Сущность и содержание эстетической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:47, контрольная работа

Описание

Эстетическая культура - состояние сознания и направленность мировоззрения, всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, коми¬ческого и других

Работа состоит из  1 файл

контрольная культуролог.doc

— 82.00 Кб (Скачать документ)

       ПЛАН 
 

    1. Введение
    2. Сущность и содержание эстетической культуры
    3. Новые формы искусства как эстетической культуры
    1. Рок-музыка
    1. «Граффити»

    Заключение 

 

       ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 

       Стр.

    1. Введение………………………………………………………………….3
    2. Сущность и содержание эстетической культуры ..................................4

    3. Новые формы искусства как эстетической культуры ............................11

    1. Рок-музыка…………………………………............…………………....11

    3.2 «Граффити»…………………………………….......……………………12

    Заключение……………………………………………………..…...……….14

    Список использованной литературы ……………….......…….....…………15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       Введение

  Значение  эстетического и художественного развития личности возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности и всего массового сознания, создания для этого благоприятных условий.

       Культура  выступает одним из ведущих признаков  планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых  существ на земле и возможных внеземных цивилизаций, является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это «вторая природа».

       Нравственная  и эстетическая культура характеризуют  преимущественно духовную жизнь  общества и личности, их духовный мир - сознание, мировоззрение и социально-духовные качества. Нравственные и эстетические чувства, нравственное и эстетическое понимание - элементы духовной культуры субъектов. Они направлены на воспроизводство сознания, на удовлетворение нравственных и эстетических потребностей людей. Но нравственность проявляет себя на практике и в других сферах жизни - в экономике, политике, социальной жизни, в праве и др. Она есть явление не только духовной, но и материальной жизни, имеет явно выраженную специфику. Эстетическая культура как отражение и воспроизведение художественно-эстетической жизни общества - явление прежде всего духовной жизни. Но при их культурологической характеристике обнаруживаются некоторые общие признаки морали и художественного творчества. Они обусловливают рассмотрение нравственной и  эстетической культуры в их взаимосвязи.

       Сущность  и содержание эстетической культуры 

       Эстетическая  культура субъектов общества выступает  элементом духовной культуры.

       Духовная  культура общества включает:

  • воспроизводство индивидуального и общественного сознания;
  • народную художественную культуру;
  • искусство как профессиональный вид художественного творчества;
  • эстетическую культуру;
  • культуру научной жизни;
  • культуру образования;
  • культуру воспитания;
  • культуру свободы совести;
  • культуру нравственно-духовной жизни;
  • информационную культуру.

       Как видно из этого перечня, эстетическая культура охватывает не все содержание духовной культуры общества.

       Эстетическая  культура - состояние сознания и направленность мировоззрения, всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, комического и других.

       История развития эстетики как мировой науки  уходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о  принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства  эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа.

       Активно обнаруживалось их строение и внутренняя структура – связь чувственной  оболочки с символическим, духовным содержанием, общее в эстетическом явлении осознаваемых и невыразимых  с помощью слов качеств и т.д. Свойства произведений и сопутствующие  им чувства эмоционального подъема описывались через понятие прекрасного, явившегося центральным в эстетической науке. Все прочие эстетические понятия  обретали свой смысл только через соотнесенность с категорией прекрасного, демонстрируя безбрежные оттенки разных типов чувственного восприятия мира.

       Первоначально эстетическое знание было вплетено в  систему общефилософских размышлений  о мире. Впоследствии, на протяжении тысячелетий история эстетики не раз меняла лоно своего развития: античная эстетическая мысль развивалась в рамках философии, средневековая – в контексте теологии, в эпоху Возрождения эстетические взгляды разрабатывались преимущественно самими художниками, композиторами, т.е. в ходе художественной практики.

       Художественная  культура, которая отражается и воспроизводится в эстетической культуре, это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства. Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру - профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т.п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

       Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы. Термин «эстетика» ввел в науку немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке в своем незавершенном труде «Эстетика». Им было обозначено совершенное чувственное познание, вершина которого - красота. Для Баумгартена было важным установить признаки истинного чувственного познания, возвышающего человека и сам процесс познания. Но очень скоро термин стал применяться в значении «теория прекрасного». И сегодня эстетика - это теория искусства. Ее содержание составляют теоретические концепции, объясняющие виды искусства, их место и роль в духовной жизни общества, в удовлетворении эстетических потребностей людей, методы и способы воспроизводства искусства.

       Но  термин «эстетика» применяется также для обозначения формы знания, в которой отражается художественная культура и его главный элемент - искусство. В разговорном языке как-то не сложился термин - «художественное сознание», совсем неудачно звучит словосочетание «искусственное сознание» как отражение в сознании искусства. Широко употребляются термины «эстетическое сознание» или «художественно-эстетическое сознание». Не употребляются также и словосочетание «искусственная культура», «министерство искусства». Их суть выражена более естественными словосочетаниями: художественная или художественно-эстетическая культура, искусство как форма культуры; министерство культуры (на деле «ведающее» только искусством).  

       Содержание  художественно-эстетической культуры общества составляют следующие основные элементы. Во-первых, развитость эстетического сознания и мировоззрения субъектов. Во-вторых, мера развития видов искусства и степень интегрированности субъектов в их функционирование. В-третьих, утверждение в поведении, общении и деятельности людей прекрасного и возвышенного как ценностей и регулятивов.  
В-четвертых, интегрированность эстетической культуры субъектов в отечественную и мировую художественную культуру. В-пятых, гуманизм художественного мышления и деятельности. В-шестых, многообразие и свобода эстетического восприятия действительности и самовыражения личности.                                      

       Эстетика  как теория искусства и эстетическое сознание отражают окружающий человека мир и самого человека с использованием категорий - «художественное», «художественный образ», «прекрасное», «возвышенное», «трагическое», «комическое», «серьезное», «игровое» и др. Одной из основных является категория «художественное». Она имеет несколько значений. Художественное означает все относящееся к искусству, воспроизведению действительности в художественных образах. Например, художественная литература, художественное творчество, художественное мышление, художественная школа. Понятие «художественное» выражает и относящееся к произведениям искусства (демонстрация произведений живописи, скульптуры, графики и т.п. как художественные выставки). Художественное означает также свойственное произведениям искусства, содержанию или стилю деятельности их создателей. Например, реализм, сюрреализм, авангардизм присущи не только произведениям живописи, но составляют ее жанровые направления. Они указывают также на стиль художественного творчества создателей таких произведений. Категория «художественный» применяется и для подчёркивания индивидуальных особенностей человека, его задатков и направленности: художественные наклонности ребенка, талант художника.

       Обобщая понимание категории «художественное», можно подчеркнуть, что содержание и виды многообразной деятельности представителей искусства, народной художественной культуры отражаются в данной категории в форме чувственных или абстрактно-логических образов сознания, которые отличаются от образов науки, политики, религии и т.д.; привнесением в них признаков изобразительного, музыкального, театрального, танцевального, эстрадного и других видов творчества.

       В совокупности признаки и образуют содержание понятия «художественное». Оно обусловлено отражением признаков художественного творчества на «трех уровнях»: а) на уровне фиксации признаков природы, самого человека, человеческой культуры; б) на уровне формирования признаков художественного мышления в сознании субъекта; в) на уровне «соединения», интеграции признаков материального мира и признаков художественного мышления в непосредственном процессе художественного творчества. Поэтому понятие «художественное» отличается от другого, близкого к нему понятия «художественный образ» многообразием форм, широкой степенью обобщения признаков художественной культуры и ее видов.

       Категория «художественный  образ» означает эмоционально окрашенное отображение средствами, способами и формами искусства, массовой культуры и народного художественного творчества объективного и субъективного мира в конкретном виде творчества. Так, художественный образ в музыке отличается от художественного образа в живописи или цирковом искусстве тем, что отражает действительность средствами и способами музыкального творчества, содержит в себе признаки музыки как самостоятельного вида творчества. Художественные образы в литературном творчестве связаны, как правило, с конкретными персонажами, их характером, поведением, общением и деятельностью, моральностью или аморальностью содержания жизни и т.п. Наташа Ростова в «Войне и мире» Л.Н. Толстого, Евгений Онегин в одноименном романе в стихах А.С. Пушкина, Василий Тёркин в поэме А.Твардовского, Михаил Пряслин в романе Ф.Абрамова «Пряслины» - персонажи, художественные образы которых являются высокими образцами творчества, различаются признаками и жанровыми характеристиками. Но это конкретные образы индивидуально-личностного или обобщающего стиля, результат писательского (прозаического) или стихотворного творчества их создателе. В художественных образах реалистичность сочетается с фантазийностыо, строгость передачи художественно-эстетических признаков со свободой и незавершенностью, персонифицированность с отвлеченностью или типичностью.

Информация о работе Сущность и содержание эстетической культуры