Сущность и понятие культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание

Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватить предмет культуры, как основы изучения культурологи.
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а также воспитание и обучение самого человека.

Содержание

Введение
1. Понятие культуры
2. Сущностные черты и функции культуры
3. Структура культуры
4. Источники и механизмы культурной революции
5. Теоретические модели типологии культуры
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

культурол.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

 

4.  Источники  и механизмы культурной революции

 

Изменения являются свойством  культуры и включают в себя как  внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря этому происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому.

 В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются, и распространяются различные элементы культурного опыта. Значение, влияние и степень распространения этих элементов зависят во многом  от источника их возникновения. В культурологи принято выделять следующие источники (механизмы) культурной динамики: инновации, обращение к культурному наследию, культурное заимствование, культурную диффузию, синтез.

 Инновации представляют  собой открытие или изобретение  новых образцов, символов, норм, правил  поведения, политических или социальных программ, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.7

 Традиции – это  механизм воспроизведения культуры  и всех культурных институтов, которые узаконивают и обосновываются  самим фактом их существования в прошлом. Ее главное свойство состоит в сохранении прошлых образцов через устранение, ограничение новаций, воспринимаемых как уклонение от идеала. Крайней формой стремления сохранения традиций является фундаментализм (ревайвализм). Другой крайней формой является полное отрицание культурного наследия.

 Процесс взаимного  проникновения отдельных элементов  культуры или целых ее комплексов  носит название культурной диффузии. Для обозначения этого процесса  используют также термин «аккультурация» – освоение элементов чужой культуры.

 Каналами культурной  диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война и др. Все эти формы  культурной диффузии могут распространяться  в вертикальном и горизонтальном  направлениях.

 Горизонтальная диффузия происходит между культурами нескольких этносов, социальных групп или отдельными индивидами.

 Вертикальная диффузия  развивается между культурами  с неравным статусом. При этом  идет диффузия культурных ценностей  из одной социальной группы  в другую.

 Синтез понимается  как взаимодействие и соединение  разнородных элементов, при котором  возникает новое культурное явление,  отличающееся от обоих составляющих  компонентов и имеющее собственное  качество. Как частичный синтез  иудео-христианской и античной  традиции формировалась на протяжении веков европейская культура. 

 

5.  Теоретические модели типологии культуры

 

Тип культуры – это  сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество  культур и отличает это множество  культур от других. Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы культур, называется типологизацией.

Как научный метод, используемый в культурологи, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа.

Критерии для выделения  разных типов культур могут быть различные. Это могут быть: этнографические критерии (в качестве которых могут выступать языки, быт, хозяйственный уклад), пространственно-географические критерии (западноевропейская, латиноамериканская, африканская), хронологическо-временные (первобытная культура), ценностные ориентации (типология культур «Восток-Запад»).8

Следует иметь в виду, что по одним признакам те или  иные культурные единицы могут оказаться  включенными в один тип культуры, а по другим основаниям – в иной.

Существует типология  культуры, в основе которой лежит  социальный критерий – доминирование в той или иной культуре индивидуального или коллективного начала, в соответствии с чем выделяют индивидуалистические культуры и коллективистские. В индивидуалистических культурах принято полагаться только на себя, акцент делается на индивидуальные достижения и т. п. В коллективном типе культуры, наоборот, опора делается на принадлежность к группе, индивидуальное поведение подчиняется групповому стандарту.

Основополагающим критерием  информационно-коммуникативной типологии  культур является степень зависимости культуры от социокультурного контекста. Выделяют культуры с высокой степенью зависимости от социокультурного контекста и с низкой. Культуры с высокой степенью зависимости нетерпимы к инакомыслию, придерживаются жестких правил, а в эмоционально-психологическом аспекте избегают конфликтов, агрессивности, эмоционально более сдержаны. Культуры же второго типа отличаются большей терпимостью к расхождению во мнениях, более высокой степенью риска, большей эмоциональностью и свободой выбора.

К.Маркс дал экономико-историческую типологию культур, положив в  основу классификации теорию общественно-экономических  формаций, отличающимися друг от друга  способами производства и системами  общественных отношений.9 Он выделил исторически сменяющие друг друга типы культур: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.

Антропологическая типология  культур главными критериями считает  принадлежность к разным расам, физические (естественно-природные) признаки и территориальную общность.

Лингвистическая типология  культур опирается не на родство  языков, а на основу их структурного сходства и функционального подобия. По этим признакам выделяют романский  тип культуры, англосаксонский, славянский, арабский, тюркский, латиноамериканский и др.

Даже указанный перечень критериев, по которым даются типологии  культуры, указывает на то, что оснований  для типологизации культуры существует множество и каждая типология  осуществляется с заданной целью, решает определенные, познавательно-исследовательские задачи.

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время  наблюдаются тенденции гуманизации  всех сфер деятельности человека, в том числе и производственных. Во главу угла ставятся интересы каждого конкретного человека, личности. Ключевая роль в процессе гуманитарной подготовке личности отводиться теперь изучению культуры. Данная работа - попытка самостоятельно и с помощью компетентных авторов изучить и понять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека, получить представление о способах приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры. К сожалению ограниченность во времени не позволяет более всесторонне и всеобъемлюще рассмотреть вопрос культуры, как одного из величайших феноменов и продуктов жизнедеятельности человека и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Культурология. Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д., 1995.

Культурология. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1996.

Культурология: Словарь. – М., 1994

Кравченко А.И. Культурология. Словарь. – М., 2001.

Левяш И.Я. Культурология. – Мн., 1999.

Культурология. История мировой  культуры: Учеб. пособие / А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова и др. –  М.: ЮНИТИ, 1995.

Лапина С.В. Культурология: Курс лекций / Лапина С.В. – 2-е стер. изд. – Мн., 2005.

Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие / Гуревич П.С. – М.: Знание, 1996.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996.

1Цит. по: Культурология XX век: Энцикл. – СПб.: Унив.кн., 1998

2 А.Швейцер) [Цит. по: Культурология XX век: Энцикл. – СПб.: Унив.кн., 1998

3 (П.Сорокин) (Цит. по: Культурология XX век: Энцикл. – СПб.: Унив.кн., 1998.).

4Культурология. Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д., 1995.

5 Кравченко А.И. Культурология. Словарь. – М., 2001.

6 Левяш И.Я. Культурология. – Мн., 1999.

7 Культурология. История мировой культуры: Учеб. пособие / А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова и др. – М.: ЮНИТИ, 1995.

8 Культурология. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1996.

9 Лапина С.В. Культурология: Курс лекций / Лапина С.В. – 2-е стер. изд. – Мн., 2005.




Информация о работе Сущность и понятие культуры