Сущность и понятие культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание

Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить предмет культуры, как основы изучения культурологи.
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека.

Содержание

Введение
1. Понятие культуры
2. Сущностные черты и функции культуры
3. Структура культуры
4. Источники и механизмы культурной революции
5. Теоретические модели типологии культуры
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

культурол.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа

По курсу 

Культурология

Тема «Сущность  и понятие культуры »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 

1. Понятие культуры

2.  Сущностные черты  и функции культуры

3.  Структура культуры

4.  Источники и механизмы  культурной революции

5.  Теоретические модели  типологии культуры

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить предмет культуры, как основы изучения культурологи.

Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие культуры также употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей. Хотя само слово "культура" вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины XVIII века, более или менее сходные представления могут быть обнаружены на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской традиции, драхма в индийской традиции).

Возрождения под совершенством  культуры начали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем идеалу просветителей

 

 

 

 

1. Понятие культуры

 

Употребляя слово «культура», различные люди вкладывают в него разный смысл. Одни под культурой  понимают ценности духовной жизни, другие – отождествляют культуру с образованностью, третьи – объединяют культуру с нравственными, этическими нормами. Однако в действительности явление культуры гораздо более многогранно и богато, – оно поистине всеобъемлюще.

Поэтому в исследованиях  можно встретить самые разные представления о культуре. Исследователи уже давно бьются над попыткой дать определение понятию «культура», которое бы удовлетворяло если не всех, то хотя бы большинство ученых. Одни из первых подобных попыток были предприняты в эпоху Просвещения. Немецкий философ Самуэль Пуфендорф писал: «К культуре относится все, что связанно с общественным человеком и существует благодаря человеку и обществу».1 В настоящее время уже существует свыше 500 определений данного феномена, а по мнению некоторых исследователей это число приближается к тысячи.

Современная наука пришла к необходимости выделения конкретных «аспектов» культуры как явления. В  настоящее время в культурологи выделяют следующие «аспекты»: генетический, гносеологический, гуманистический, нормативный и социологический.

В генетическом аспекте  культура представляет как продукт  общества. При этом замечается как  общее отличие человеческой жизнедеятельности  от биологических форм жизни, так  и качественное своеобразие исторических форм на разных этапах общественного развития, в рамках отдельных эпох, этнических и национальных обществ. « Культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».2

В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как  совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. «Культура – это система  ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов»3

В гуманистическом аспекте  культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. «Культура – это  производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия».

В нормативном аспекте  культура выступает как система, регулирующая социальные отношения, ориентирующая  человека в мире. «Культура –  это исторически и социально обусловленное отношение человека к природе, обществу и самому себе».

В социологическом аспекте  культура выражается как деятельность конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы). «Культура – это совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии».

Таким образом, культура – это сложное, многообразное  явление, пронизывающее все сферы  жизни и деятельности общества и  человека. Культура – ядро, основа, «душа» общества:

·        это – материальные и духовные ценности человека;

·        это – способ жизнедеятельности  людей;

·        это – своеобразие жизни наций  и народов;

·      это – совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций;

·        это – особая знаковая система  и т. д.

2.  Сущностные черты и функции культуры

 

Культура представляет собой многофункциональную систему. Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей; это совокупность технологий осуществления  коллективной жизнедеятельности.4

Все функции культуры социальны. Число функций весьма велико, и они могут быть выстроены  в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных.

Наиболее общей функцией признается функция обеспечения  социальной интеграции людей: формирования оснований их устойчивого коллективного существования.

Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву  считают социальной памятью человечества. Нарушение данной функции чревато для общества серьезными последствиями. Разрыв культурной преемственности, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма).

Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений, тем самым создавая благоприятные возможности для познания и освоения мира.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регулированием различных сторон общественной и  личной активности людей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая (знаковая) функция представляет собой определенную знаковую систему культуры. Без изучения соответствующих знаков невозможно овладеть достижениями культуры.

Ценностная (аксиологическая) функция отражает культуру как систему ценностей. Культура формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству судят о степени культурности того или иного человека.

Культуре как явлению  свойственны некоторые характерные черты:

- культуре характерна  деятельная природа; она представляет  собой постоянный процесс создания  нового и (или) попытку приобщения  к новому;

- избыточность как  черта проявляется в неспособности  отдельным человеком усвоить весь набор содержания культуры;

- знаковость как черта  культуры обнаруживается в реализации  ее по средствам знаков, символов  и условностей;

- нормативность как  черта культуры проявляется в  том, что культура всегда выдвигает  определенные нормы, правила,  определяющие суть прекрасного и безобразного, добра и зла. Эти нормы могут со временем существенно меняться.

 

3.  Структура  культуры

 

Учение о структуре  культуры, ее организационно-функциональном строении называется морфологией культуры. Сегодня существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям.

Базисные элементы культуры существуют в двух видах – материальном и духовном. Но их подразделение  часто бывает условным, поскольку  в реальной жизни они тесно  взаимосвязаны и взаимопроникаемы. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства, культура быта, культура места жительства (дома, деревни, города), культура отношения к собственному телу, физическая культура. Совокупность нематериальных элементов образуют духовную культуру: нормы, правила, законы, ритуалы, мифы, символы, знания, язык. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике. Для знаний, например, таким посредником являются книги.

Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.

Существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести  только к материальной или духовной области. Они представляют собой « вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.

Культурные универсалии  – это нормы, ценности, правила, традиции, которые свойственны всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Некоторые исследователи выделяют более семидесяти универсалий, среди них: возрастная градация, календарь, соблюдение чистоты, танцы, образование, семья, законы, медицина, число, личное имя и др.5

Принято подразделять культуру по ее носителям. В зависимости от этого выделяют мировую и национальные культуры. Мировая культура – это  синтез достижений всех национальных культур различных народов. Национальная культура выступает как синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры проявляется как в духовной (язык, литература, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, традиции труда) сферах жизни и деятельности.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Однако, поскольку общество распадается на множество групп (национальных, социальных, демографических, профессиональных), постепенно у каждой из них формируется собственная культура. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Есть молодежная субкультура, субкультура национальных меньшинств, профессиональная субкультура и т. п. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура, которая  не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится  в конфликте с доминирующими  ценностями, носит название контркультуры.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков  ее уровень, различают три формы – элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается  привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными  творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком.6

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской. Она включает мифы, легенды, сказки, песни, танцы.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов. Ее продукция  предназначена для употребления массами. Она доступна и понятна всем, независимо от уровня образования, возраста и национальности. Вкусы ее гомогенизированы. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан со средствами массовой коммуникации и рынком. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной – она всегда авторская. Массовая культура не имеет традиций. Вкусы ее столь быстротечны, что традиции не успевают сформироваться. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды.

Выделяют обыденную  и специализированную культуру. Такое  деление оправдано, так как основные функции человеческой жизнедеятельности  возникли в недрах обыденной культуры, но со временем выделились в специализированные профессии. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

Разные виды классификации  структуры культуры нуждаются еще  в развитии и дополнении. Однако уже выявленное продвигает наши представления о сущности культуры и развенчивает некоторые мифы о сугубой духовности всего, что является термином «культура».

Информация о работе Сущность и понятие культуры