Понятие культуры и ее сущность. Роль культуры жизни людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:02, контрольная работа

Описание

Определение «Культуры» неоднозначно; в одной из журнальных статей было остроумно замечено, что его смысл совершенно невозможно «поймать волейбольной сеткой». Итак, под словом «культура, культурный» можно подразумевать совершенно разные вещи – их понимание во многом зависит от уровня образования и интеллектуальных запросов рассуждающих, а также от целей, задач и контекста разговора. Однако, приступая к созданию сервера «Культура» совершенно необходимо уточнить определение основного понятия.

Работа состоит из  1 файл

реферат культурология.docx

— 28.68 Кб (Скачать документ)

 Понятие культуры и ее сущность. Культура в жизни людей и ее роль

Определение «Культуры» неоднозначно; в одной из журнальных статей было остроумно замечено, что  его смысл совершенно невозможно «поймать волейбольной сеткой». Итак, под словом «культура, культурный»  можно подразумевать совершенно разные вещи – их понимание во многом  зависит от уровня образования и  интеллектуальных запросов рассуждающих, а также от целей, задач и контекста  разговора.  Однако, приступая к  созданию сервера «Культура» совершенно необходимо уточнить определение основного  понятия.

С целью избежать односторонности или примитивности  толкования понятия, ниже приведены  материалы различной сложности, имеющие отношение к определению  смысла и содержания понятия «культура».

Ожегов  С.И. Словарь русского языка. М., 1991

КУЛЬТУРА, -ы, ж. 1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. К. древних греков. 2. То же, что культурность (см. культурный во 2 знач.). Человек высокой культуры. 3. Разведение,   выращивание какого-н.  растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда. 4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной • среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. К. органической ткани. 5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. голоса (у певцов), Фиэическая к. (физкультура). К. речи. II прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.).

Философский энциклопедический  словарь. М., 1997

КУЛЬТУРА (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi)В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Культура, рассматриваемая  с точки зрения содержания, распадается  на различные области, сферы: нравы  и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа (см. Дух) данного народа. Уровень  и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории  культуры; в этом смысле говорят  о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, и «рафинированную культуру». В старых культурах наблюдается подчас усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура -это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация — совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта (см. Коллектив). См. также Культуры морфология. Культуры психология» Культуры социология. Культуры философия.

Точка зрения российских и  зарубежных культурологов  на структуру понятия  «культура» освещена в прилагаемых  фрагментах статей.

Уайт Л.А. Понятие культуры(White L.A. The concept of culture // American Antropologist. Wash., 1959. Vol.61. P. 227-251.)

Здесь приводится заключительная часть статьи (Выводы):Среди множества классов предметов и явлений, рассматриваемых современной наукой, есть один, для которого нет названия. Это класс феноменов, связанных с присущей исключительно человеку способностью придавать символическое значение мыслям, действиям и предметам и воспринимать символы. Мы предложили назвать предметы и явления, связанные с символизированием, символами. Дать название этому классу феноменов совершенно необходимо, чтобы стало возможным выделить его среди других классов предметов и явлений. К этому классу относятся идеи, верования, отношения, чувства, действия, модели поведения, обычаи, законы, институты, произведения и формы искусства, язык, инструменты, орудия труда, механизмы, утварь, орнаменты, фетиши, заговоры и т.д.

Так повелось, что  эти предметы и явления, связанные  со способностью человека к символизированною, ученые рассматривали в двух различных контекстах, которые можно обозначить как соматический и экстра соматический. В первом случае для исследователя важна взаимосвязь между этими предметами и явлениями и организмом человека. Рассмотренные в соматическом контексте предметы и явления, связанные с символической способностью человека, называются поведением человека; точнее, поведением являются идеи, отношения, действия; топоры и керамика непосредственно не могут быть названы поведением, но они созданы трудом человека, т.е. они являются овеществленным поведением человека. В экстра соматическом контексте взаимосвязь этих предметов и явлений друг с другом важнее, чем их взаимосвязь с организмом человека. И в данном случае названием им будет культура.

Преимущество нашего подхода состоит в следующем. Различие может быть проведено четко  и по существу. Культура четко отграничивается  от поведения человека. Она определяется таким же образом, что и объекты  исследования других наук, т.е. в терминах реальных предметов и явлений, существующих в объективном мире. Наш подход выводит антропологию из окружения  неосязаемых, непознаваемых эфемерных  «абстракций», не имеющих онтологической реальности.

Предложенное определение  уводит нас также от проблем, перед  которыми мы неизбежно оказываемся, вставая на другую точку зрения. Мы не думаем больше о том, состоит  ли культура из идей и где располагаются  эти идеи — в сознании наблюдаемых  людей или в сознании антропологов; могут ли быть культурой материальные предметы; может ли быть культурой  черта, присущая одному, двум или нескольким индивидам; должны ли считаться культурой лишь характерные черты; является ли культура овеществлением. Между поведением и культурой, психологией и культурологией мы проводим точно такое же различие, какое существует между речью и языком, психологией речи и лингвистикой. Раз оно оказывается продуктивным в одном случае, то может быть продуктивно и в другом. Ну и наконец, наш подход и наше определение находятся в соответствии с многолетней антропологической традицией. Обращение к тексту «Первобытной культуры» показывает, что Тейлору был свойствен тот же самый подход. И практически его использовали почти все антропологи небиологического направления. Что они изучали во время полевых исследований и что описывали в своих монографиях? Реально существующие предметы и явления, подвергающиеся символизированию. Вряд ли кто-нибудь возьмется утверждать, что изучал неосязаемые, непознаваемые, неуловимые, онтологически несуществующие абстракции. Конечно, и полевой исследователь может интересоваться предметами и явлениями в соматическом контексте; в этом случае он будет изучать психологию (точно так же, как если бы он заинтересовался словами в соматическом контексте). Антропология включает в себя целый спектр исследований: анатомических, физиологических, генетических, психоаналитических и культурологических. Но это вовсе не означает, что психология ничем принципиально не отличается от культурологии. Отличается, и весьма существенно.

Основные тезисы нашей статьи не новы. Это вовсе  не разрыв с антропологической традицией. Наоборот, по существу — это возврат  к традиции» к традиции, основанной Тейлором и продолженной многими и многими антропологами. Мы лишь дали ей точное вербальное определение.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне  человека. Она изначально связана  с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".

Современные культурологи считают, что все народы имеют  культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому  народу присуща своя, уникальная и  неповторимая культура, нетождественная  культурам других народов, но совпадающая  с ними по многим значимым параметрам. Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит, истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы. В современной культурологии среди множества определений культуры, самыми распространенными являются технологические, деятельностные и ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.

Все культурологи справедливо  считают, что культурные процессы исследуются  в главных сферах жизнедеятельности  человека. Культура материальная - это  производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая  раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все  области духовного производства - науки и искусство, литературу и  религию, миф и философию и  основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке. 

Сущность  культуры.

Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно  показывается в новых исследованиях  культурологов. Независимо от общего подхода  к проблеме культуры практически  все исследователи отмечают, что  культура характеризует жизнедеятельность  личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим  способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности  поведения, сознание и деятельность человека, равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

Первоначально в  культурологии сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка  зрения рассматривать культуру, главным  образом, как искания человеческого  духа, как ту область, которая лежит  собственно за пределами природы  человека и традициями его социального  существования. Культура представлялась как область духовной свободы  человека, творческий акт понимался  как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные  культурные процессы сводились к  духовному производству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства. Такое понимание до сих пор весьма популярно, и в представлении массового обыденного сознания "культурный человек" это тот, кто разбирается в искусстве, понимает музыку, знает литературу.

Культура всегда внутренне противоречива - вот вывод. Она несет в себе два начала: "сохраняющее" (т.е. буквально "консервативное") и "развивающее" (т.е. буквально  же "прогрессивное", "отменяющее" многое из выработанного на предыдущих этапах). Но тем и сильна и жизнеспособна  культура, что обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту или отказываться от него.

Тут-то и приходится обратиться к теме "Культура и  демократия". Не "власть толпы", конечно. И не "власть посредственности", торжествующей "в стаде". Как  раз наоборот: если понимать демократию как множественность точек зрения (плюрализм) и поиски (коллективные!) равнодействующей на основе согласия (консенсуса), на основе своодных дискуссий  и права на эксперимент. Именно эти  принципы и дают культуре сегодня, всегда будут давать эту жизнеспособность, основанную на правильном выборе.

Роль  культуры в жизни  человека.

Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование  человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человеко -творчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д. Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности», значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.

Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования. Не менее важной является регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется, прежде всего, через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие существования и сосуществования людей. С названными функциями тесно переплетается коммуникативная функция, осуществляемая в первую очередь с помощью языка как главного средства общения людей. Наряду с естественным языком отдельные области культуры — наука, искусство, техника и др. — пользуются своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре. Существует еще одна важная функция культуры — ценностная, или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок являются, прежде всего, нравственные и эстетические ценности.

Особого выделения  заслуживает творческая функция  культуры, которая находит свое выражение  в создании новых ценностей и  знаний, норм и правил, традиций и  обычаев, а также в критическом  переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры. Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т. д. В наше время эта функция приобретает все большее значение, она нередко осуществляется в ущерб другим.

Все названные и  другие функции культуры могут быть сведены к двум: накоплению и передаче социального опыта — во-первых, критически-творческой деятельности —  во-вторых. Обе функции неразрывно связаны друг с другом; накопление включает в себя отбор наиболее ценного  и полезного из всего, что имеется, а это предполагает критический  подход, творческое отношение; в свою очередь, творческая функция означает, прежде всего, совершенствование всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового. Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. В Средневековье культурным человеком считался тот, кто мог читать Библию. Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.

Информация о работе Понятие культуры и ее сущность. Роль культуры жизни людей