая идея мифологии – создание миропорядка, иерархии, создания порядка в хаосе.

Мифы – асетологические (с апокалипсисом), календарные, временные. Дж.Дж. Фрезер. Мифы рисуют у разных народов одни и те же события, к-е  внешне очень похожи, только различаются  в деталях. Причем явления описываются  разными расами и людьми одинаково, очень схоже. Миф о Вавилонской башне, миф о потопе. Это объясняют заимствованиями?, и благодаря контактам между народами?, либо возникло у каждого народа самостоятельно и развилось. Мир, как древнее животное, а его части тела – географические части мира. Фрезер объясняет это всеобщей человеческой особенностью мышления – её общностью. Вавилонская версия потопа. Беррос(грек) – великий потоп во время царствования 10-го царя. Вариант Яхвист- древнееврейская версия потопа – Ной был в потопе 61 день., по поздней версии 12 месяцев и 10 дней. Причиной был ливень. В обоих мифах посылали птиц на поиски земли.

Миф о Вавилонской  башне. Ничего говорит миф о возникновении  речи у людей, причем говорить могли и животные, но в итоге потеряли способность. Бог смешал язык и рассеял народы по всей Земле. Есть 2 храма – один в Багдаде – Бабель, другой – в 8 км к югу – Бор-Сиппи. Считают, что один из храмов и есть Вавилонская башня. Однако в древнем Вавилоне было множество подобных храмов. Считают также, что возможная подобная башня была в древнем городе Ур на берегу Евфрата, в 150 милях к югу от Вавилона. Евреи тоже не объясняют происхождения языка единого у всех, хотя называют, что он был до строительства башни. Первым условием религии является – вера, вторым – догматика(божественные силы).

Информация о работе Возникновение знаний о культуре