Становление культуры украинского народа. Украинское казачество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 14:14, доклад

Описание

Украинцы — восточнославянский народ, родственный русским, белорусам и русинам. В России украинцы третий по численности народ после русских и татар.
На территории Российской Федерации проживают 2,9 млн украинцев.

Работа состоит из  1 файл

Поликур....Украина.docx

— 93.22 Кб (Скачать документ)

 

ДОМОДЕДОВКИЙ  ФИЛИАЛ

негосударственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

по дисциплине «Поликультурное образование»

на тему: «Становление культуры украинского народа. Украинское казачество»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса 2 семестра

заочной формы обучения

факультета психологии и  педагогики

группы № ПЗ-11

Шеенкова Н.Е.


 

 

Руководитель:

ст.преп.Падюкова Е.В.

 

_________________


 

 

 

 

2012 год 

Становление культуры украинского народа .Украинское казачество

 

Украинцы —  восточнославянский народ, родственный русским, белорусам и русинам. В России украинцы третий по численности народ после русских и татар.

На территории Российской Федерации проживают 2,9 млн украинцев.

Формирование народа

Украинский народ (вместе с русским, белорусским и  русинским народами) восходит к древнерусской  народности. Центром формирования украинского  народабыло Среднее Поднепровье. Определенную роль в этногенезе украинцев сыграли поляки, литовцы, молдаване и крымские татары.

 

История этнонима

Этноним «украинцы» — довольно поздний,окончательно закрепился только в начале XX в. Ранее единого самоназвания не существовало, часть украинцев называли себя козаками, русскими, руськими.В России украинцев часто именовали черкасами, малороссами. Современный этноним происходит от названия южной и юго-западной частей древнерусских земель —«Украина» (край, страна), на которых сегодня располагается государство Украина.

 

Язык —

Говорят украинцы на украинском языке (восточнославянская подгруппа славянской группы индоевропейской  языковой семьи). Письменность на основе кириллицы, продолжающая древнерусскую; собственно украинская—с XIX в., на основе русского гражданского шрифта. Литературный язык—на основе поднепровского и восточно-полтавского наречий. Большинство украинцев России (2 млн 936 тыс. чел.из 2 млн 943 тыс.чел.) говорят на русском.

 

Расселение

Украинцы проживают  во всех субъектах Российской Федерации. Больше всего украинцев на момент переписи 2002 г. находилось в Москве (253,6 тыс. чел.) и Московской области (147,8 тыс.). Много украинцев в Краснодарском  крае (131,7 тыс.чел.), Ханты:Мансийском автономном округе (123,2 тыс. чел.), Ростовской области (118,4 тыс. чел.) и Приморском крае (94 тыс. чел).

В результате длительных миграционных и этнокультурных процессов  в России сложилось множество  районов проживания смешанного русско-украинского населения со смешанным языком и существенным

влиянием украинских обычаев на весь жизненный уклад. Представители данных локальных  общностей могут называть себя как  русскими, так и украинцами, что  затрудняет точный учет украинцев.Большинство назвавшихся украинцами в России — городские жители (2 251 тыс.чел.)

 

 

 

Материальная культура. Быт и обычаи украинского народа

 В эпоху  феодализма материальная культура, быт и обычаи имели ярко  выраженный классовый характер: имущественное неравенство, разделение  общества на эксплуататоров-феодалов  и эксплуатированных — крестьян, мещан и казаков обусловливали  глубокое отличие в укладе  их жизни.

 Крестьяне,  мещане и казаки строили свои  жилища из дерева, соломы, камыша, глины. В хатах были кирпичные печи, в углу, как правило, деревянный стол, скамьи вдоль стен, нары (для сна) из нескольких досок, полка, где хранились деревянные ложки, глиняные миски, горшки и другая посуда, сундуки для одежды. Воду для питья держали в кадках или ведрах. Купались и стирали белье в деревянных корытах.

 Во дворах  возле хаты сооружались хозяйственные  постройки: хлев для скота и  лошадей с плетенными из лозы  или деревянными яслями для  их кормления, хлев для свиней, овец, клуни для хранения сена  и соломы, амбары для зерна,  земляные погреба, где сохранялись  овощи, колодцы, откуда при  помощи «журавля» брали воду.

 Жилища и  хозяйственные строения феодалов  нередко строились из камня,  они были просторные, с дорогой  мебелью и утварью, а хозяйственные  постройки рассчитывались на  большое количество скота и  лошадей, пожитков, зерна, продуктов  питания, одежды.

 Крестьяне,  мещане и казаки обрабатывали  землю плугами с железными  лемехами и череслами, ралами, сохами, деревянными боронами. Для сенокоса использовались железные серпы и косы с деревянными грабками.

 Кузницы были  своеобразными заведениями, где  изготовлялись железные орудия  труда; они оборудовались горном  для сжигания угля и воздуходувными  мехами, а орудиями труда кузнецов  служили наковальня, молот, молоток,  щипцы, зубила, тиски и т. п.  Во многих хозяйствах крестьян, мещан и казаков были свои  прялки и ткацкие станки, на  которых работали преимущественно  женщины. Ткут лен и шерсть, делают из них полотно и  ткани для ежедневного употребления».  Орудиями труда столяров были  топоры, пилы, сверла, долота, молотки,  стамески и др.

 Происходили  изменения в средствах передвижения. Для перевозки тяжелых грузов (например, соли) на далекие расстояния  изготовлялись крепкие деревянные  возы — Мажи. А для ежедневных  выездов крестьяне и городские  жители использовали более легкие  возы, тарантасы, двуколки. Зимой  выезжали на грузовых санях  и легких санях - козырьках.  На реках плавали на лодках, выдолбленных из дерева. Феодалы  пользовались роскошными каретами, рыдванами и колясками. Ездили также на оседланных лошадях, особенно когда дороги не позволяли выезд колесным транспортом.

 Для защиты от врагов применялось различное огнестрельное (пушки, ружья, пистоли) и холодное (копья, сабли, кинжалы, молоты) оружие. Нередко крестьяне выходили на бой с врагами с косами и колами. Казачество было лучше вооружено и обучено владеть оружием.

 Довольно  разнообразными были в то время  одежда и обувь. Крестьяне носили  полотняные рубахи и штаны,  сермяги, кожухи, кобеняки из грубого сукна, сапоги или лапти, иногда из коры деревьев. Одежда господ была богаче и шилась из тонкого сукна, меха, шелка, а обувь — из хромовой кожи, сафьяна.

В повседневной и праздничной трапезе широко используются хлеб, пироги, вареники, галушки, блины, пампушки, орешки, лапша, каши, борщ, жидкий кулеш, заправленный салом, овощные  супы, голубцы, колбасы, вареное и  тушеное мясо, холодец, молоко и молочные продукты, компоты, кисели, квас и др. Широко практикуется и заготовка  овощей и фруктов на зиму: соление  капусты, огурцов, помидоров, сушение  фруктов и ягод, а также маринование, пастеризование, консервирование овощей, фруктов, мяса. У бедняков преобладала растительная пища — капуста, лук, огурцы, тыква, свекла, ягоды, яблоки и т. п. В народной кухне готовились мясные и рыбные супы, галушки, ржаная саламата, компоты, пшенная и гречневая каши, лапша, кисель, окрошка. Однако обездоленным беднякам приходилось часто недоедать и даже голодать, ибо феодалы оббирали их. В то же время богачи употребляли различные мясные и рыбные блюда, жареных кур, гусей, уток, индеек, свиное и баранье мясо.

 Народные  массы страдали от многочисленных  болезней и эпидемий, приносивших  им много горя. Лечили болезни  средствами народной медицины  — травами, прогреванием на  горячей печи, растиранием пораженных  частей тела. На какую-то медицинскую  помощь могли рассчитывать лишь  феодалы, поскольку образованных  врачей было в то время мало.

 Издавна на  Украине существовали обряды, которые  сопровождали рождение ребенка,  брак и свадьбу, похороны умерших. Особенно интересными были свадебные обряды: сватанье, венчание, свадебные игры. Свадьбы длились иногда по несколько дней. Браки феодалов больше заключались по материальному расчету, и они не соблюдали народных обычаев свадьбы. В Запорожской Сечи устанавливался обряд принятия новичков в казаки: куренной атаман испытывал сообразительность и ум, умение владеть оружием.

 Соответственно  народному календарю украинцы  праздновали или отмечали циклы  сельскохозяйственных работ: весеннюю  пахоту, уборку хлеба (обжинки), завершение  полевых работ, начало зимы. В  крестьянском быту важное место  занимали развлечения: вечерницы,  посиделки, игрища на улице,  Относительно неплохо сохранились  ритуалы, связанные с наиболее  крупными календарными и христианскими  праздниками: колядовать под Рождество  (на Новый год),ходить в гости  на вареники и блины в Масленицу,  расписывать яйца с помощью  горячего воска (писанки) на Пасху, украшать жилище травой и зелеными ветками на Троицу.Гораздо лучше сохранился богатый украинский фольклор. Произошло это не в последнюю очередь потому, что фольклор украинских переселенцев органично влился в устное творчество народов (казаков, русских),с которыми они соседствовали. Среди народа существовало немало поверий и предрассудков, веры в сверхъестественные силы — демонов, русалок, домовых.

 

Просвещение и научные  знания

 Издавна на  Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание  детей. Детям передавались трудовой  опыт и жизненная мудрость, красота  родного языка, стремление к  воле и братству. Люди стихийно  стремились овладеть научными  знаниями, опираясь на многовековой  опыт поколений. Это стихийное  народное образование и накопленные  знания стали основой и начальным  этапом познания жизни, наук, способствовали  возникновению школ грамоты в далекие времена средневековья. Развивался украинский язык, который играл значительную роль в развитии просвещения и научных знаний, духовном прогрессе на Украине.

 

Украинское казачество

Возникновение казачества, его занятия и военное  искусство

 Усиление  феодального гнета на Киевщине, Черниговщине, Волыни, Подолии, Переяславщине, в Галичине вынуждало крестьян и мещан убегать из барских имений в степи южной Украины. Беглецы называли себя казаками, то есть свободными людьми. Первые упоминания о казаках содержат письменные источники конца XV—начала XVI в.

 Обживая земли  на Нижнем Поднепровье, казаки занимались там земледелием, скотоводством, ремеслами и промыслами, "торговали продуктами своего труда, основывали хутора и села. Между казаками с самого начала их существования не было равенства. Они делились на бедноту (сероту, голоту) и богачей (старшин, зажиточных людей), которые переселялись на новые земли, закладывали хозяйства, эксплуатировали бедноту. Однако на казачьей земле не существовало обременительного феодального угнетения и крепостного права. Это привлекало к казакам все новые и новые массы беглецов из угнетенных крестьян и мещан. Значительная часть казачества сосредоточилась в южных степях за порогами Днепра. Эта большая территория Украины получила название Запорожье. Днепром и его многими притоками казаки пользовались для связи с Киевом и всей Украиной.

 На юг Украины  прибывали переселенцы из России, Белоруссии, Польши, Литвы и Молдавии. Это способствовало хозяйственному  освоению южных украинских земель  и защите их от вражеских  вторжений. Казачьи вооруженные  силы формировались из беглецов. Их жизнь была нелёгкой, полной  тревог и опасностей. По свидетельству современника, казаки были «хорошо закалены, легко переносили зной и холод, жажду и голод, неутомимы в битвах, отважны, смелы, или, скорее, отчаянны, собственной жизнью не дорожили». Они умело оборонялись от врагов, искусно стреляли из ружей и пушек, на челнах-чайках воевали на море.

 Одновременно  с украинским казачеством возникло  и русское казачество на Дону. Украинские и русские казаки  издавна поддерживали тесные  связи и дружбу между собой.  Они сообща боролись против  феодалов, вместе защищали свои  земли от нашествий иноземных  захватчиков. Донские казаки в  1632 г. заявили царскому посланцу: «У нас, у донских казаков,  с запорожскими черкасами (казаками) заключен договор: если ждать откуда-то приходу разных воинских людей на Дон или Запороги, и запорожским черкасам на Дону нам, казакам, помогать, а нам, донским казакам, помогать запорожским черкасам».

 

Запорожская Сечь

 Нижнее течение  Днепра между его притоками  Самарой и Конкой издавна пересекали  каменные скалы-пороги: Кодакский, Сурский, Ненасытец, Вольный, Лоханский, Звонецкий, Вовнижский, Будило и другие. Дальше на юг в могучий Днепр впадали многие речки, в долинах и устьях которых раскинулись богатые луга и плавни. На Днепре образовалось много больших и малых островов. На них казаки и сооружали, небольшие укрепления — городки или сечи (из рубленных деревянных бревен). Такие же укрепления они строили и вдоль притоков Днепра — в местах, где занимались промыслами (охотой, рыболовством), земледелием и скотоводством. Но разрозненные городки-сечи не могли сдержать вражеские нашествия — натиск литовских и польских феодалов с севера, турецких и татарских с юга.

 Где-то в  30-40-х годах XVI в. казаки объединили  свои силы и создали могущественную  по тому времени крепость —  Запорожскую Сечь, которая сперва стояла на днепровском острове Томаковка, а потом — на острове Базавлук (Чертомлык) вблизи нынешнего села Капулевка Днепропетровской области. Австрийский посол Эрих Лясота в дневнике от 9 июня 1594 г. записал: «Прибыли на остров, называемый Базавлук, лежащий вблизи одного из днепровских рукавов — Чертомлыка... Тут была тогда казачья Сечь». О доблести запорожских казаков уже тогда знали далеко за пределами Украины. Потому и не удивительно, что в Сечь прибыл посол от императора Австрии, чтобы попросить казаков выступить против султанской Турции.

Информация о работе Становление культуры украинского народа. Украинское казачество