Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:47, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".

Работа состоит из  1 файл

зачет по культурологии.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

С потерей античным полисом своей прежней самостоятельности, уже в эпоху эллинизма, идеалы греческой пайдеи стали разрушаться.

В Древнем Риме возникает само понятие «культура». Первое значение термина – возделывание, обрабатывание.

Древнеримский философ, оратор Марк Туллий Цицерон учил культивировать душу и разум, чтобы не скатиться к варварству. Он говорил: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожай, так и душа. Возделывание души – это и есть философия… ». Цицерон считал слово универсальным средством решения жизненных противоречий. Гражданин и государство обретает в слове свое живое, подвижное и внутренне расчлененное единство, само слово становится необходимой формой идеальной республики.

Культура государства  и слова подразумевало искусственную  гармонизацию социальных противоречий. В цицероновской культуре – связь с ее обеспеченностью и досугом, которых были лишены массы.

Таким образом, в античности впервые происходит осмысление культуры, осознание ее специфики, вводятся категории для  ее обозначения, возникают первые философские теории культуры. 

     14.   Религия в системе  культуры. Возникновение  христианства и  его сущность.

Духовная культура, формируясь в течение веков и  тысячелетий, выполняла две основные социальные функции - выявление объективных  законов бытия и сохранение целостности социума. Первая из них - функция познавательная, которую реализуют в системе духовной культуры наука и отчасти искусство, а вторая - общелогическая, регулятивная, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство и др. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практически-духовное» освоение действительности.

Какое место  в этом освоении занимает религия? Рассмотрим этот вопрос в плане взаимодействия религии с искусством, моралью  и наукой.

возникновению, основам вероучения и культа христианства – религии, оказавшей огромное влияние на историческое развитие значительной части мировой цивилизации.

Христианство  возникло около 2000 лет назад. В течение  этого времени оно распространилось на территории многих народов, впитало в себя их культурные традиции, подверглось некоторым историческим изменениям. В результате получилось так, что христианство существует в форме многочисленных и разнообразных своих разновидностей, самыми крупными и значимыми из которых являются православие, католицизм, протестантизм. Все они имеют общий исток – учение Христа, и, соответственно, общие черты в догматике и культовой практике.

О сущности христианства было высказано много самых разнообразных  мнений. Но никто и никогда не смог определить эту сущность так, как ее определяет Православная Церковь.

Прежде всего  следует отметить полное бессилие разрешить  этот вопрос только рационалистическим путем. Для рационализма христианство навсегда останется неразрешимой загадкой, конечно, при условии частного подхода к этому величайшему мировому явлению.

Среди рационалистических попыток выяснить сущность христианства следует отметить два основных направления: 1) стремление свести всю сущность христианства только к его нравственным принципам; 2) представить христианство в виде системы отвлеченных идей.

     15.   Библия как историко-культурный памятник.

     16.   Проблемы динамики  культуры.

     "Кто  осуществляет изменения в культуре?" очевиден: изменения в культуре  осуществляются индивидом (человеком)  и группами людей. Типология таких групп очень разнообразна - ведь даже на уровне семьи и малых групп (коллег, друзей, единомышленников) возникают и распространяются культурные инновации. К таким группам относятся собственно культурно-типологические единицы - цивилизации, локальные культуры (этнического или метаэтнического характера), субкультуры (профессиональные, конфессиональные, возрастные, субкультуры малых групп и т.д.).

     17.   Распад   античной   культуры   и   формирование   социокультурной системы средневековья.   

Западноевропейская  средневековая культура представляет собой  качественно новую  ступень развития европейской культуры, следующую после  античности и охватывающую более чем тысячелетний период ( V - XV вв.).      

Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося распада было невозможно. Не помогла и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на одряхлевшую империю.      

Во-вторых - Великим  переселением народов (с IV по VII вв.), в  ходе которого десятки племен устремились  к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.      

С падением Римской  империи начинается история западноевропейского  средневековья (Восточная Римская империя - Византия - существовала еще 1000 лет - до сер. XV в.)    

     Средневековая культура формировалась в условиях:  
 господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов;  
 замкнутой феодальной вотчины - сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;  
 слабой центральной власти,  
 феодальной раздробленности, порождавшей нескончаемые войны, смерть, разрушение.
 

     18.   Культурный застой  и кризис культуры.

     Культурный  застой - это состояние длительной неизменности культуры, при котором  резко ограничиваются или запрещаются нововведения. Нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде. Общество «консервируется», ограждаясь от внешних воздействий «китайской стеной» изоляционизма, а от внутренних изменений — при помощи жестокого контроля со стороны различных социальных институтов — государства, церкви, системы образования и т.д. В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного времени. Конечно, здесь происходят некоторые культурные изменения, однако они не выходят за рамки существующих культурных традиций.

Кризис культуры — культурологич. понятие, фиксирующее  ситуацию, возникающую в результате разрыва между культурой со всеми  ее институтами и структурами  и резко изменившимися условиями общественной жизни. На судьбе культуры сказывается столкновение духовнонравственных идеалов с реальной жизнью. Иссякает энергия культур, ценностей, творческий дух покидает культуру, неспособную утолить духовный голод общества.

     1. Товарная денатурация продуктов труда (в частности продуктов питания). Улучшение их товарных свойств и ухудшение потребительских. 
2. Потребительское извращение человека, его болезнетворная денатурация. 
3. Производство глобальных проблем. 
4. Истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. 
5. Возрастающее разделение мира на богатых и бедных.
 

     19.   Великие открытия  и достижения культуры  эпохи Возрождения.

В конце XIII – начале XIV вв. в Европе, а именно – Италии, начала формироватся раннебуржуазная культура получившая название “культура Возрождения” (Ренесанс). Эпоха возрождения закончилась к концу XIV в., на смену ему пришло Высокое Возрождение – время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Последним представителем культуры В.В был Микеланджело Буонаротти (1475-1564)-скульптор живописец, архитектор и поэт. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась котолическая реакция. Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распростроняется по всем заподноевропейским странам. Каждая строна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров. 

     20.   Особенности итальянского  и северного Возрождения  (сравнительный культурологический анализ).

     Давая сравнительную характеристику итальянского и северного Возрождения, следует  выделить еще одно существенное различие между ними. Итальянскому Возрождению  присуще стремление к восстановлению античной культуры, стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.

Культура Возрождения  зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято  делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) — вторая половина XIII—XIV вв.; раннее Возрождение — XV в.; Высокое Возрождение  — конец XV в. — первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец XVI в. Проторенессанс являлся подготовкой Возрождения, он был тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями. Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) — вторая половина XIII—XIV вв.; раннее Возрождение — XV в.; Высокое Возрождение — конец XV в. — первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец XVI в.

Проторенессанс  являлся подготовкой Возрождения, он был тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями. И даже в творчестве художников-новаторов нелегко провести четкую границу, отделяющую старое от нового. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266 — 1337 ). Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: нарастание реалистических моментов, наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным.

Крупнейшие мастера  Раннего Возрождения — Ф. Брунеллески (1377—1446), Донателло (1386—1466), Вероккио (1436— 1488), Мазаччо (1401—1428), Мантенья (1431—1506), С. Боттичелли (1444—1510). Живопись этого  периода производит скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи. И это не случайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановить предметность мира, который почти исчез в средневековой живописи, подчеркивая объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Художники XV века открывают законы перспективы и строят сложные многофигурные композиции. Однако они ограничиваются главным образом линейной перспективой и почти не замечают воздушной среды. И архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.

В Высоком Ренессансе геометризм, присущий Раннему Возрождению, не кончается, а даже углубляется. Но к нему прибавляется нечто новое: одухотворенность, психологизм, стремление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, настроений, состояний, характера, темперамента. Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается не только объемностью и пластикой, но и светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они олицетворяют главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.

Понятие поздний  Ренессанс обычно применяется к  венецианскому Возрождению. Только Венеция в этот период (вторая половина XVI в.) оставалась самостоятельной, остальные итальянские княжества утратили свою политическую независимость. Возрождение к Венеции имело свои особенности. Она мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другие истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торговые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Переработав и готику, и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения — это Джорджоне (1477—1510), Тициан (1477—1576), Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518—1594).

Своеобразный  характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью.

Философской основой  северного Ренессанса был пантеизм. Пантеизм, не отрицая прямо существование  Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Поскольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, то делали вывод: каждый кусочек природы достоин изображения. Такие представления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники — мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альтдорфер, Л. Кранах изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее одухотворенность.

Второй жанр, который получил развитие в искусстве северного Возрождения — это портрет. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, возник в Германии в последней трети XV столетия. Эпоха Дюрера (1490—1530) стала временем его замечательного расцвета. Следует заметить, что немецкий портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения. Итальянские художники в своем преклонений перед человеком создавали идеал красоты. Немецкие художники были безразличны к красоте, для них главное — передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда — в ущерб идеалу, в ущерб красоте. Быть может, в этом проявляются отголоски типичной для Средневековья «эстетики безобразного», где красота духовная могла таиться в безобразной внешности. В итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, в северном — этическая. Крупнейшие мастера портретной живописи в Германии — А. Дюрер, Г. Гольбейн-младший, в Нидерландах — Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, во Франции — Ж. Фуке, Ж. Клуэ, Ф. Клуэ.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"