Шпаргалка по "Культурология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:58, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа состоит из  1 файл

Культурология1.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания 

    
  1. В отечественной  культуре существует традиция дарить девушкам цветы. Поводов может быть много: свидание, поздравление с днем рождения или 8 Марта. Являются ли в  этом случае цветы артефактом?
 

    Нет, сами по себе цветы не являются, но традиция дарить цветы символична и её можно отнести к артефактам, т. к. артефакт по определению есть некий аспект материального мира, преобразованный по ходу истории его включения в целенаправленную человеческую деятельность. 

    
  1. Вероятно, еще  в школе вы слышали выражение  «точные науки». Таким определением технические специалисты не без чувства превосходства противопоставляют свои предметы гуманитарным дисциплинам. При этом забывается, что гуманитарные и естественные науки не могут использовать одни и те же методы и процедуры исследования. Сравните указанные выше науки. Отметьте сходства и различия.
 
    Гуманитарные  науки Естественные  науки
    Общие черты
    И те и другие науки  созданы человеческим разумом.
    Поскольку мировоззрение есть целостная система, естественные и гуманитарные науки вынуждены взаимодействовать.
    Соответствие полученных знаний критериям научности (объективность, рациональность, системность, проверяемость).
    Отличия
    Изучают мир человека Изучают мир природы
    Для наук о духе используется понимание Для наук о природе  используется объяснение
    Знание  о мире человека  зачастую предвзято  и субъективно Знание о природе  объективно
    Невозможность выведения точных законов (поведение  человека индивидуально и мало предсказуемо) Возможно выведение точных законов
 
    
  1. В некоторых  школах преподается дисциплина «Мировая художественная культура», которая  рассказывает об истории искусства. Чем отличается этот предмет от преподаваемой  в вузе научной дисциплины «Культурология»?
 

    Можно отнести учебный предмет «Мировая художественная культура (МХК)» к одной из дисциплин современной культурологии, которая обеспечивает выполнение задач, стоящих перед этой наукой. Она занимается типологией культур, сравнительным анализом развития различных культурно-исторических типов. 

    
  1. Чем отличаются цели режиссера, снимающего художественный фильм о Великой Отечественной  войне, от целей историков, изучающего тот же период?
 

    Режиссер  через художественную среду пытается отразить нравственные ценности, мировоззренческие ориентации и особенности повседневной жизни этого времени.

    Т. е. осмыслить социально - психологические характеристики Великой Отечественной войны в культурном и историческом контексте.

    Историка  интересуют конкретные события, их отражение в общественном сознании и психологии, т.к. история как наука отмечает достижения различных народов, составляет хронологию событий и их периодизацию. 

    
  1. Какое практическое применение может найти культурология  в современной России?
 

    а) В системе государственного управления.

   Именно на государственном уровне важно создание общего стержня культурной жизни в качестве централизованной системы управления и единой культурной политики.

    б) В технологии учебы.

    Единая  система культурных ценностей повышает результативность общения учителя и ученика. Это тот фундамент, на котором строится вся система отношений человека к миру. 

Тема 2. Парадигма гуманитарного  знания 

    
  1. Некоторые студенты, освоившие приемы демагогии, любят  вступать с преподавателем в пререкания, используя выражения «по моему  мнению», «я так считаю». Опираясь на понятие парадигмы, скажите, можно ли использовать эти речевые обороты в научной дискуссии?
 

    Нет нельзя, поскольку любая научная дискуссия  предполагает наличие общего представления  о предмете исследования, конкретных процедур, при помощи которых проверяются аксиомы и общий понятийный аппарат.  

    
  1. Известно, что  ни одно патентное бюро в мире не рассматривает проекты «вечного двигателя». Изобретатели – самоучки могут обижаться, обвиняя ученых-экспертов  в косности мышления. Опираясь на понятие «парадигмы», объясните, почему ученые не тратят время на рассмотрение подобных проектов, считая их авторов невежественными людьми?
 

    Невозможность осуществления вечного двигателя  постулируется в термодинамике  как первое и второе начало термодинамики.

    И первое, и второе начала термодинамики были введены как постулаты после  многократного экспериментального подтверждения невозможности создания вечных двигателей. Из этих начал выросли  многие физические теории, проверенные  множеством экспериментов и наблюдений, и у учёных не остаётся никаких сомнений в том, что данные постулаты верны, и создание вечного двигателя невозможно. 

    
  1. В России существует расхожее выражение «деньги портят человека». Этими словами принято обозначать изменившееся поведение разбогатевшего человека (здороваться перестал) или фиксировать невнимание предпринимателей к социальным проблемам. Дайте трактовку этого выражения с позиций парадигмы высокой культуры и с позиций парадигмы образа жизни.
 

    Если  рассматривать это выражение  с позиции парадигмы высокой культуры это выражение будет верным, т.к. деньги это продукт цивилизации, которая относиться к низшему уровню человеческого мира. Понятие человека, как существа наделенного душой и стремящегося к идеалам добра и красоты не совместимы  с понятием денег.  Рост благосостояния губит культуру, а с ней ведет к краху и самого человека.

    С позиции  парадигмы образа жизни это выражение  ошибочно. Деньги не портят человека, а  меняют его систему ценностей. Социальная роль богатого человека отличается от социальной роли бедного и нельзя сказать, что кто-то из них плох, а кто-то хорош. Они разные.  

    
  1. Среди россиян  широко распространено отрицательное  отношение к США. Языку какой парадигмы близка эта критика?
 

    Эта критика  близка парадигме высокой культуры, потому что «велика русская душа» сравнивается с американским прагматизмом, в котором материальное благополучие превалирует над культурой.  

    
  1. Объясните в  терминах трех парадигм причины использования матерных выражений.
 
    Парадигма высокой культуры Понимание культуры как репрессия (фрейдизм) Парадигма образа жизни (технологическая)
    Матерные  выражения являются проявлением  низменной и грубой человеческой сущности, противоречат вечным эталонам красоты и добродетели. Служат по существу языком толпы. Причина использования матерных выражений – перевод инстинктивных желаний и потребностей насилия в форму словесной брани. Матерные выражения  – это знак, понятный для людей, объединенных одним социокультурным институтом. Такие выражения используют люди, в пределах определенных социальных ролей. Проще представить дворника, ругающегося матом, чем скажем учителя.
 
 

Тема 3. Культура как социальная подсистема общества 

    
  1. В обыденном  языке под культурностью понимается воспитанность. При этом принято  считать, что культурная деятельность разворачивается в специально отведенных местах: театрах, музеях, библиотеках. Плохая начитанность и невоспитанность трактуется как бескультурность или бездуховность. Может ли отсутствовать культура в научном понимании этого слова?
 

    Культура  есть атрибут всего человеческого мира, всей человеческой практики, всех социальных атрибутов. Культура это то, что отличает человеческий мир от природного, в том числе и от зоологического. Т.е. бескультурность и бездуховность в научном понимании вообще не могут быть использованы по отношению к человеку. 

    
  1. В России огромное количество людей стремиться получить вузовский диплом. Система высшего образования отреагировала на это резким увеличением доли коммерческого обучения. Помешать обзавестись дипломом может разве что отсутствие денег. Является ли стремление обладать дипломом вуза свидетельством того, что в обществе укоренена ценность образования?
 

    Скорее  в обществе укоренена не ценность образования, а ценность диплома, как  символа этого образования. Само по себе наличие диплома не является показателем образованности, это в большей степени дань моде. К тому же на сегодняшний день увеличилась не только доля коммерческого обучения, но и появился рынок услуг по выполнению работ за студентов, что еще раз подтверждает, что образование не ценность. 

    
  1. Экзамен можно  рассматривать как социокультурный  институт. Как и каждый институт, экзамен имеет свои символы. Найдите  и перечислите эти символы. Распишите, какой смысл несут эти символы  в контексте экзаменационных  процедур.
 

    Самый главный  символ экзамена - экзаменационный  билет, смысл которого выборочная проверка знаний по ключевым вопросам изучаемого предмета.

    Оценка  – показатель качества знаний.

    Шпаргалка – соломинка для утопающего студента.

    Зачетная  книжка – документальное подтверждение оценки. 

    
  1. Какие социальные технологии осваиваются студентом – заочником в процессе учебы?
 

    Технология  обучения, технология общения, технология самореализации. 

    
  1. Опишите стилевые особенности современной свадьбы  или выпускного вечера в школе (на выбор).
 

    Классическое  проведение свадебного торжества всецело  пропитано традициями. Ввиду того, что этот стиль является наиболее изысканным, он требует самых больших  затрат. Он подразумевает внушительный список гостей (три сотни и более), требует точного исполнения всех свадебных протоколов и официального стиля одежды для свиты новобрачных и даже для гостей в зависимости от времени суток. А так же социальных условий - то есть от того, к какому кругу относятся хозяева и приглашённые (дипломатическому, политическому, богатых и влиятельных людей и т.п.)

    Наряд невесты  включает традиционное подвенечное  платье со шлейфом, пышную длинную, до пола, фату, закрывающую лицо или  кружевную накидку. Поскольку список гостей насчитывает не менее трёхсот  человек, количество шаферов не должно быть меньше шести (один шафер на пятьдесят гостей). Столько же должно быть и подружек невесты. Кроме того, свита жениха и невесты может включать одну или две девочки с цветами, хранителя колец, специального человека для поддерживания шлейфа - если нужно. Все они должны быть соответственно одеты.

    Классическая  церемония официального бракосочетания может проходить поздним утром, в послеобеденное время и вечером. Непосредственно за нею следует  официальный приём, сопровождающийся торжественным обедом или ужином. Естественно, что они должны проходить в приличествующем ситуации зале с соответствующим интерьером, который должен вместить всех гостей, приглашённых как на бракосочетание, так и на торжественный приём в его честь.  

    Приглашения на торжество должны быть выполнены с соблюдением всех формальностей в содержании и внешнем виде. При небольшом стечении народа на бракосочетании для семей и особенно близких друзей могут быть заказаны сидячие места, тогда вместе с приглашениями рассылаются карточки, являющиеся пропуском на церемонию. 

Тема 4. Динамика культура 

    
  1. В Средние века языком международного общения образованных людей была латынь, в XVIII – XIX вв. – французский, сейчас таковыми является английский язык. Объясните эти изменения с позиций циклической и эволюционной школ.
 
    Циклическая школа Эволюционная школа
    Первоначально использование латыни, было следствием доминирования Римской империи (в  военном деле и в просвещении).

    После упадка Римской империи латынь еще долгое время была языком образованных людей.

    Писатели и политические мыслители: Монтескье, Вольтер, «провозвестник революции» Руссо, энциклопедисты во главе  с Дидро, писатели Лесаж и Бомарше  придали французской культуре XVIII века общеевропейское значение.

    Распространение английского  языка связано с колониальной экспансией Англии.

    Утверждает, что культура во всем мире единообразна в соответствии с одними и теми же тенденциями: от низшего к высшему, от простого к  сложному.

    Но рассматривать  с этой точки зрения, изменение  международного языка было бы не верно. Латынь нельзя назвать низшей формой, а английский высшей.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурология"