Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:45, реферат

Описание

Культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.

Содержание

1. Введение 2
2. Быт Древнего Египта 4
3 Пирамиды 7
4. Храмы 8
5. Рельефы и росписи 8
6. Скульптура 14
7. Заключение 15
8. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

культура . doc.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

    Содержание:

 

 

1. Введение                                                                                                       2

2. Быт Древнего Египта                                                                                    4

3  Пирамиды                                                                                                      7   

4. Храмы                                                                                                             8

5. Рельефы и росписи                                                                                         8

6. Скульптура                                                                                                   14

7.  Заключение                                                                                                    15

8. Список литературы                                                                                       16

 

 

 

 

         

Культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к  себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.

Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля.  И обычно наше с ними знакомство начинается с удивления их произведениями искусства. Египетская культура - целый мир, и ключ к его  пониманию  надо  искать  в его истории, это она рассказывает  нам о человеке и его времени.

Минули тысячелетия, живой  интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк.   Долгое время  огромный пласт египетской истории  был неизвестен людям: ученые не могли  расшифровать таинственные письмена - иероглифы. Попытки проникнуть в  их тайну еще в глубокой древности, над загадкой бились и античные философы, историки, писатели. " Вырезанные на камне изображения - это магические знаки" -говорил римский поэт Лукиан, живший в I веке нашей эры. " Египетское письмо имеет символический характер. Каждый иероглиф обозначает целое слово или даже фразу ", - предполагал историк Плутарх, живший на рубеже I и II веков. Писали о египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие другие. Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей, чтобы до конца выявить все тайны египетского письма. После дешифровки иероглифов перед нами обрисовалась во всем своем величии могучая цивилизация, процветавшая несколько тысяч лет на берегах Нила. Египтология широко открыла доступ к сокровищнице культурных ценностей, созданных талантливым и трудолюбивым народом. Мы можем сейчас по достоинству оценить огромный вклад древних египтян в развитие мировой культуры, науки и искусства.

  Во всем искусстве Египта мы отмечаем величие. Архитектура здесь правит бал, и все искусства ей подчиняются, живут по ее законам спокойной органичной монументальности. Величие здесь во всем - ведь тогда не разделялись так однозначно как у нас сферы жизни на "быт" и собственно "искусство".

  Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты, верно, передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей. Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом.

Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в  своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян.

О связи египетского искусства  с письменностью нужно сказать  отдельно. Нигде больше, даже в Китае, изображения и надписи не образуют такого прочного художественного синтеза, как в Египте. И связь здесь не только декоративная, а более глубокая, обусловленная мировоззрением египтян и их пониманием искусства.

Особый расцвет египетского  искусства наступил в эпоху правления  фараона Эхнатона в 14 веке до нашей  эры. В то время в искусстве  получали отзвук и реальные события.

Благодаря верованиям и строгим  правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое. Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож. Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был похоронен правитель племени или страны.

Как уже было сказано выше, интерес  к культуре Древнего Египта не иссякает до сих пор.

 

БЫТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

Как и в последующие времена, Верхний Египет - узкая долина реки в южной части страны - и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково. Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет - страна болотных зарослей - обозначался кустом папируса. В эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне научились выращивать зерновые культуры - ячмень и пшеницу-эммер, которые служили для приготовления их основной пищи на протяжении всей древнеегипетской истории вплоть до греко-римского периода. Усовершенствование каменных орудий труда и появление медных позволило населению изготовлять из дерева и камня гораздо большее количество орудий, необходимых для землекопных работ и вырубки зарослей (мотыг, тесел и топоров), что намного повысило производительность труда. На естественных холмах вдоль берегов Нила археологи обнаружили поселения ранних земледельцев  (IV тысячелетие до н.э.), которые перешли к оседлому образу жизни. Они научились использовать паводки могучей реки для нужд земледелия путем сооружения примитивных земляных валов, удерживающих на полях естественно разлившиеся воды паводка. В результате длительного опыта осушительных работ в дельте и долине Нила, тяжким и мучительным трудом земледельцев была создана основа сложной бассейновой системы орошения. Она образовалась не сразу, а постепенно, путем сооружения земляных валов, окружающих поля, дамбы и плотины. Для создания бассейновой системы орошения, позволявшей задерживать на полях воду паводка в необходимое для посева время, наблюдательные древнеегипетские земледельцы сумели использовать особенности водного режима Нила и характер рельефа страны.    Для Древнего царства можно говорить уже об искусственном орошении земель, недоступных естественному паводку, путем подведения к ним воды по большим искусственно вырытым каналам. Создание ирригационной системы потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и большого развития знаний в области астрономии, математики, гидравлики и строительного дела. Поскольку земледелие в Древнем Египте было основано на бассейновой системе орошения, годовой цикл работ египетских земледельцев был тесно связан с водным режимом Нила. С древнейших времен земледельцы, а позднее астрономы Египта вели наблюдение за первым ранним восходом на небе звезды Пса (Сириуса), который сопутствовал поднятию вод Нила и знаменовал начало нового года. На основании этих наблюдений был изобретен сельскохозяйственный календарь. Примитивный, но мудрый и полезный сельскохозяйственный календарь времен года можно рассматривать как практическое руководство для различных сельскохозяйственных работ. Специальные чиновники наблюдали за уровнем подъема вод Нила во время паводка. Высоту паводка отмечали на ниломерах, установленных в разных местах реки. Поля обрабатывали рабы. Посевное зерно выдавалось из хозяйской житницы, и собранный хлеб был зерном, принадлежащим "личному дому" вельможи. Когда в селениях имелись крупные скотные дворы, то коровьи упряжки, на которых пахали на вельможу, принадлежали также ему, а не землепашцам.

В условиях сухого и жаркого климата в Верхнем Египте, особенно на его юге, после спада воды почва быстро высыхала, растрескивалась и на ее поверхности образовывались затвердевшие комья земли. На высоких землях, где паводок пребывал временно и недолго, почва оставалась плотной после спада воды. Новые целинные земли покрывались буйно растущими сорняками. Такие земли нуждались в тщательной подготовке, поэтому, прежде чем сеять, работники разбивали комья земли мотыгами с заостренными или лопатообразными наконечниками. Другим способом производили посев технической культуры - льна. Но сцены, изображающие посев льна, дошли до нас только на памятниках более поздних эпох. Уборка урожая была для египетских земледельцев была большим событием - радостным завершением тяжелых земледельческих работ. Однако на гробничных рельефах жатва эммера иногда изображается рядом с жатвой раньше поспевающего ячменя. При часто практиковавшемся тогда смешанном посеве ячменя и эммера последний снимали недозрелым и сушили в специальных печах. Тут же на поле, связывают сжатые колосья в снопы. Первый сноп и пучок колосьев жнецы несут своему господину, около которого стоит слуга с опахалом. На гумне, изображенном в гробнице Мерерука, высятся четыре скирды, между ними находится длинный ток, по обеим сторонам которого стоит по одному погонщику скота. Токи - площадки для молотьбы. В гробнице Тии показан последний процесс очистки зерна от пыли и грязи просеиванием через решето. В работе принимают участие и мужчины - они заметают метлами очищенное.

Так заканчивался годовой цикл ежедневных работ египетских земледельцев, которые своим тяжким трудом обеспечивали возможность жизни и труда населению всей страны. Для сельского хозяйства Египта характерны низкие темпы эволюции, медленно совершенствовалась земледельческая техника, очень низкой была степень хозяйственной самостоятельности.

 

Пирамиды

Царские усыпальницы - пирамиды, навсегда остались непревзойденными образцами монументального зодчества. Изучение древнеегипетских текстов открывает тайну этих странных сооружений при жизни фараон, по верованию народа охранял своей магией границы страны, управлял ветром, водой и огнем. После смерти он становился еще более могущественным. Его необходимо было удержать близ города, чтобы продолжать пользоваться его покровительством. В темных глубинах исполинского мавзолея продолжалась скрытая таинственная жизнь. Для некоторых древних культур характерно представление о жизни после смерти как о близком подобии земной жизни. Выходило, что для благополучной и счастливой жизни "там" необходимо все то же, что и здесь. Чтобы обеспечить себе безбедную загробную жизнь, фараон и его приближенные, заранее, с первых дней собственного правления начинали строить себе надежное "вечное" жилище и продумывали вместе со жрецами росписи и все остальное, начиная с запасов пищи, мебели, и утвари, и кончая рабами, солдатами, музыкантами и прочим обслуживающим персоналом. Все  эти люди должны были следовать в гроб  за своим господином или будучи убитыми еще на земле, или живыми в трансе от одурманивающих снадобий, умирая почти сразу от недостатка кислорода. Египет в этом отношении предстает страной с наиболее  гуманными с нашей точки зрения законами, здесь не бывало по таким случаям человеческих жертв, но эта же самая роль отводилась изображениям людей, их статуям, располагавшимся  внутри гробницы. Кроме того, на внутренних стенах гробницы  должны были быть изображены славные деяния фараона и многое другое, то, на чем мы остановимся подробнее, то, что можно условно назвать изображениями "культового назначения". Искусство здесь столь тесно связано с религией, что трудно понять его образную структуру, не имея хотя бы общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян

 

ХРАМЫ

Идеи о становлении  мира отражались в религиозном искусстве  и храмовой архитектуре.В эпоху  Древнего Царства выработалась форма обелиска как солнечного символа. А вершина обелиска представляет собой пирамиду – священную форму, запечатленную в одном из чудес света- гигантских пирамидах Хеопса, Хефрена и Микерина . такая гробница должна была помочь фараону воскреснуть в вечности. Обелиск не изчезает из египетского храмового зодчества и позднее, в эпоху Нового Царства обелиски стали помещать у входа в храм, архитектурное пространство которого развивается не вверх, а в глубину. Внутенние помещения храмов разделены колоннами, которые увенчаны капителями в виде лотоса или пучков папируса. К таковым можно отнести комплексы в Луксоре и Карнаке.

 

РЕЛЬЕФЫ И РОСПИСИ.

Рельефам и росписям художники придавали портретное сходство. Яркое тому подтверждение - сходство рельефов, изображающих Хемиуна в его масштаба, и его скульптурного изображения; близость рельефного профиля царского вельможи Нефера с чертами лица его так называемой «резервной головы».  

Строгая фиксированность  жестов и поз, в которых изображался  умерший  были продиктованы торжественностью и ответственностью, возлагавшимися на изображаемое. Умерший должен был быть представлен со всеми возможными величием и достоинством,  подготовленным к церемониям великих богов.

В портретах прекрасно  разработаны индивидуальные черты, но выражение лиц остается всегда бесстрастным, отвлеченным. Мастер тех времен не ставил своей целью отображение мимолетных переживаний -  ведь он изображал человека, идущего в вечность и освобожденного от всего временного.

Раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Медленно, но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому что ко времени пятой - шестой династий фараоны теряют часть своего былого могущества и былого богатства, их гробницы становятся меньше по размерам.  В это время акцент переносится на внутреннюю декорацию помещений, больше уделяется места и значения для росписей и рельефов. Ослабляется власть фараона и некоторыми привилегиями ему приходится делиться с собственными сановниками, являющимися уже почти соправителями. Они добиваются признания своих заслуг и прав на то, чтобы их "дома вечности" были построены и расписаны подобно гробницам фараонов и теми же мастерами. В их захоронениях начинают использоваться почти те же схемы и сюжеты, что и в гробницах их повелителей. Но в то же время нам известно, что дистанция все же соблюдалась, так как  читая надписи в гробницах вельмож мы постоянно встречаемся с обращениями к фараону, звучащими как «Господин мой», или подобными им.

Информация о работе Культура Древнего Египта