Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:47, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".

Работа состоит из  1 файл

зачет по культурологии.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

     самодеятельного населения.

     В XX в. полностью обнаружились кризисные  явления техногенной цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации сложилась  на основе особых отношений человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

     Официальные похороны XIX века состоялись в августе 1914 года. Первая мировая война резко разделила два мира: уходящий мир девятнадцатого столетия, в котором царили заветы романтизма и социальный пафос реалистов, и наступающий мир нашего века глобальных катастроф, революций, тоталитарных режимов и футуристических проектов. 
    В области искусства это был переход от модерна, последнего великого стиля, к модернизму неоднородному и пестрому конгломерату множества направлений. Модерн и модернизм порой путают или отождествляют, чего делать не стоит. Конечно, второй многим обязан первому. но столь же многое их и различает.
 

     26.   Основные тенденции  развития культуры  XX в.

     Другим  важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система - наука.

     Мировая научная целостность, сложившаяся  в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все  уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли,

     Техногенное отношение к природе как к  средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной  из ведущих тенденций в развитии культуры.

     Космизм - уникальное, интереснейшее явление  современной культуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего тысячелетия.

     идея  активной эволюции, в которой выражается новое качество взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественнонаучные эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за 
космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики.

     Основной  труд В.И.Вернадского - "Научная мысль  как планетное явление"Человек  и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.

     Известный философ Ю.Бохеньский, рассматривая современную духовную ситуацию, выделил  четыре наиболее важных вопроса стоящих перед человечеством. 
• Какое место занимает человек в космосе? 
• Существует ли прогресс? 
• В чем ценность науки? 
• Как велики силы или бессилие человека?

     В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. Слово "глобальный" произошло от латинского "globus", что значит "земной шар". 
К первоочередным из них относятся: 
• преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности (загрязнение окружающей среды, уменьшение озонового слоя атмосферы, парниковый эффект, возникший в результате повышенного содержания углекислого газа в воздухе и т.д.); 
• предотвращение войны с применением оружия массового поражения (термоядерного, химического, биологического), создание безъядерного ненасильственного мира; 
• преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом (развивающиеся страны); 
• нахождение новых источников сырья, обеспечение дальнейшего развития экономики, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. 
 
Возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Доступ к информационным сетям, знанию оказывается определяющей основой для стратификации, разделения общества. На основе автоматизированного доступа к системам связи индивид или группа лиц может получить информацию, необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления. В сфере информационной деятельности работает более 50% трудоспособного населения. Концепция "информационного общества" определила пути формирования "материального тела" культуры конца XX в.
 

     27.   Авангард в культуре  XX в.

     В начале XX века в отечественной культуре произошел мощный всплеск творческой активности; русские не только напугали мир социальными революциями, но и поразили его достижениями в области духа. Имена Василия Кандинского, Казимира Малевича, Игоря Стравинского, Всеволода Мейерхольда, Николая Бердяева и многих других наших соотечественников навечно вписаны в историю мировой культуры. Здесь мы будем рассматривать их как творцов, осуществивших переход от стиля модерн и всей духовной культуры XIX века через авангард к модернизму двадцатого столетия.

     Здесь надо попытаться объяснить значение слова авангард применительно к искусству XX века. Несли разделить модернизм и стиль модерн можно без особого труда, то отличить модернизм от авангардизма намного сложнее, если вообще возможно. Искусствоведческая терминология зыбка и далеко не всегда общепринята среди самих искусствоведов. 
    Пожалуй, легче всего выявить хронологические рамки авангарда. В России это 10-е и 20-е годы - время, когда Кандинский, Малевич, Шагал и другие лидеры нового искусства имели возможность свободно заниматься творчеством, преподавать и пропагандировать свои идеи. Затем, как известно, в культурной политике большевиков произошли существенные изменения и авангард был вытеснен тем, что впоследствии стало называться социалистическим реализмом. 
    Для европейского авангарда можно принять те же временные рамки, только отодвинув его старт к 1905 году, когда во Франции образовалась группа фовистов (А.Матисс, А.Марке.Ж.Руо, Р.Дюфи, А.Дерен, М.Вламинк), а в Германии экспрессионистическое объединение "Мост" (Э.Хеккель, Э.Л.Кирхнер, М.Пехштейн, К.Шмидт-Ротлуф). Время господства модернизма - период между двумя мировыми войнами и послевоенное десятилетие; далее - постмодернизм. Но такая схема, скажем сразу, принимается не всеми. Ведь авангардом правомерно называть любое новое творческое проявление, возникновение всякой новой школы или течения. Тем не менее более устойчивым и приемлемым остается мнение, утверждающее за авангардом 10-е и 20-е годы (конечно, в этот период существовало и традиционное реалистическое, импрессионистическое, академическое и т.п. искусство - гордое собственным традиционализмом). 
    Отечественное искусство стало влиятельным на Западе начиная, пожалуй, с "Русских сезонов" в Париже, организатором которых был Сергей Дягилев. Затем влияние это усилилось благодаря активности русских авангардистов, которые почти все эмигрировали в 20-е годы в Европу. Далее постепенно усиливается противостояние культур буржуазной (модернизм) и социалистической (соцреализм), которое прекратится - с крахом советской системы почти повсеместно воцарением постмодернизма... 
   

     28.   Первая и Вторая  мировая войны  в судьбах культуры  XX в.

     Выдающимся  литератором первой половины XX века является французский писатель Р.Роллан. В его произведении "Кола Брюньон" основными темами являются судьба народа, вера в его силы, жизнелюбие, несокрушимость духа в испытаниях, прославление созидательного творческого труда, утверждение активной роли искусства и художника в борьбе с угнетателями, силы искусства в его народных корнях. Образ главного героя Кола полон оптимизма ("Не бывает мрачных времен, бывают мрачные люди")Другим представителем европейской литературы 20-30-х годов XX века является французский писатель А.Барбюс. В произведениях "Огонь" и "Дневник одного взвода"Литературой "потерянного поколения" называют произведения немецкого писателя Э.М.Ремарка, в которых он повествует "о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал жертвой, даже если спасся от снарядов".В поэзии особое место занимает творчество испанского поэта Ф.Г.Лорки. В своей поэзии он опирается на фольклорную основу своего народа, традиции которого - неисчерпаемый источник вдохновения поэта. В его стихах соединяются романтическое мироощущение и живая реальность. Важнейшие мотивы поэзии Лорки - Любовь и Смерть, Любовь как Судьба и как синоним Свободы, Смерть как насилие, противопоставление, столкновение. Яркий образный язык поэта создает необыкновенные образы, олицетворяя силы природы, которые играют особую эмоциональную роль в передаче тонкого и точного видения мира ("Стихи о Канте Хондо", "Цыганское романсеро").Экспрессионизм в литературе представлен произведениями самого загадочного и необычного писателя XX века Ф.Кафки. В его абсурдных произведениях предстает перед читателем страх и растерянность героев перед лицом враждебного человеку мира, бессилие и вместе с тем смятенные поиски выхода. Ярким представителем и родоначальником фовизма считается А.Матисс. В своих работах он пытается раскрыть средствами живописи сущность вещей и одновременно нести людям радость, озарить яркими красками жизнь человека. Он считал, что его картины должны войти в мир человека как прекрасный цветок ("Танец", "Музыка", "Красные рыбки").Другим, не менее ярким представителем художественной культуры, который воплощает собой знаковую фигуру всего XX века, является испанский художник П.Пикассо. Традиции и новаторство взаимодействуют в творчестве испанского художника С.Дали. Его метод создания произведений изобразительного искусства называется сюрреализм, т.е. "сверхреализм". Дали провозгласил источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации).

     Зарубежная  музыка первой половины XX века. К.Дебюсси., М.Равеля, А.Шёнберг Г.Малера 

     29.   Проблемы застоя, деградации и кризисов в современной культуре.

Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую

жизнь в СССР после окончания краткой хрущевской «оттепели», затронул и

культуру. Советская  культура при Л. И. Брежневе развивалась  во многом по

инерции, заданной ей предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений не

было, но большинство  из них уходят корнями в тот  краткий период

относительной свободы творчества, который был  результатом ХХ съезда. Росли

количественные  показатели, но яркого и нового было создано немного.

В 70-е годы все  отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и

«подпольную», государством не признанную. В сталинские годы не признаваемой

государством  культуры существовать не могло, а неугодные  деятели попросту

уничтожались. Теперь, когда советский народ имел за плечами большую школу

страха, таких  грубых методов можно было избежать. Не было нужды устраивать

громкие судебные процессы и широковещательные кампании, как то было в 30–40-

х годах. Оказать  давление на неугодного можно было легко, лишив доступа к

зрителю, читателю. Большинство талантливых поэтов, писателей, художников,

режиссеров, как  правило, оказывались в пограничном  пространстве между

официальной и  неофициальной культурой. Поэтому  достаточно было небольшого

намека, и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с

репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Можно  было не

расстреливать, а вынудить уехать заграницу и  объявить после этого

предателем. Даже видные, заслуженные деятели искусств чувствовали на себе

давление так  называемых художественных советов», решавших, что может быть

нужно и понятно  советскому зрителю, а что нет.

Политика руководства  живописью также строилась на балансе немотивированных

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"