Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:57, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Культурологии".

Работа состоит из  1 файл

культорология.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)
  1. Культурология как наука. Характеристика основных разделов.

Культурология – комплексная гуманитарная наука возникшая на стыке философии, социологии, психологии, этнографии, искусствоведения, антропологии, истории и ряда других дисциплин. Это наука о культуре. Изучает культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Это совокупность знаний о материальной, социальной и духовной деятельности людей, характере создаваемых ими ценностей, законах развития культуры и особенностях её изучения. Происхождение термина связано с именем Лесли Уайта (1900-1975).  
Основные разделы:  
История культуры – раздел и область историч знания, изучающая последовательную смену этапов развития культур народов и регионов, специфику жизнедеятельности на каждом этапе.  
Общая теория культуры – рассматривает разные определения понятия “культура”, описывает структуры культур как социальные явления, способы передачи культурного опыта от поколения к поколению, особенности развития культур, взгляды учёных на культуру. Разделы общей теории: понятие, соц.явление, процесс, предмет изучения.  
Частные теории культуры – разрабатывают отдельные проблемы культурного развития и бытования культуры в обществе.  
Прикладная культурология – изучает технологии социокультурной деятельности, особенности управления культурными процессами, соответствие требований и законов изменяющейся культурной практике.

 

2. Характеристика структурных элементов культуры общества.

Отрасли:  
Экономическая – к. производства, распределения, обмена, потребления, управления, труда.  
Политическая – определяется господствующим политическим режимом; показатель уровня развития – наличие прав, свобод, степень их реализации, стиль и формы межпартийной борьбы, лексика общения деятелей.  
Педагогическая – касается и педагогов и уровня грамотности всего населения; важны не только количественные, но и качественные показатели.  
Виды:  
Доминирующая – разделяемая большей частью индивидов данного общества  
Субкультура – часть общей культуры, разделяемая большой группой индивидов; она содержит ряд ценностей доминирующей культуры, и добавляет характерные для себя.  
Контркультура – субкультура, не просто отличающаяся от доминирующей, но противостоящая ей.  
Сельская – персонификация межличностных отношений, плотный неформальный контроль, большая роль слухов, ограниченный жизненный опыт, ограниченный культурный выбор, раннее занятие физ. трудом.  
Городская – высокая плотность застройки, большое число транспортных магистралей, широкая возможность выбора чего бы то ни было, одиночество в толпе, стрессы, транспортная усталость, оторванность от живой природы.  
Обыденная – владение обычаями повседневной жизни, приобретается в результате социализации.  
Специализированная – всё, где присутствует профессионализм.  
Формы:  
Элитарная – изо, классическая музыка, литература, иконопись; потребители – высокообразованная часть общества.  
Народная – популярная и фольклорная культура; популярная – обычаи, быт, нравы и т.п. сегодняшнего дня; фольклор – прошлого.  
Массовая – не выражает изысканных вкусов или духовных поисков; причина – СМИ; меньшая худож. ценность; удовлетворение сиюминутной потребности людей, быстрая потеря актуальности.

 

3. Закономерности развития  культуры 

Закон это объективная, необходимая, повторяющаяся, существенная связь между явлениями. Объективная связь присуща самой действительности и развивающаяся по своим законам, необходимая и не случайная связь возникает неизбежно при наличии соответствующих условий, повторяющаяся связь повторяется снова и снова в соответствующих условиях, существенная связь происходит на уровне сущностей, не явных и требующих формулировки освобождающей закон от вторичных несущественных признаков.

Для культурологии более  характерны закономерности.

Закономерности —  явления характеризующиеся действием  группы законов, еще не открытых или не до конца познанных.

Закономерности культуры:

1. Общесоциологические.  Культура явление общественное, а не природное. Культура часть  общества со своими собственными  закономерностями.

2. Общеформационные. Связь  определенной культуры с определенной формой общественной жизни.

3. Конкретно-формационные. Определяются законами действия  определенной общественно-экономической  формации: рабовладельческая, феодальная…

4. Цивилизационные. Связаны  сдействием закона о разделении  труда: дикость, варварство, цивилизаци.

5. Закономерности отдельных  сфер культуры: материальной, духовной; и видов культуры: экономическая  политическая философская, религиозная.

 

4.Особенности  взаимовлияния культур.

Каждая из культур  имеет свою специфику, своеобразие, мироведение. Нередко это различие доходит до противоречия (например культура Запада и Востока, Христианства и ислама). Отсюда и разнообразие культурных контактов: от торговли и переселений до войн и захвата территорий.  
 Аккультурация — процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа. При этом оригинальные культурные модели одной или обеих групп могут быть изменены, но и группы по-прежнему различны. Следует различать аккультурацию и ассимиляцию, при которой происходит полная утрата одним народа своего языка и культуры при контакте с другим, более доминантным. При этом, несомненно, аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.

Три основные типа культурного  контакта:

принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы)

адаптацию (частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы)

реакцию (полное отторжение культурных паттернов «донорской группы» усиленными попытками сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии).

 

5. Функции культуры в обществе.

Это совокупность социальных задач, к-ые культура выполняет в обществе.  
1) Интегративная(объединение народов и групп)и регулирующая(формирует и регулирует поведение человека) функция  
2) Функция самоидентификации(уподобление себя какому то человеку) индивида, народа, группы  
3) Адаптивная функция (приспособление человека к окр. среде) 
4) Познавательная функция (накапливает знания о мире,тем самым создает благоприятные возможности его познания) 
5) Коммуникативная функция(общение людей друг с другом)

6) Рекреативная функция  (отдых, досуг)  
7) Воспитательная функция(воспитывает человека,преобщает его к культурному наследнию)

 

    1. Типология культур.

Типология культур строится на основании нескольких критериев.

 Таких критериев  может быть много, например: связь  с религией ( культуры религиозные  и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); хронологический принцип; принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Типы культур- это такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого. Например, китайская или русская культура - такие самобытные и самодостаточные явления, которые не принадлежат к реально существующему целому. По отношению к ним роль целого может играть только культура всего человечества, но она является скорее метафорой, нежели реальным явлением, поскольку рядом с культурой человечества мы не можем поставить культуру других живых существ и сравнить с ней.

 

7.Основные положения эволюционной  теории развития культур

1. Игровая теория культуры

Из множества концепций  мы рассмотрим игровую концепцию С. Лемма как оптимистический взгляд на культуру.

 Значительное место  в культуре занимает ее игровой  момент, что зафиксировано в поле  европейской культуры. Платон говорил  об игровом космосе, И. Кант  — о теории эстетического «состояния  игры», Шиллер подчеркивал, что человек только тогда «является человеком, когда играет», И. Хейзинга выдвинул положение, что культура — продукт «играющего человека». Игровое поведение человека чаще всего реализуется в различного рода оргиях, мистериях, праздниках, карнавалах, фестивалях, зрелищах и т.д. В концепции И. Хейзинги схвачены вполне реальные моменты функционирования культуры. Ведь игра или только элементы игры имеют существенное значение в формировании человека как социального существа, в гуманизации самого человека путем «выплескивания» дремлющих в нем разрушительных сил и тенденций. Вот почему в самых различных цивилизациях придавалось большое значение разнообразным явлениям игровой сферы культуры.

человек в исходной точке  является аксиологически нейтральным существом, и станет он «чудовищным дикарем» или «невинным простаком», зависит ,от кода культуры, который различен в разных цивилизациях. Согласно лемовской модели культуры как игры, различие кодов культур различных цивилизаций обусловлено тем, что культура и Природа «играют» и в разных ситуациях эта игра происходит неидентично в силу того, что каждая культура находится под воздействием той или иной комбинации ее физических, биологических и социальных детерминант. Именно игровой характер культуры позволяет человеку вырабатывать стратегии своего будущего поведения, чтобы выжить в мире.

2. Теория философии  жизни 

Кризис поразил и  философию, когда с чувственной  точки зрения отрицается поиск истины мироздания, когда развивается релятивизм и мыслитель ищет сюжет для построения мироздания, когда философия становится мифом. Причем речь идет о мифе нового типа — характерном симптоме XX в. Что же случилось со старой кантовской «добросовестностью» и с «благоговением перед знаменитой истинностью, которое испытывали в течение столь долгой истории» (Ф. Ницше)? Беда не в том, что философия сосредоточилась на отвлеченных вопросах теории познания, опираясь при этом прежде всего на логическую самообоснованность — это свойственно ей по самой ее природе. Все дело в том, что ей не хватало духа признать ограниченность своего познавательного инструмента.

 Но если одна  причина внутрифилософской переориентации  лежала в теоретическом прошлом,  то другая была связана с  экзистенциальным будущим. Ненужным  оказывается все — и средство познания, и сама теория познания. В центр, на место познания становится существование; внимание все больше перемещается в сферу истории и культуры, т.е. туда, где решается судьба человеческого бытия. Прежнее благообразие, благоговение перед истиной вместе с «мировой гармонией» оказались теперь в высшей степени неуместными; эйфория прошлого академического мышления в свете наступающих перемен и смятенного сознания выглядит безнадежным архаизмом.

До тех пор пока речь шла о протесте против рационалистической гармонизации мира и панлогическом усечении бытия, новой критике нельзя было отказать в правоте, ибо она выступала защитницей жизни. Но коль скоро философская ревизия перерастала в тотальное обличи-тельство и шла «война на уничтожение» с разумом, весь контекст борьбы менялся — нетрадиционная установка теряла свои преимущества. Она не преодолевала уплощенность и отвлеченность рационализма, но лишь противопоставляла одному отвлеченному началу другое.

 

8. Художественная культура .сущность видов искусства

Во-первых, искусство — это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: "...имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты".

Во-вторых, искусство  — это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности.

В-третьих, это форма  чувственного познания мира. Можно  выделить три способа человеческого  познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (основанный на интуиции).

 В-четвертых, в искусстве  — проявляются творческие способности  человека (проблема художника-творца).

В-пятых, искусство может  рассматриваться как процесс  освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и  понимания искусства).

Искусство многогранно, это душа человека. Искусство —  это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство — то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если попытаться лаконично  определить, что такое искусство, то можно сказать, что это "образ" — образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.

 

 

9.Роль науки  в культурном развитии общества.

Существует множество  определений науки, потому как существует и множество восприятий её, многие люди понимали науку по-своему, считая, что именно их восприятие является единственным верным определением. Следовательно, занятии наукой актуально не только в наше время, её истоки начинаются с довольно древних времён. Рассматривая науку в её историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры при переходе от одной общественно-экономической формации к другой, меняются стандарты изложения научного знания, способы видения реальности в науке, стили мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных социокультурных факторов в процесс порождения собственно научного знания.

Предпосылки для возникновения  науки появляются еще в странах  Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Достижения восточной  цивилизации были восприняты и переработаны в стройную теоретическую систему Древней Греции, где появляются мыслители, специально занимающиеся наукой. Среди которых можно отдельно выделить таких выдающихся учёных, как Аристотель и Кант. С точки зрения этих великих ученых наука рассматривалась как система знаний, особая форма общественного сознания.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"