Религия Древнего Египта: пантеон, мифология, культ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является изучение различных религиозных течений, существовавших в Древнем Египте, коих было не мало, так как в каждом номе (области, на которые, по мнению греков, делилось египетское царство) были свои божества, отвечающие за те или иные природные явления, причем одно божество могло иметь большое количество имен, священных животных, особых символов, что и по сей день ставит в тупик ученых-египтологов, также рассматриваются представления египтян о сотворении мира, не менее значимым является их видение загробной жизни, поскольку она была настолько важна для жителей Древнего Египта, что они буквально тратили всю жизнь на то, чтобы подготовиться к «переходу в мир иной», но в этом были и свои положительные стороны, поскольку со временем сформировались определенные правила, которые нельзя было нарушать при жизни, что позволяет судить о духовности и высокой нравственности египтян.

Работа состоит из  1 файл

нумерация.docx

— 2.06 Мб (Скачать документ)

2.7 Мешент, Бэс, Таурт, Шаи и Семь Хатхор

По верованиям древних  египтян как только у роженицы начинаются схватки, к ней на помощь вместе с Хатхор и Исидой спешит богиня Мёшент, покровительница рожениц  и помощница повитух; красивая молодая  женщина в головном уборе из разноцветных перьев. Добрую богиню сопровождает её свита: мохнатые уродцы-карлики Бэсы, их жёны - богини Бэсит и богиня Таурт (греч. Тоэрис) - беременная самка гиппопотама  с женскими грудями, руками и волосами и с зубами крокодила. Когда младенец появится на свет и заголосит, Мешент и её свита от радости пускаются  в пляс вокруг колыбели новорожденного.

«Но слишком долго плясать  и радоваться нельзя! Услышав громкий  плач малыша, к нему со всех сторон слетаются  силы зла, и если их вовремя не прогнать, они с помощью колдовства напустят на ребёнка или его молодую  мать хворь, какую-нибудь болезнь, - и  радость в доме египтянина сменится безысходной печалью. К тому же около  дома, в траве, много скорпионов и  ядовитых змей: они могут переползти порог и забраться в колыбельку. Поэтому Бэсы и Бэсит всегда настороже. Почувствовав приближение злых демонов, мохнатые карлики ударяют в бубны  и, корча ужасающие гримасы, с  громкими воплями начинают прыгать  и метаться по дому: Бэс-Аха - "Воин" - потрясает оружием, Бэс-Хит - "Танцующий" - пляшет. К ним присоединяется и  Таурт.

Добрая богиня Таурт когда-то была наложницей Сета, но после того, как Хор одержал над Сетом победу, Таурт бежала от него и присоединилась к свите Хора. Обозленный Сет в отместку натравил на Таурт змея. Хор защитил богиню, изрубив змея на куски.

...Напуганные гримасами  Бэсов, грохотом бубнов и лязганьем  крокодильих зубов Таурт, скорпионы,  гады и злые духи кидаются  наутёк».11

Тем временем Мешент и её супруг - бог Шаи - отправляются к  Небесному Дереву. Небесное Дерево, или Дерево Хатхор, растет в заоблачной вышине, среди звёзд. В его пышной кроне живут Семь Хатхор - семь молодых  богинь с коровьими рогами и солнечными дисками на головах. Богини играют на тамбуринах и систрах, кормят в Загробном  Царстве души умерших и предсказывают  людям судьбу.

Шаи и Мешент приходят к  Семи Хатхор, чтобы узнать судьбу новорожденного. Ведь если малютка появился на свет в девятый день месяца Паофи, ему  предначертано умереть естественной смертью, а если он родился тремя  днями раньше, то, став взрослым, он умрёт, перепившись вином. Так гласит священный папирус - "Календарь  счастливых и несчастливых дней":

"День пятый месяца  Паофи - очень опасный день. Ни  под каким видом не выходи  в этот день из дома. Не приближайся  ни к какой женщине. В этот  день свершились все дела в  присутствии бога. Величество бога  Монту было удовлетворено в  этот день. Всякий рожденный в  этот день погибнет, предаваясь  любви. День шестой месяца Лаофи.  Необычайно счастливый день. День  праздника Ра в небе. Боги умиротворены  в его присутствии. Всякий рожденный  в этот день умрёт от опьянения.  День девятый месяца Паофи.  Чрезвычайно счастливый день. Боги  торжествуют, предаваясь радости.  Погиб противник Ра. Тот, кто  родился в этот день, умрёт  от старости. День семнадцатый  месяца Тиби. Очень несчастливый  день. Не купайся в этот день  ни в какой воде. Это день, когда  Нун вышел из храма, в котором  пребывали боги. То, что наверху,  низверглось, и мрак окутал  землю в этот день. Поэтому  множество опасных семян входит  в одежду и смешивается с  ней. Всякий, кто приблизится в  этот день к женщине, почувствует  дурноту и будет поражен болезнью".

Семь Хатхор объявляют  Мешент и Шаи, что ожидает их подопечного: будет он беден или богат, когда  женится и родятся ли у него дети, от чего он умрёт и многое другое, а Мешент и её супруг внимательно  слушают богинь-прорицательниц, запоминая  каждое их слово. Ведь Шаи отныне должен стать "ангелом-хранителем" человека: наблюдать за его поведением на протяжении всей жизни, чтобы на Загробном Суде Осириса рассказать судьям, добрый это был человек или злой, какие  он совершал поступки, есть ли у него на сердце грехи, - и если Суд оправдает  умершего, Шаи проводит его к месту  вечного блаженства - в Поля Иалу12.

А Мешент надо знать судьбы всех людей, потому что она - богиня-оракул. Правда, добрая супруга Шаи предсказывает  только хорошее: богатство, удачу, счастье; обо всех же горестях, которые ожидают  человека, она предпочитает умалчивать.

Если Семь Хатхор предрекают малютке доброе будущее, Мешент от радости  пляшет и смеется. Но когда ребенку  выпадает плохой жребий, - например, гибель от укуса ядовитой змеи, - Мешент тоже не слишком огорчается: ведь иногда человек в силах изменить даже то, что предопределено самими богами.

2.8 Священные животные

Хотя изначально все божества представлялись в обликах животных, а в последующем большинство  богов изображались в зооморфных обликах (полностью или частично), сами животные никогда с богами не отождествлялись и не почитались как божества, - за исключением тех  случаев, когда строго определённое животное считалось "воплощением  души" какого-нибудь бога (например, чёрный бык Мневис, но не все чёрные быки являются   воплощением души Ра и почитались как сам бог).

Наиболее распространёнными  были культы быка, ибиса, сокола, коршуна, кошки, павиана, крокодила и жука-скарабея, культы остальных животных носили локальный  характер. Часто бывало так, что животное, считавшееся священным в одном  номе, не считалось таковым в другом: там его могли убить, и это  нередко влекло за собой вражду между  жителями разных областей. На ибиса, коршуна  и сокола охота была запрещена  всегда и везде, на львов - только в  дни праздника богини Баст(изображалась в виде женщины с головой львицы или кошки). В некоторых областях убивали крокодилов, если их разводилось слишком много и они начинали представлять опасность для людей и скота.

Умершее священное животное, если смерть наступала в номе - центре его культа, бальзамировали, клали  в саркофаг и предавали погребению, обычно при храме. Мёртвых кошек хоронили в Бубастисе, в специальном священном склепе, ибисов доставляли в Гермополь, быков хоронили в том месте, где они умирали, на западном берегу Нила, мёртвых коров бросали в Нил. Среди археологических находок встречаются саркофаги жуков, ихневмонов, змей, рыб.

Священные быки, коровы и бараны

Культ быка был связан прежде всего с тем, что это животное использовалось при сельскохозяйственных работах. Поэтому бык считался олицетворением плодородия, и естественным образом  почитание тех богов плодородия, которые имели господствующее значение в данной области, сливалось с  культом быков. Культ коров же был связан с культами Исиды и  Хатхор и с представлением о небе как о Небесной Корове.

Наиболее почитаемым быком  был Апис (Хапи) - душа Ка мемфисского  Птаха, олицетворение плодородия и  душа Хапи-Нила и Ба13 Осириса как бога возрождающейся природы. Считалось, что Апис оплодотворяет Небесную Корову и от него она рождает золотого телёнка - солнечный диск. После смерти Аписа его душа воссоединяется с Ба Осириса.

Апис и корова, его родившая, жили при храме Птаха в Мемфисе, там же существовал оракул, жрецы которого строили свои предсказания на поведении животного. Ритуальный бег Аписа, как считались, приносил плодородие и достаток.

Умерших Аписов бальзамировали, мумии укладывали в саркофаги, которые  затем устанавливали в подземных  галереях Мемфисского некрополя  на западном берегу Нила. В саркофаг клали различные украшения и  амулеты.

После погребения Аписа жрецы  приступали к поискам нового быка, годного для того, чтоб он стал Аписом. Для этого животное должно было иметь  ряд особых примет. Об этих приметах упоминает Геродот: "Этот Апис, или  Эпаф, должен происходить от коровы, которая после отёла уже никогда  не сможет иметь другого телёнка. По словам египтян, на эту корову с  неба нисходит луч света, и от него-то она рождает Аписа. А телёнок  этот, называемый Аписом, имеет вот  какие признаки: он чёрный, на лбу  у него белый четырёхугольник, на спине изображение орла, на хвосте двойные волосы, а под языком - изображение жука". В течение  всего времени поисков нового священного быка (60 дней) жрецы соблюдали  пост. Когда поиски заканчивались, нового Аписа торжественно везли по Реке в Мемфис, в храм Птаха, а жители выходили на берег и приветствовали священного быка.

Широко было распространено почитание солнечного быка Мневиса (Немур). Мневис считался душой Ка гелиопольского Ра и живым воплощением бога солнца. Бык Бухис, или Бакис (Бха) считался душой Монту в Гермонте и связывался также с культом Осириса. Бухис  был чёрным (правда, предполагалось, что цвет шерсти у него меняется каждый час, в зависимости от фазы суточного пути солнца) и изображался  с солнечным диском между рогов. Обожествлены были также белый Бык  Мина, Бык Маат и Бык Небес (сын  и супруг Нут - Небесной Коровы, оплодотворяющий  её).

Бараны почитались повсеместно. Так же, как и быки, они олицетворяли силы плодородия и связывались в  представлениях египтян с душой  Ба - поскольку слова "Ба" и "баран" звучали одинаково: в Эсне и на Элефантине бараны считались воплощением  Ба Хнума, в Гераклеополе - Херишефа, в Фивах - Амона-Ра (баран Амона  отличался от остальных священных  баранов кривыми загнутыми рогами). С культом барана были связаны  некоторые религиозные запреты (так, в храм Хнума нельзя было входить  в одежде из бараньей шерсти).

Священные птицы

Богами считались мифические священные птицы - Вену и Великий  Гоготун. Из птиц, существовавших в  действительности, наиболее почитаемыми  были ибис, сокол и коршун. Даже за неумышленное убийство этих птиц полагалась смертная казнь.

Культ ибиса, священной птицы  Тота, был распространён повсеместно. В трактате "О причинах почитания  египтянами ибиса" Элиан пишет: "О  следующих способностях ибиса я  слышал в египетских рассказах. Спрятав  шею и голову в перьях под грудью, он представляет подобие изображения  сердца (по представлениям египтян, ум находился в сердце, поэтому ибис и ассоциировался с богом мудрости Тотом). Что он очень враждебен  животным, гибельным для людей  и плодов. Соединяется клювом, также  и рождает детёнышей. Египтяне рассказывают и меня не легко убедили, будто  занимающиеся бальзамированием животных и сведущие в этой премудрости  признают, что внутренности ибиса  длиной в несколько локтей. Слышал я также, что ходит он, делая  шаги длиной в локоть. При затмении луны закрывает глаза, пока богиня снова  не засияет. Говорят, что он любезен  Ерме (Гермесу, с которым греки  отождествляли Тота), отцу словес, так  как по виду подобен природе слова: чёрные перья можно сравнить с  умалчиваемым и внутри обращающимся словом, белые же - с произносимым и слышимым, слугой и вестником, так  сказать, внутреннего. Животное это  весьма долговечно. По природе ибис весьма горяч и прожорлив; ест  гадость: питается змеями и скорпионами, но одно переваривает легко, из другого  выбирает более удобное для еды. Весьма редко можно видеть ибиса  больным. Всюду ибис запускает свой клюв и не обращает внимания на грязь, идя по ней, чтобы и там что-либо подстеречь ".

Ибис олицетворял мудрость, спокойствие и грациозность, почитался  как змееборец. Когда хотели подчеркнуть  продуманность и ясность действий человека, говорили, что "поступки его - это походка ибиса Тота".

Соколу поклонялись в  Египте с древнейших времён в связи  с представлениями о солнечном  диске как о правом глазе бога Хора, который изображался как летящий сквозь мировое пространство сокол. Позднее сокол ассоциировался с "душой" Ба, изображавшейся в виде сокола с человеческой головой, считался священной птицей Ра, Хора - сына Исиды, Монту, на протяжении всей истории египетской религии считался покровителем и защитником фараонов.

В Египте, кроме того, было распространено почитание коршуна - птицы, символизирующей небо и посвященной  богиням Мут и Нехбет; ласточки (в связи с мифом об Исиде, которая  в облике ласточки летала вокруг колонны  с трупом Осириса, кроме того, с  прилётом ласточек связывались разливы  Нила), гусей, считавшихся священными птицами Амона, Амона-Ра и Геба и  олицетворявших Великого Гоготуна; очень  редко - цапли, в виде которой изображался  Вену.

Крокодилы и гиппопотамы

Крокодилам поклонялись  во многих областях Египетского царства, но особую значимость их культ приобрёл в Фивах и в Фаюме - оазисе в ливийской пустыне, где при фараонах XII династии была создана грандиозная система оросительных сооружений, появилось водохранилище и развелось множество этих рептилий.

Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека(по другим сведениям  Хапи), им приписывалась способность  повелевать разливами Реки, приносящими  на поля плодородный ил. Подобно  тому, как по особым признакам отбирался  бык Апис, в Фаюме, в главном  культовом центре крокодилов и Себека - городе Шедите (греч. Крокодилополь) искали крокодила, подходящего дня того, чтобы стать воплощением души Ба Себека. Такой крокодил жил при  храме в большом вольере, окружался  заботой и почётом и довольно скоро становился ручным; жрецы украшали его золотыми браслетами, амулетами  и кольцами. В Фаюме и в окрестностях Фив крокодилов запрещалось убивать  даже при непосредственной угрозе жизни. Человека, которого убил крокодил, хоронили с особыми почестями. В заупокойном  храме Аменемхета III обнаружены погребения священных крокодилов. В то же время, наряду с гиппопотамом, крокодил считался воплощением зла и врагом Ра, ассоциировался с Сетом.

Почитание гиппопотама связано  с культом Таурт, изображавшейся в виде беременной самки этого  животного; однако, несмотря на популярность Таурт, культ гиппопотама особого  распространения не получил: гиппопотамы  почитались только в Папремитском номе и ещё в некоторых местах. Иногда гиппопотамы считались священными животными Осириса. В то же время, наряду с крокодилами, они ассоциировались с силами зла и Сетом, олицетворяли врагов Ра.

Кошки и львы

Кошка, священное животное богини Баст, почиталась повсеместно, но особенно в Бубастисе. Их культ  был связан с тем, что они истребляют грызунов - врагов урожая. В эпоху  Древнего царства кошки ассоциировались  с богами-змееборцами, известен (плохо  сохранившийся) миф о кошке - дочери солнца и его Оке (поэтому на груди  у статуэток священных кошек  часто изображали Око Уаджет). Умерших  кошек бальзамировали и хоронили в особом святилище при храме  богини Баст в Бубастисе.

Информация о работе Религия Древнего Египта: пантеон, мифология, культ