Сущность и содержание эстетической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:47, контрольная работа

Описание

Эстетическая культура - состояние сознания и направленность мировоззрения, всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, коми¬ческого и других

Работа состоит из  1 файл

контрольная культуролог.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

       Художественный  образ трудно сформировать, не обращаясь  к более конкретным категориям эстетики: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и др.

       Прекрасное  - категория, отражающая признаки, состояние или форму объекта, которые характеризуются совершенством, гармонией, завершенностью, мерой, уникальностью, симметрией, пропорцией, ритмом. Это обобщенное, синтезированное определение, идеальная теоретическая модель прекрасного. Применительно к предметам и явлениям природы, жизни людей, конкретным художественным образам категория «прекрасное» может отражать далеко не все перечисленные признаки. Категории «прекрасная погода», «красивые горы», «прекрасная игра актера», «прекрасная музыка» и другие несомненно имеют свое содержание и признаки. Но все они отражают и что-то типичное которое и закреплено в понятии «прекрасное».

       Прекрасное  имеет как бы различные степени  выражения: менее красивое, более  красивое, красивое, прекрасное и др. Они характеризуют ценностное отношение человека к прекрасному, его полноте и завершенности. Одно из пониманий прекрасного, красивого -  соответствие формы предмета или художественного образа его содержанию. Прекрасное соотносится с безобразным как своим антиподом. В безобразном отсутствуют признаки прекрасного. Часто безобразное в художественном творчестве используется для усиления восприятия прекрасного.     

       Возвышенное - категория, отражающая значительное и устойчивое, обладающее большой силой духа или воздействия на внутренний мир человека, на его поведение, общение и деятельность. Возвышенное включает в себя человеколюбие, любовь к богу, стремление к достижению совершенных идеалов, гражданственность, мужество и героизм, государственный и народный патриотизм, другие признаки и элементы. Например, С.Л.Франк считал земную любовь прозаическим явлением, не дающим подлинного, последнего смысла жизни. Возвышает прозаический смысл жизни «...высшее, абсолютное благо, наполняющее нашу жизнь». Это высшее благо должно быть вечным, божественным.  

       Возвышенное может соотноситься и с мирским, с повседневным. Так, мотивами лидерства  могут быть амбиции, корыстные интересы, честолюбие. Они не связаны с возвышенным. Напротив, подчеркивают несовершенство человека и его устремлений, эгоистическую направленность личности.

       Но  лидерство может быть и бескорыстным, как стремление человека к какому-либо совершенству в непосредственной жизни, в поведении или деятельности. Добившись больших успехов в  чем-либо по сравнению с другими, человек ставит цель «подтянуть» до своего уровня других. Он - лидер по ценностным социальным ориентациям, бескорыстен и гуманистичен. Например, Михаил Пряслин в романе Ф.Абрамова «Пряслины» очень хорошо умел косить хлеба, травы на лугу и стремился быть в этом впереди всех. Для него возвышенное - мастерство в труде и лидерство.

       Возвышенное соотносится с низменным, мелочным, ситуативным. В сравнении с предательством, обманом, трусостью, двуличностью, бесчестием, несправедливостью, религиозным фанатизмом или бюрократизмом то положительное, что выражено в прекрасном и возвышенной воспринимается более глубоко. Для художественного творчества такое противопоставление не только требование объективно отражать жизнь и не менее объективно воспроизводить художественную культуру, но и стиль самого творчества. Важной категорией эстетики является «трагическое». Она отражает острую борьбу различных сил и самих людей. Содержание трагического составляют глубокие человеческие переживания, страсти, страдание и горе, ценностно значимые утраты, отношение к жизни и смерти, смыслу жизни. Обобщенное определение трагического проявляется более конкретно, а в художественном творчестве может выражаться непосредственно, открыто, зримо или опосредованно, скрыто, неявно.        

       Трагическое соотносится с комическим. Категория «комическое» так же отражает борьбу различных сил и самих людей, их жизненные ситуации и характеры, но через несерьезность (шутливость) или никчемность, мелочность, неполноценность, поверхностность. Комическое позволяет сравнивать предметы и процессы, отношения людей и их качества с подлинным, настоящим, серьезным и глубоким, критически осмысливать себя и окружающую действительность.                         

       В художественном творчестве комическое может быть представлено не только шуткой, но и насмешкой, издевкой над человеческими слабостями. Оно выражается юмором, сатирой, иронией и сарказмом. В этих формах комического отношения людей и сами люди характеризуются с нарастанием доли насмешливого и остро-оскорбительного.

       Таким образом, нравственная и эстетическая культура представляют самостоятельные  элементы духовной культуры субъектов. Нравственная культура связана с  различением добра и зла. Эстетическая культура отражает художественно-духовную сторону сознания и развитость, совершенство теории искусства. В духовной культуре общества эстетическая культура субъектов отражает функционирование искусства, народного художественного творчества, а также массовую культуру, художественно-эстетические элементы элитарной культуры.

 

       

       Новые формы искусства как эстетической культуры

       Русский рок

     Русский рок - явление настолько сложное и многогранное, что достойно написания по меньшей мере курсовой работы. Пришедший в СССР в начале 70-х, он на долгие годы осел в подвалах и коммунальных квартирах, отзвучал в струнах раздолбанных гитар и рваных барабанах, прошел сквозь гонения и запрещения, сохранился, выжил, расцвел и превратился в абсолютно уникальное направление музыки, которое даже не с чем сравнить.

     У песни две составляющие: мелодия и текст. Обычно, сыгранная на синтезаторе музыка, которую в большинстве своем используют поп-исполнители (живой звук у них—редкость) приятна и легко воспринимается. Конечно, энергичные, мощные, резкие звуки, характерные для рока, часто режут ухо и отпугивают слушателя. Но ведь и острый гитарный рифф, сыгранный профессионалом, может быть мелодичным и приятным на слух. И для большинства современных рок-групп красивые и плавные мелодии - скорее правило, чем исключение. То есть дело тут вовсе не в музыке.

       Следовательно, главную роль играют слова. Тяжелая  жизнь, вечная борьба за заработок, неулыбающиеся лица на улицах - таково теперешнее состояние нашего общества. Избыток проблем в быту требует какой-то разрядки, выплескивания энергии. Поэтому прослушивание песен с острыми социальными текстами не располагает к отдыху, а наоборот, усугубляет чувство отчаяния, навеваемое жизнью.

     Конечно, с точки зрения эстетики даже описание некоторых явлений, встречающихся  в этих песнях, вряд ли можно назвать прекрасными либо возвышенными, скорее ужасными. Но ведь и трагическое, ужасное играет в жизни не последнюю роль. Сокрытие тяжелой правды и страшных явлений, наверное, не позволит избежать их повторения. А рассказ о них предостережет, даст возможность бороться с ними. Форма выражения при этом не важна - важно содержание.    
 

     «Граффити»

      Трудно  поверить, что первые "граффити" - надписи и рисунки (от итал. graffiare - царапать) в первоначальном значении сатирического и карикатурного  характера были обнаружены на античных памятниках(!) и древних сосудах. Как проявление "низового" творчества, "граффити" заинтересовало многих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов. Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю "картинам" уличного творчества. Пикассо ценил в "граффити" "предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, фигуры человека." Слово “рок” (в смысле, “судьба”), начертанное по-гречески на стене Собора Парижской богоматери, сподвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа. Нечто подобное встречается и в пещерах древних людей, а также в Древних Египте и Греции. Американские индейцы и племена Майя также увлекались росписью плоских поверхностей. Но сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры.

               Термин "граффити" применяется  для классификации, как правило,  запрещенного законом вида искусств, в рамках которого предпринимаются  попытки установить разновидность  связанной композиции посредством рисунков и надписей, создаваемых индивидуально либо группами на стенах или других поверхностях, визуально доступных публике.

               Граффити могут представлять  собой простейшие рисунки или  надписи, но обычно это довольно  сложные монохромные либо мультицветные композиции. Авторов граффити называют "писателями". Почему не художниками? Дело в том, что корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не все граффити выполнены красками.

               Мотивациями для занятия такого рода деятельностью могут быть понятное желание прославиться либо потребность в выражении самих себя или своего отношения к различным предметам, историческим фактам, конкретным или абстрактным группам людей и личностям. Писатели граффити для создания своих шедевров используют стены гаражей, домов, складов, метрополитенов, железнодорожные вагоны, автобусы, трамваи, заборы и ограждения. Даже на Луне американские астронавты оставили о себе память в виде граффити.

               Содержанием граффити может стать признание в любви, забавные подписи и комментарии к различным событиям, реклама, политические, социально направленные высказывания. Политические граффити часто оформлены в виде острых памфлетов, лозунгов или стилизованных под газетные полосы сюжетов. Здесь писателями выступают члены политических партий и групп, радикальных студенческих движений или же просто неудовлетворенные жизнью граждане.

      Стиль и техника граффити постоянно  развиваются и совершенствуются. Каждая страна вносила нечто новое  и свежее в это искусство. Но после того, как рисунки со стен города переместились на стены музеев, галерей и памятников архитектуры, встал вопрос о вандализме и провокационной сути граффити. В это же время отдельные работы писателей начинают выставляться в тех же музеях и становятся предметом повышенного спроса среди богатых коллекционеров.

      Таким образом, можно утверждать, что граффити является культурным феноменом, в той  или иной форме встречаемым в  любом обществе. Граффити можно рассматривать  как конкретный манифест персональной и общественной идеологий, очень эффективный в плане визуального воздействия на людей. 
 

 

       Заключение

      Путь  к эстетическому идеалу - это путь нетрадиционного мышления, необходимо включающий в себя синтез культуры прошлого и настоящего. Это поистине путь «через тернии к звездам». И чтобы родить в себе «танцующую звезду» гармонии (Ф. Ницше), часто приходится преодолевать хаос незнания, предрассудков, мифологем.

      Еще одним, наименее осязаемым, но, возможно, наиболее значительным элементом эстетического идеала, является его способность проявляться в сфере человеческого общения, сопереживания, создания атмосферы гуманитарной свободы, при которой только и возможно творчество. В своих высших проявлениях эта сторона эстетического идеала порождает подлинный талант, человеческий гений.

      Большая часть вопросов, поднятых в связи  с эстетическим сознанием, таких  как, например, эстетическое чувство, вкус, идеал, освоение и т.д. формируется  и проявляется, обретают свою эстетичность в процессе эстетического отношения. Эстетическое отношение — общезначимое и общечеловеческое отношение, присущее людям. Раскрытие природы и сущности эстетического отношения — одна из основных теоретических проблем эстетики и ряда других наук. Проблему эстетического отношения можно рассмотреть с точки зрения гносеологии, либо психологии. В любом случае, в качестве объекта выступает красота (прекрасное), вызывающая в субъекте особое переживание эстетического отношения — отношения  к прекрасному, а прекрасное — это свойство, притягивающее к себе эстетическое отношение. Эстетическое отношение нельзя рассматривать как полное совпадение явления и сущности, из чего следует, что эстетическое отношение — это высшее проявление интуитивной способности человека, его способности проникать в таинственную красоту природных явлений. Эстетическое отношение - непрерывный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс самоутверждения и самоопределения личности. 
 

       Список  использованной литературы: 

  1. Борев С.В. Эстетика: В 2 т. - М., 2000.
  2. Георгиева Т.С. История русской культуры. - М., 1998.
  3. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М., 2000.
  4. Каверин Б.И. Культурология: Учебное пособие. - М., 2001.
  5. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М., 1994.

Информация о работе Сущность и содержание эстетической культуры