Типология культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 21:38, контрольная работа

Описание

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологи? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.

Содержание

1. Опорная схема 4
2. Анатация к опорной схеме 5
3. Словарь терминов 10
4. Тесты 11
5. Список используемой литературы 13

Работа состоит из  1 файл

бразец культорология.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)
 

ПЛАН 

                                                       стр. 
 
 
 

1. Опорная  схема                                                                                                             4
2. Анатация к опорной схеме                                                                                                     5
3. Словарь  терминов                                                                                                               10
4. Тесты                                                                                                                                                                                                                                                           11
5. Список  используемой литературы                                                                                                                             13
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

2.Анатация к опорной схеме 

1.Культура как предмет культурологи

     Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Что же такое смысл для культурологи? Смысл - это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.

     Смысл надо отличать от значения, т. е. предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру. Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и неинтересен. Н. А. Мещерякова справедливо выделяет два исходных (базисных) типа ценностного отношения - мир может выступать для человека как «свое» и как «чужое». Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия. Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры.

     Отсюда  можно дать такое определение  культуры. Культура - это универсальный  способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл  человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего.

2. Типология культур

2.1. Основание типологии  культуры

     Критериев, или оснований, типологии культур  может быть много, например: связь  с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому  типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.

     Когда говорят о художественной, экономической  или политической культурах, специалисты  называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.

     В культурологии не сложилось единого  мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры.

     Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.

     К основным видам культуры можно отнести:

     а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;

     б) сельскую и городскую культуры;

     в) обыденную и специализированную культуры.

     Разновидностью  духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной - физическая культура.

2.2. Типология культур  (перечисление)

     Классификация различных видов и форм местных и мировых религий. Типология культур строится на основании нескольких критериев:

     связь с религией (культуры религиозные  и светские);

     региональная  принадлежность культуры (культуры Востока  и Запада, средиземноморская, латиноамериканская);

     регионально-этническая особенность (русская, французская);

     принадлежность  к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального  общества);

     хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура);

     сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.);

     связь с территорией (сельская и городская  культура);

     специализация (обыденная и специализированная культура);

     этническая  принадлежность (народная, национальная, этническая культура);

     уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

2.3. Задачи, решаемые  с помощью метода типологии культур 

     Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. В ходе типологии тип культуры всесторонне осмысливается, определяется его статус, анализируется культурный контекст, выявляются наиболее общие качественные черты.

     Типология культуры - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа (результат типологического описания и сопоставления). При этом в научном сообществе как более или менее равноправные существуют различные основания для типологии культуры. Основаниями выступают определенные совокупности показателей, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами.  

3.Периодизация истории культуры 

     Периодизация  культурно-исторического процесса - это способ его структурирования. Смысл любой периодизации - будь то глобальная периодизация исторического  процесса в целом, периодизация процесса развития какой-либо локальной культуры или даже вычленение этапов творческой деятельности ученого, художника, этапов развития научной теории или процессов жанрообразования в искусстве и т.д. - заключается в поиске необходимого подспорья в упорядочении фактов, их осмыслении, классификации. Периодизация - “это словно нанесенный на кальку чертеж истории”. Периодизация вводится с целью более глубокого изучения динамики развития, устанавливает вехи (срезы истории), формализует процесс, сводит к схеме, отвлекаясь от конкретных подробностей.

     В научно обоснованной схеме необходима отчетливо выраженная “функция цели”, то есть генерализующая тенденция, характерная  и для данного периода, и для  изучаемого процесса в целом. То, что периодизация должна исходить из объективно-закономерного движения, не исключает допущения хронологической приблизительности названий того или иного периода (“культурное десятилетие”, “четверть века”, “век” не всегда совпадают с хронологическими, обозначения “двадцатые годы”, “первая треть века” и т.п., таким образом, условны). При этом существенные процессы занимают огромный интервал временных масштабов.

     Критерий  периодизации, основанный на сопряжении всех сфер социокультурной деятельности человека (в первую очередь духовно-религиозной, нравственной, научно-интеллектуальной, художественной, и лишь потом экономической, политической, технико-промышленной и др.) в силу своего универсализма может применяться к рассмотрению культурного процесса во всей полноте, учитывая при этом его многовариантный, разноликий, неравномерный характер по отношению к различным компонентам культуры, к различным локальным культурам; позволит анализировать историю культуры с собственно культурной точки зрения, двигаться в направлении поиска универсальной культуроведческой методологии.

     Отсчет культурной темпоральности представляет одну из нерешенных проблем современной философской науки, поскольку слишком часто приходится сталкиваться с “произволом” культурной истории, с определенными трудностями при попытке объяснения событий культурной истории человечества с позиций, в основе которых лежит вера в рациональность мироздания. Любой опыт приобщения к проблемам строения неповторимой реальности культуры свидетельствует об удивительной ее подвижности по отношению к реалиям естественноисторического бытия, ее (культуры) имманентной пространственно-временной организации.

     Исходя  из вышесказанного, наложение схем периодизации, принятых в искусствознании (особенно - в музыкознании) на историю  культуры способно стать искомой, при  этом научно верифицируемой, основой  членения культурно-исторического  процесса. 

3.1. Периодизация русской культуры 

     Первая  крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая - тысячу лет христианского государственного.

     Вторая  фаза - христианская, занявшая тысячу лет, можно подразделить на три периода.

     Первый  период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей              (IX-XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа - киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта - ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль, и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.

     Второй  период связан с династией Романовых (1613-1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль, и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.

     Третий  период начинается после Великой Октябрьской революции - царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация - на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую.

     Определяющим  моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных  границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой. 

Информация о работе Типология культур