Шпаргалка по "Культурология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:08, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа состоит из  1 файл

kultura ответ к экзам.doc

— 540.00 Кб (Скачать документ)


1.Проблема «культурология»

А) сущность проблемы к-гия

Б) 2 подхода к решению проблемы

В) 5точек зрения относительно понимания к-гии

А) При организации и представлении какой- либо дисциплины прежде всего речь заходит о выявлении ее дисциплинарной специфики, именно: определение ее статуса среди др. дисциплин, предмет( что изучает) и методы ( как изучает). Данный вопрос в отношении к-гии в наст вр. Явл. Дискуссионным по оценке отеч. Культурологов.Нет единого определения к-гии, т.е. признается наличие проблемы «к-гия»

Б) При решении этой проблемы выработано 2 подхода: изоляционистский и интегративный. Превый представляет к-гию в качестве отдельной изолированной от других дисциплин область знаний. Популярным приемом этого подхода явл соотнесение к-гии с какой- то др. дисциплиной, изучающей  культуру, чей авторитет к моменту появления к-гии в отеч. Традиции явл.не оспоримым. Даже болеетого, имеются случаи подмены к-гии др.дисциплинами о культуре. Интегративный- делает к-гию обобщающей дисциплиной.

В) 1. к-гия –наследница теории культуры. Сюда относятся искл-но теоретич. Вопр. В изучении к-ры (понятие к-ры, структуры, ф-ии  к-ры, субъект и объект и.т.д) Историч план к-ры находиться вне поля зоения теории культуры тогда как к-гия интересуется историей к-ры следовательно данная точка зрения обедняет дисциплинарную спецификук-гии

     2.к-гия- это история к-ры. При таком понимании к-гии культурологич материал организуется согластно 2ум принципам: принципу хронологии и принципу фактов.

Это значит, что в изучении культурологич материала имеет место искл  перечисление фактов. Недостатком явл неразработанность единого фундаментвльного основания

     3. к-гия интегративная дисциплина. (комплексная). Сложно составить четкое понимание комплексной дисциплины. Все ведется к тому, что к-гия оформится как комплексная дисциплина и из-за этого статус к-гии явится формальным. Единственно культурологич можно признать спор о составе комплексных дисциплин. Эта точка зрения соотв ГОСТу:

    -история мировой и отеч к-гии

    -история культур-их учений

   -социология к-ры

   - культурорлогич антропология

    -прикладная к-гия

   4. К-гия –раздел дисциплин. Данная позиция снижает статус к-гии до разделадр.дисциплин, а это значит ей отказано в праве быть отдельной и самостоят дисциплиной

   5. К-гия самостоят дисциплина с собств предметом и методами иследования

   

2.  К-гия как самостоятельная дисциплина

М.Блок говорит о 3 родах полезности: 1. быстрая, скорая- с момента появления дисциплина она полезна чел-ку  2. полезность задерживается во времени- в какой то момент дисциплина может быть востребована   3. какая –либо дисциплина может свидетельствовать о совершенствовании человечьего духа без всякого благоденствия (матер жизнь людей). Нет ясности к методам исследования. К-гия ведет речь о том как быть человеку развитым или культурным.  Под историей к-ры подразумевается сведения о искусстве, философии, лит-ре, религии, нормама и формам поведения. 2 истока отеч. К-гии: 1)Французская новая историч школа: М.Блок отвечает на вопр «зачем нужна история?» история понималась как наука ою эволюции человечества. Ее невозможно втиснуть в рамки универсальных закономерностей. История- ненаучное знание, она просто описываетс события  2) Германская культурологич философия. Шпенглер представтель. История представляет рождение и умирание организмов. 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, Греко-римская, византийско-арабская, майя. Им присущи общие фазы существования: рождение, юность, старость. 2 составляющие культуры : душа (2ая составляющая) и Тело (1ая). Под предметом к-гии Сапронов подразумевает менталитет (Франц), душу (немец), человека определенной эпохи. Менталитет( «разум») – способ видения мира, где мысль не отделена от эмоций.

  

3. Греческая пайдейя

Процесс формирования из ребенка в мужчину называется пайдейей. Она предпологает 2 компонента: обучение какому-либо навыку и образование, преобщение к знанию. Склад знания и навыка становиться значительным когда речь идет об особом искуссчте «политикотехне»( навык, необходимый каждому гражданину полиса) Грек а процессе обечения доложен стать «зоон политикон».  Участвовать в общественной жизни. Задачей пайдейи было развить мудрость в человеке, чтобы он смог участвовать в общественной жизни. Природе присущ порядок, сущ-ет вселенский логос, а в ум человека заложело семя высшего вселенского логоса и он может познмть вселенский логос. Жить по законам озночало жить по природе. Вывод: греки создали уникальную систему образования( пайдейю0, в которой формируетсяличность самостоятельная, развитая, способная к сознательному выбору.

 

 

4.Римская хуманитас

Хуманитас- пайдейя, свободное обрахование. Хомо хуманитос- в процессе образования человек должен измениться, превраиться в хомо хуманитос. Соответствие человека своей собственной  природе достигалост через образование. Идеология Цивитас- идеология гражд. Общины. «Связи соучастия» (в отличие от «связи подчинения») характерно для системы империи, подданные препологают служение коллективной пользе, что совпадает  с пользой каждого члена общины. Вне гражд общины человек жить не может. Добродетели:

       Виртас (мужество. Вкл в себя храбрость, выносливость, трудоюбие, суровое достоинство, неприклонную честность)  

        piatas (исполнение долга перед богами, родными)

        Concordia –согласие между плебеями и патрициями, между сенатором и народом

        Fides- верность долгу

        Honos- почет

        Libertas- свобода

        Kavt kads- новыйгород

Палибий высоко оценил римскую политическую  систему, которая представляла собой смешанное устройство, где соединялить элементы монархии, аристократии, демократии.

 

 

 

            5. Средневековое понимание культуры

Конец 4 века- конец 15 века= средневековье, хотя точной хронологич рамки нет, т.к. у каждого историка она своя. Бог понимается как личность (в христианстве). Христианство рассатривается как основание новой культуры, что предпологает  установление новых мировоззренческих ориентиров, формирование принципиально новых типов индивидуального существования и человеческого общежития. Чтобы понять, что такое личность в христианстве нужно развести 3 понятия: природа, индивидуальность и личность.

   Природа- это спецефич качество, которым обладает данный предмет. Природа челокева- это то, что отличает его от животного  мира. У Гомера человек=смертный, это качетсво

роднит его с животными.

   Индивидуальность- это те особенности, которыми отличаются друг от друга носители одной  т той же природы

    Личность понимается как субъект, который  владеет этими индивидуальными качествами, свойствами, энергией. Это субъест действия, обладает надприродными свойствами человека. Метафизическое существо- сверхприродное существо. Если личность не исполнит свою миссию, то в мире появиться зло.

 

             6. Предпосылки оформления идеи культуры в эпоху Возрождения

Возрождение не может быть названо одной из эпох в развитии европейской культуры. Она считается как эпоха относительно кратковременная, переходная от эпохи устойчивой и длительной. Тогда получается, что существовала длительная эпоха Средних веков, затем наступило Возрождение, которое в свою очередь сменилось Новым временем. В действительности же никогда Средневековье Возрожление не сменялось. Последнее возросло в недрах первого.   В 14-16 вв.западная культура переживала переходный период. В ней сосуществовали противоположные и в чем-то несовместимые тенденции и течения. В разной степени для различных стран 14,15 и особенно 16 вв. были периодом «уже и еще не». В этом  «уже и еще не» Возрождение  играло доминирующую роль. Оно стало одним из путей преодоления кризиса средневековой культуры и перехода к Новому Времени. Временные и пространственные рамки Ренессанса очень зыбки и неопределенны. Зарождается он, по общераспространенному мнению, в Италии в 15 веке. Отличительные  черты этой эпохи- гуманизм, культ античности, антропоцентризм, индивидуализм, героизация личности.

 

7.Учение о достоинстве и превосходстве человека (Данте, Манетти)

Человек имеет особый статус в универсуме. Средний универсум не имел самостоятельной человеческой реальности. С точки зрения христианства- человек имеет особое, отдельное, важное создание. Данте: Его волнует проблема творения. Душа проходит несколько этапов: растительная и животная.  Человеческий разум и есть основание свободоволи. Свобода связана с познанием. Он восхищается наличием свободы у человека. Он говорил, что человек имеет двойную природу. Человек обладает смертным и бессмертным. « блаженства человека: земная жизнь и высшее (небесное) заключается в достижении божества.  Манетти:  Самая известная работа гуманиста - трактат "О достоинстве и превосходстве человека", состоящий из четырех книг. Он посвящен доказательству превосходства человека над всеми другими живыми существами, обоснованию его достоинства и высокого, творческого жизненного предназначения.

 

8. Идея человека-творца как предтеча нововременной идеи культуры (Джаноццо  Манетти «О достоинстве и превосходстве человека»).

Манетти "с необычальным восторгом" исследовал достоинства человеческого тела, все "великолепные качества нашего организма". В совершенстве строения тела Человека Менетти искал объяснения совершенства человеческого разума, а также "благородных и превосходных" "органов чувств". Для Манетти несомненно, что "человек… есть нечто наилучшее", что "большая часть того, что можно видеть в мире, была устроена и упорядочена людьми… благодаря разнообразным их трудам". Человек, по Манетти, более утонченный творец, чем Бог; "мир и его красоты… были сделаны (людьми - Р. М.) значительно более прекрасными и превосходными и отделаны с гораздо большим вкусом (чем это делал Бог - Р. М.) ".

 

Манетти не отрицал влияние "божественного закона" на человеческую жизнь, но смысл этого закона он видел в следовании требованиям природы. Джаноццо Манетти решительно отвергал представление о том, что жизнь праведного человека должна состоять из страданий. Он полагал, что по воле "божественной троицы" все устроено так, "чтобы мы могли жить в этом мире всегда радостные и веселые". Человек, по Манетти, потенциально сильнее судьбы; его нравственный долг требует, чтобы он стремился "возвыситься над судьбой". И в одолении судьбы он видел важнейшее проявление добродетели

 

"Без сомнения - писал Манетти - исключительно ради человека был создан мир, такой красивый и прекрасный". Даже "Христос пришел в мир, чтобы чудесным и неслыханным образом, путем смиренного приятия человеческой плоти, прославить человека". Этому достойнейшему и прекраснейшему в мире существу - человеку - для полноты его совершенства недостовало только соединения с божественной сущностью"; теперь же (в следствии подвига Христа - Р. М.) оно стало единым и неразделимым с божественной природой"; "долг (Человека - Р. М.) состоит в том, чтобы научиться быть в состоянии руководить и управлять миром". Для этого и нужно стремиться к высшей добродетели - к познанию: "понимать и действовать является общим (делом человека - Р. М.) с делом всемогущего Бога".

 

Манетти понимал Человека как "естественное существо", что "подобно дереву рождается от природы" - "искуснейшей и умнейшей, единственной устроительницы дел". Бог (как и в средневековой картине мира) венчает мироздание. Гуманист колебался при решении вопроса о том, кто обладает свободой воли - Человек или Бог. Но совершенно очевидно, что Бог уже становился излишним звеном в картине мира, развернутой Манетти. Человек более решительно и твердо "примеряет на себя тогу" "завершителя дел" Матери Природы.

 

9Особенности устроения возрожденческого универсума

 

 

 

10 Исторические основания оформления идеи культуры. «Золотой» 16 век.

 

 

11,12 Культурологические концепции Гоббса и Гердера

Гердер:  Гердеру принадлежит важный вывод о том, что между общечеловеческими достижениями культуры и народной культуры нет и не может быть никаких противоречий, что все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию человеческой цивилизации.  Согласно Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, является ее продолжением, постепенно достигая более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой эволюции является человек. Именно культура отличает егоот животного. Культура истолковывалась им как второе рождение человека. Гердер подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая, что в ней проявляют себя два начала:

- надприродная сущность культуры;

- историческая причина развития данного явления.

Философ выделяет основные, по его мнению, элементы культуры:

- язык;

- государство;

- семейные отношения;

- религию, искусство, науку и т. д.

Согласно пониманию Гердера, культура “захватывает человека и формирует его голову и ...члены его тела” Различные типы культуры, размышляет философ, не должны разделять людей на “просвещенные и непросвещенные народы”. Гердер отмечает, что данное различие - не качественное, а количественное. общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести “истинную гуманность”

 

Гоббс: Английский философ, представитель материализма Нового времени. Гоббс полагал, что человеческой природе свойственны эгоистические стремления к самосохранению и наслаждению, так что естественным состоянием человечества была война всех против всех. Чтобы избежать этого, люди на основе договора объединились в государство и стали повиноваться государю, получив защиту и возможность спокойной жизни. Гоббс видел важнейшую потребность своего времени в преодолении конфессиональной вражды и утверждении толерантности. Он полагал, что эта задача решается не теологией, а философией. Ее решение — в признании того, что истинная вера является глубоко внутренним делом человека. Вместе с другими мыслителями начинающегося Просвещения Гоббс видит в разуме и совести этически-религиозную силу, которая преодолевает

церковно-конфессиональ-ные границы и объединяет всех людей. Должно быть отвергнуто всякое притязание церковной организации на самостоятельность по отношению к государству. Вера становится религией, если она одобрена государственной властью, в противном случае она — предрассудок. Граждане должны повиноваться государю не только в мирских делах, но и в духовных. Религия, с точки зрения Гоббса, это — “естественная религия”, которая соединяет

Священное писание со здравым смыслом, “здравым человеческим рассудком”.  Гоббс о языке и речи. Речь, с точки зрения английского философа, возникает как результат промысла Божьего. Именно Господь, согласно воззрениям Гоббса, был “первым творцом речи”. Именно он научил Адама различным словам и дал ему знание о том, что какое слово обозначает. для Гоббса наука является частью культуры, равноправной религии, экономике, искусству. Под последним Гоббс понимает не только живопись, архитектуру, поэзию и т.д., но и процесс художественного творчества. Искусство интерпретируется им прежде всего как процесс проявления креативной активности человека во всех сферах бытия.

 

 

(    13 ). Нововременная парадигма мышления

13 Особенности устроения нововременного универсума

 

Нововременная или новоевропейская (условно говоря, рационалистическая) парадигма основывалась на следующих концепциях:

Информация о работе Шпаргалка по "Культурология"