Религия Древнего Египта: пантеон, мифология, культ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является изучение различных религиозных течений, существовавших в Древнем Египте, коих было не мало, так как в каждом номе (области, на которые, по мнению греков, делилось египетское царство) были свои божества, отвечающие за те или иные природные явления, причем одно божество могло иметь большое количество имен, священных животных, особых символов, что и по сей день ставит в тупик ученых-египтологов, также рассматриваются представления египтян о сотворении мира, не менее значимым является их видение загробной жизни, поскольку она была настолько важна для жителей Древнего Египта, что они буквально тратили всю жизнь на то, чтобы подготовиться к «переходу в мир иной», но в этом были и свои положительные стороны, поскольку со временем сформировались определенные правила, которые нельзя было нарушать при жизни, что позволяет судить о духовности и высокой нравственности египтян.

Работа состоит из  1 файл

нумерация.docx

— 2.06 Мб (Скачать документ)

Так, Ра вышел  из хаоса и создал богов, у него есть супруга и дети, с помощью  которых он выделил из хаоса свет и мир. При мироздании ему особенно помогал его сын, бог ветра  Шу, который отделил небо от земли. В некоторых местностях небесный свод представлялся египтянам в  виде колоссальной коровы, которую  поддерживает своими руками бог Шу, а на её хребте восседает сам Ра, бог солнца. Но более распространено было в Египте представление неба, как огромного океана, по которому днем плавает на своей ладье бог  Ра. Ночью эта священная лодка  спускается в подземный мир, также  до нас дошло описание ежесуточного ночного путешествия Ра по обширным пространствам царства вечного  мрака. Ра, окруженный другими богами, проплывает через 12 адских ворот, символизирующих  ночные часы, причем ему приходится вести борьбу с демонами тьмы, во главе которых стоит змей Апоп. Эта борьба света с мраком нагляднее изображена в сказаниях о другом божестве солнца, об Осирисе и его сыне Горе.

Осирис —  сын бога земли Геба и небесной коровы Нут. Он тоже олицетворение солнца, но не дневного, видимого на небесном своде, а ночного, побежденного мраком и  скрывающегося в подземном мире. Еще на восточном горизонте, только что вступивший в брак с богиней  Исидой5, Осирис подвергается вероломному нападению своего брата, бога Сета, который заманил его в гроб и там запер, а потом бросил в Нил. Исида нашла труп мужа и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой6. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал разрубленные Сетом части Осириса и забальзамировал тело, так появилась первая мумия. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Хора7. Хор  был рожден для того, чтобы выступить мстителем за смерть отца. С помощью бога луны Тота, Хор воскресил своего отца, дав проглотить ему свое око, и победил Сета. Однако Осирис не возвратился на землю и остался царем мертвых, предоставив Хору править царством живых.

Корона, которую  носит Осирис, сделана из стеблей  папируса, его священная ладья  также сделана из этого растения, и его символ джед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза, иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис, иногда его самого обвивают виноградные лозы.

Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса  в виде феникса, то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями, то из самой гробницы растут четыре дерева.

«Таким образом, Осирис остается в подземном мире, а сам победоносный Хор господствует только днем и должен уступить ночь мрачному Сету. Даже и днем иногда вероломному богу тьмы (из других источников богу пустыни) удается восторжествовать на несколько мгновений над благодетельным божеством солнца. Египтяне объясняли солнечное затмение следующим образом. Сет в образе дикого вепря нападает на Хора и вырывает у него один глаз, но бог Тот исцеляет его и восстановляет ему зрение. Поэтому египтяне в полнолуние могли есть свиное мясо, которое вообще считалось запрещенной пищей».8

2.2 Шу и Тефнут-воздух  и влага. Геб и Нут-земля  и небо

Шу и Тефнут - первая божественная пара на земле. Они обладают одной  душой. Согласно гелиопольской версии, эти боги рождены Атумом в начале творения: Шу возник как бог ветра, а Тефнут-Маат - как богиня мирового порядка, и только благодаря ей Атум смог создать мир. По мемфисской космогонии Тефнут иногда отождествляется с "сердцем и языком Птаха", то есть с его изначальными Словом и Мыслью, которые воплотились в Атума и Тефнут-Маат. Традиционно же в религии Древнего Египта Тефнут почиталась как богиня влаги.

После того, как мир был  создан, Тефнут стала Оком Ра - Солнечным  Оком, хранительницей справедливости и законов.

Когда наступил Золотой век - время, когда боги жили на земле  вместе с людьми, боги царствовали  по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра - бога солнца, Владыки Всего Сущего.

В начале Золотого века Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик  львицы, она покинула Египет и ушла на юг, в Нубию (Куш), в пустыню. «Прекратились  дожди в Дельте Нила; раскалённые  лучи солнца иссушили почву по берегам - она потрескалась и стала твёрдой, как камень; перестали плодоносить  финиковые пальмы; обмелел Нил  и начались песчаные бури. Люди умирали  от жажды и голода».9

Шу превратился во льва и отправился на поиски сестры. Вскоре ему удалось её разыскать. Шу долго  и красноречиво рассказывал ей, какое  горе постигло её родину, и, наконец, разжалобил Тефнут и убедил её вернуться. Когда  они вместе пришли в Египет, «Великая Река сразу же разлилась и щедро  напитала водой луга и пашни, а  на земли Дельты хлынул с неба живительный "небесный Нил" – дождь, засуха кончилась, и голод прекратился»10.

После того, как Шу привёл свою сестру из Нубийской пустыни, он женился на ней. От этого брака  родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Геб  и Нут очень любили друг друга  ещё во чреве матери и появились  на свет крепко обнявшимися. Поэтому  в начале творения небо и земля  были слиты воедино.

Нут по вечерам рождала  звёзды, а утром, перед восходом солнца, проглатывала их. Так продолжалось изо дня в день, из года в год. И однажды Геб разгневался  на Нут за то, что она поедает  звёзды, и назвал её свиньей, поедающей  своих поросят.

Ра был очень недоволен  ссорой Нут и Геба. Он призвал  к себе бога ветра Шу и велел  ему разорвать объятия Геба и  Нут, разделить небо и землю.

Шу исполнил приказ Ра: отделил  небо от земли и привёл в движение сотворённый мир. Поэтому считается, что Шу - воплощение творческой энергии  Атума-Ра. Имя его означает "Пустота" (Воздух). Египтяне вкладывали в саркофаги  умерших маленькие деревянные статуэтки  Шу - чтобы покойный не задохнулся в  Загробном Царстве, где воздуха  нет.

Шу носит на голове страусиное перо: этот иероглиф– идеограмма его  имени.

Когда Шу разорвал объятия  Нут и Геба, богиня Нут в облике Небесной Коровы вознеслась над землёй. От высоты у неё закружилась голова. Бог солнца приказал Шу поддержать Нут. С тех пор Шу всегда держит свою дочь днём, а ночью опускает её обратно на землю. Поэтому одна из эмблем Шу - четыре пера: символические  колонны, которые поддерживают небо.

Тефнут иногда помогает супругу  держать Нут над землёй, но очень  быстро устаёт и от усталости начинает плакать. Её слезы - дождь – по преданию превращаются в растения.

2.3 Нехбет и Уаджет- богини - покровительницы Египта

По логике мифологических сюжетов Египет с самого начала мироздания делился на две части и у  каждой была своя богиня-покровительница.

Южная часть страны находится  под покровительством Нехбет (Нехёб(е)т) - богини в облике самки коршуна. Нехбет - дочь Ра и его Око, защитница  фараона. Изображается она, как правило, в белой короне Верхнего Египта и  с цветком лотоса или водяной  лилии - эмблемой Верховья.

Змея-кобра Уаджет (Уто) - покровительница Нижнего Египта, дочь и Око Ра - изображается в  красной короне Низовья и с  эмблемой Севера - стеблями папируса. Имя "Уаджет" - "Зелёная" - дано по цвету этого растения.

Боги, под надзором и охраной  которых пребывает государственная  власть в Египте, носят "Объединённую корону Двух Земель" - корону "Пшент". Эта корона представляет собой как  бы соединение корон Верхнего и Нижнего  Египта в одно целое и символизирует  объединение страны и власть над  ней. На короне "Пшент" изображали урей, редко - два урея: один в виде кобры и другой в виде коршуна; иногда - связанные вместе папирусы и лотосы. Объединенной короной "Пшент" венчались на царство наследники богов после Золотого века - фараоны, "владыки Двух Земель".

Верховные божества носят  и корону "атеф" - головной убор из двух высоких перьев, как правило, голубого (небесного) цвета - символ божества и величия. В короне "атеф" всегда изображается Амон. Корона "атеф" может увенчивать голову бога также  и в сочетании с другими  коронами, чаще всего - с короной  Верхнего Египта (наиболее распространённый головной убор Осириса).

2.4 Бог луны и мудрости Тот и его жена Сешет

Тот (Джхути) - один из древнейших египетских богов. Первоначально он, как божество луны, ассоциировался с левым глазом Хора-сокола. Позднее  Тот стал изображаться в облике человека с головой ибиса, своей священной  птицы, реже - в облике павиана (кинокефала) и совсем редко - в облике человека в сложном головном уборе, состоящем из бычьих рогов, солнечного диска с уреем в виде головы ибиса, клафта (немеса) - полосатого платка с двумя фалдами, лежащими па плечах и короны "атеф".

Тот - исчислитель времени, поэтому он часто изображается с  символом владычества над временем - пальмовой ветвью - в руке. Он - писец  Ра, посыльный богов, покровитель  знаний, магии и медицины, ему  известны все заклинания, которые  существуют в мире земном и потустороннем. Тот составил свод законов Верхнего и Нижнего Египта, он - непременный  участник любого суда. В Загробном  Царстве на Суде Осириса Тот записывает приговоры Суда.

Серебряная лодка Тота - луна - перевозит души умерших через  ночное небо в потусторонний мир - за горизонт.

Жена Тота - богиня Сешет, покровительница письменности и  геометрии. В ведении этой богини находится священное Небесное Дерево - Дерево Ишед. Когда на земле рождается  новый фараон и когда он восходит на престол, Сешет записывает на листьях  Дерева имя нового владыки и тем  самым дарует фараону бессмертие. На листьях Дерева записываются также  все исторические события, которые  произошли в прошлом и которым  суждено произойти в будущем.

Изображается Сешет в  виде женщины в головном уборе, состоящем  из семиконечной звезды и перьев (значение этого символа неизвестно), или  в короне из папирусных листьев, иногда она бывает одета в шкуру леопарда. В руках богиня, как правило, держит пальмовую ветвь или письменные приспособления - дощечку с красками и тростинки.

2.5 Сохмет и Хатхор

Дочь Ра и жена Птаха, львиноголовая  богиня Сохмет - "Могучая" - почиталась как воплощение Ока Уаджет: она  олицетворяла силы, заключенные в  змее-урее. Грозная, не знающая жалости  и сострадания богиня защищает своего великого отца, Ра от злых демонов и  карает людей за их грехи. Страшен  гнев Сохмет: он приносит засуху, эпидемии, мор, войны.

Характер другой дочери Ра, богини Хатхор, - полная противоположность  характеру злобной львицы Сохмет, - хотя эти две богини отождествлялись. Хатхор - богиня любви, добра, веселья, пляски и музыки, покровительница  материнства и воплощение женственности. Она берёт под свою опеку молодых  девушек и их женихов, заботится  о том, чтобы браки были счастливыми, помогает создать семейный очаг. Хатхор - покровительница беременных - находящихся  в "священном состоянии" - женщин и неизменная помощница повитух.

Изображается Хатхор в  виде женщины с коровьими рогами и солнечным диском с уреем. Хатхор подвластны музыка и танцы, поэтому  одна из эмблем богини - систр: музыкальный  инструмент-трещотка, состоящий из рамки с металлическими подвижными стержнями. Рукоятки систров обычно изготавливали в виде кошки с  человеческим лицом. Огромный золотой  систр стоял в главном святилище  Хатхор - её храме в Дендера (Иун-та-нечерт), и кошка с женским лицом  также считалась символом богини и её храма. Бог музыки Айхи (Ихи) - сын Ра и Хатхор.

Любимая дочь бога солнца часто  воплощается в его Око: Хатхор в ипостаси Солнечного Ока стоит  на носу Ладьи Вечности и убивает  всех врагов, которые встретятся на пути.

Иногда Хатхор выступает  в роли богини Запада - Хатхор-Аментёт. Стоя у западных гор она опускает за горизонт умирающее вечернее солнце и встречает души усопших у  врат потустороннего мира.

2.6 Хапи

Хапи - добрый и щедрый бог  Нила, повелитель наводнений, приносящих на поля плодородный ил. Он заботится  о том, чтобы берега не засыхали, чтобы пашни давали обильные урожаи, а на лугах была сочная трава для скота. Поэтому Хапи был одним из самых любимых богов египтян.

Бог Нила - супруг богини Нехбет, покровительницы Верхнего Египта. Изображался  как пожилой ожиревший мужчина  с пухлым отвислым брюшком и женскими грудями. Он был одет в набедренную  повязку рыбака, а на голове носил  водяные растения - чаще всего папирус. Статуэтки Хапи обычно окрашивали в  голубой цвет - цвет неба и божества, или в зеленый - цвет воскресающей после разлива Нила природы.

Иногда различают две  ипостаси Хапи - богов северного  и южного Нила. В том случае когда  Хапи считается богом Верхнего Нила, он изображается в головном уборе  из лилий и лотосов. Хапи отождествляется  с Нуном как воплощение водной стихии и с Осирисом как бог  плодородия.

Река Нил по-древнеегипетски  тоже называется Хапи. Египтяне называли Нил просто  "Рекой", или "Великой  Рекой". Великая Река берёт начало в Загробном Царстве-Дуате, её исток  охраняют змеи. Бог Хапи живёт в  ущелье Гебель-Силсилэ у первых порогов  Реки.

Информация о работе Религия Древнего Египта: пантеон, мифология, культ