Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 11:47, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".

Работа состоит из  1 файл

зачет по культурологии.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

состав орудий труда, выявлять места расселения первобытного человека,  но  и

оценивать как  целостность мир его культуры. Кроме различных предметов в  нем

присутствовали уникальные и неповторимые  духовные феномены. 

     7.  Первобытная культура  и мифология в  зеркале современности.

     8.  Цивилизационный  подход к классификации  культур.

     Цивилизационный подход 
Цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др. 
Представители: Арнольд Тойнби , Освальд Шпенглер , Питирим Сорокин . 
Основные положения: 
Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели. 
Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации. 
Тип государства определяется по типу цивилизации. 
По отношению государства и личности различают следующие виды государств: 
а) традиционные — в них народ не является источником власти, полномочия государства не ограничены; 
б) современные (конституционные) — народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности. 
Оценка: 
достоинство — системность анализа; 
недостаток — нечеткость критериев классификации.

Историческая  типология культуры - классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы.

Методологическую  основу классификации культур по историческому типу на всем протяжении их развития состовляют различные концепции культурно-исторического процесса. К ним относятся, во-первых, эволюционные концепции, в том числе: а/ эволюционизм ХIХ века; б/ концепция универсальной эволюции Л.Уайта Г.Чайлда: в/ концепция мультилинейной эволюции Дж. Стюарда: г/ концепция специфической эволюции М.СалинсаЭ.Сервиса; во-вторых, формационный подход в отечественной традиции; в-третьих, циклический или цивилизационный подход.

Существуют также  типологические теории, в которых  в качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно-детерминированное поведение индивида (А.Кребер, Дж.Фейблман, Дж.Мердок).

Каждый из подходов имеет свою специфику. Так, представители  классического эволюционизма ХIХ  века, считали возможным выделение всеобщих, универсальных по своему существу, стадий развития культуры (Г.Морган, Г.Спенсер, Д.Тайлор и др.).

Концепция универсальной, общей эволюции, позволяет выявить  основные закономерности культурно-исторического  процесса, его общую тенденцию  развития, развития основных культурных форм: подсистем и векторов культуры. В рамках общей концепции эволюции культуры Л.Уайт предлагает свои критерии для определения стадий культурного развития и возможностей для сравнительного анализа культур.  

     9.  Типологические черты культуры ранних цивилизаций и их вклад в мировую культуру.           

 Географический  и исторический ареал понятия  "древний Восток". Дискуссии  о причинах возникновения древнейших  цивилизаций на Востоке, их  типологических чертах и этапах  развития.            

 Уровень и  динамика развития материального  производства на древнем Востоке.  Формы и организация труда.  Особенности функционирования и  развития экономики натурального  типа. Зарождение элементов товарно-денежных  отношений.            

 Причины устойчивости общинных структур и связей на Востоке. Храм как специфический социальный институт древнего Востока. Отличительные черты древневосточного города. Типы государства на древнем Востоке: города-государства ("номы"), крупные централизованные государства, мировые державы. Их организация, функции, источники существования и развития.            

 Социальная  стратификация древневосточных  обществ. Свободные и полусвободные  люди. Рабство, его виды и роль  в жизни древневосточных государств.            

 Письменность как важнейший цивилизационный фактор. Причины появления письменности, формы и виды письма на древнем Востоке. Зарождение литературы и элементов научных знаний. Специфика религиозных культов и мифологических представлений. Переход от ритуалистических религий к религиям морально-этического толка. Вклад древневосточных цивилизаций в мировую культуру.  
 

     10.   Становление античного  типа культуры  и его сущность.           

 Дискуссии  о месте античности в истории  человечества и типологических  чертах античной цивилизации. Роль природно-географических факторов в формировании античной цивилизации и ее техническая база.            

 Общая характеристика  материального производства. Переход  к интенсивным формам земледелия  и скотоводства, попытки их рационализации. Развитие ремесла, его специализация, совершенствование форм организации. Развитие торговли и мировых экономических связей. Роль мореплавания в жизни античного общества. Тип античной экономики. Соотношение товарности и натуральности. Появление элементов рынка и их воздействие на социальную динамику. Отличительные черты античных форм собственности. Сочетание и взаимосвязь индивидуальной и коллективной собственности. Место самостоятельных свободных производителей в античной экономике. Масштабы использования рабского и наемного труда. Возникновение "классического" рабства, его характеристика.            

 Социально-политическая  организация античного общества. Полис как ее главный структурный  элемент. Типы полиса. Внутренняя  структура полиса, организация власти и управления. Статус гражданина. Изменение понятия "свободы" в античное время. Полисная армия как социальный институт. Полисная система ценностей и ее трансформация. Эволюция полиса. Архаический и классический полис. Проблема кризиса полиса. Полисные союзы и тенденция к образованию мировых держав. Специфика античного "империализма". Причины появления и особенности организации крупных территориальных государств и мировых империй античности. Место в них полисных структур.            

 Межцивилизационные контакты и влияния в античном мире. Взаимодействие с первобытной периферией. Цивилизационный синкретизм как фактор динамичности процесса развития древнего общества.            

 Семья и  место женщины в античном обществе. Своеобразие античных систем  образования и воспитания. Отличительные черты духовной культуры античности. Складывание систематизированного научного знания и рационалистического права. Рождение новых видов искусства. Место театра, общественных зрелищ и игр в жизни античного общества.            

 Специфика  античных религиозных и мифологических  представлений, религиозных культов.  Христианство и его роль в  эволюции античной цивилизации.  Античность как колыбель европейской  цивилизации. 

     11.   Язык и символы  культуры.

Как и все  живые существа, люди воспринимают окружающий мир с помощью органов чувств. Они преобразуют элементы мира в символы - все то, что несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры. Они обозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. Формы символов различны, например жесты, позы или телодвижения, которые обладают социальной значимостью.

Если в знак отрицания русские качают головой, то жители Адмиралтейских островов для  выражения негативной реакции быстро касаются носа пальцем правой руки, а турки - отбрасывают голову назад и прищелкивают языком.  Ясно, что в европейской культурной среде эти жесты будут истолкованы неправильно.

Такие предметы, как флаги, картины, иконы, эмблемы  и форменная одежда, также приобретают  функцию культурных символов.

Смысловая нагрузка символов различается как в разных обществах, так и в пределах отдельно взятого общества.

Меховая шубка  может воплощать в себе либо символ преуспевания и успеха, либо бесчеловечное  обращение с животными.

Самые важные символы  содержатся в языке - социально-структурированной системе звуковых образов (слов и предложений) с конкретным и неоднозначным смыслом. Это главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции.

Как речь отделяет людей от животных, так и письменность проводит грань между примитивными культурами и цивилизацией. Язык связан с основами культуры и со всеми без исключения человеческими отношениями, с его помощью происходит социализация личности, передача культуры другим поколениям.

Существующие в мире языки весьма отличаются друг от друга. У арабов есть 6000 слов, так или иначе связанных с верблюдами, включая масть, происхождение (различные родословные), породы (например, молочные верблюды, верблюды для езды, верблюды для размножения, верблюды на убой), состояние беременности (около 50 слов) и то, чем они занимаются (пасутся, ведут караван, участвуют в военных экспедициях). У эскимосов существуют тончайшие оттенки в обозначении типов снега и снегопада. У американцев имеется большое количество слов, имеющих отношение к автомобилям, например марка, год выпуска, модель, тип кузова и комплектация.

Только человек  способен использовать символы, с помощью  которых он развивает общение, позволяющее  достигать обмена не только простыми чувствами, но и сложными идеями, идеалами, мыслями и внутренними побуждениями. 

     12.   Миф как феномен  культуры. Мифологическая  концепция мира  в культуре древних  цивилизаций.

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение  и означает именно предание, "сказание".Европейским народам вплоть до XVI-XVIIвв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потоми более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Бенгтсон Г.Б. Правители эпохи эллинизма. М.,2005, стр.112.

Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более  или менее развитая мифология  существовала практически у всех известных науке народов, что  некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос о происхождении мифа. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,2007, стр.74.

Сегодня большинство  ученых склоняются к тому мнению, что  секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.

Таким образом, миф возник из потребности древних  людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний. 

     13.     Античность  как  тип культуры  и отправная точка  становления европейской  цивилизации.

В античной философии содержатся вопросы культурологической проблематики. Древнегреческие философы (начиная с натурфилософии) создают учение о Космосе как о мировом порядке вещей, составляющими которого являются природа, боги и человек.

Для античного  понимания культуры основным является понятие «пайдейя». Этот термин обозначает воспитание, обучение, в широком смысле,- образование, просвещение, культура.

Древнегреческая пайдея, сделав человека мерой всех вещей, избегала всего того, что не сообразовывалось с человеком и  его понятиями. У греков боги были человекоподобны. В Древней Греции была создана система образования, в которой человек формируется не как профессионал в определенной области, а как личность. В обращении к человеку, который выступает целью культурного процесса, состоит непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры. Греки впервые дали идеалы демократии и гуманизма. Греческая культура открыла человека – гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы. Идеал человека в Древней Греции – человек с развитой разумной способностью суждений и эстетическим чувством прекрасного, обладающий чувством меры и справедливости в делах гражданских и частных. При этом античный человек не теряет своего единства с природой.

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"