Особенности социалистической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:45, контрольная работа

Описание

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3
Понятие культуры…………………………………………………………..…..5
Особенности социалистической культуры……………………………………9
Заключение………………………………………………………………………14
Список использованных источников…………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Культура готово.docx

— 27.86 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3

Понятие культуры…………………………………………………………..…..5

Особенности социалистической культуры……………………………………9

Заключение………………………………………………………………………14

Список  использованных источников…………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Определений культуры имеется немало. Мы интуитивно чувствуем, что такие понятия, как "личность" или "общение" приближаются к чему-то очень важному в определении  культуры, но это "что-то" настолько  расплывчато, что его определение  так же многочисленны, как картинки в калейдоскопе. И чем больше определений  культуры, тем свободнее каждый новый  автор придумывает собственную  версию.

       А вот версия культуры в  понимании П.Б.Вейлла: "Культура – это система отношений, действий и аpтефектов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию".

       Термин "культура" издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений культуры.

       В средние века это слово  стало обозначать прогрессивный  метод возделывания зерновых, таким  образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

       Современное научное определение  культуры отбросило аристократические  оттенки этого понятия. Оно  символизирует убеждения, ценности  и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

       В соответствии со сказанным  мы будем рассматривать культуру  как совокупность всех видов  преобразовательной деятельности  человека и общества, а также  результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных  и духовных 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие культуры 

     Культура  от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура" широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А, по мнению некоторых, это число якобы приближается к тысяче.

     Одни  авторы рассматривают культуру как "специфический способ деятельности, как специфическую функцию коллективной жизни людей" (Маркарян), другие делают акцент на "развитии самого человека как общественного человека". Весьма распространено духовных ценностей или как определенной идеологии. Наконец, иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу.

     В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные  представления о культуре. Это  объясняется многогранностью данного  феномена и широтой использования  термина "культура" в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначн6ости самого понятия "культура". Культура - это многогранная проблема исторического развития.

     И хотя до сих пор, как в отечественной, так и зарубежной науке, не выработано единого определения феномена культуры, все же наметилось некоторое сближение позиции - многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.

     Само  слово "cultura" известно со времени  Цицерона, и в переводе с латинского, означает возделывание, обработка, уход, улучшение". Оно в отличие от другого понятия - то есть "природа", означает в данном контексте все созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

     Понятие культура означает, по своей сути, все  то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические  средства и научные открытия, памятники  литературы и письменности, религиозные  системы, политические теории, правовые и этические нормы. Произведения искусств и т. д.

     Понять  сущность культуры можно лишь через  призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана  с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "... Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать... без культуры".

     Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может  быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная  культурам других народов, но совпадающая  с ними по многим значимым параметрам.

     Культурные  процессы представляют собой сложные  и многоплановые явления. Так  как они могут быть исследованы  различными методами, а значит, истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы.

     В современной культурологи, среди множества определений культуры, самыми распространенными являются технологические, деятельностные и ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.

     Все культурологи справедливо считают, что культурные процессы исследуются  в главных сферах жизнедеятельности  человека. Культура материальная - это  производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая  раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все  области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.

     Сущность  культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых  исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры, практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека, ровно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

     Первоначально, в культурологи, сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру, главным образом, как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производству, и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.

     Такое понимание до сих пор весьма популярно, и в представлении массового  обыденного сознания "культурный человек" это тот, кто разбирается в  искусстве, понимает музыку, знает литературу.

     Культура  всегда внутренне противоречива - вот  вывод. Она несет в себе два  начала: "сохраняющее" (т.е. буквально "консервативное") и "развивающее" (т.е. буквально же "прогрессивное", "отменяющее" многое из выработанного  на предыдущих этапах). Но тем и сильна и жизнеспособна культура, что  обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту или отказываться от него. 
 

     Особенности социалистической культуры 

     Культура  социалистическая — культура нового, высшего типа, создаваемая трудящимися  массами под руководством Коммунистической партии как необходимая составная  часть социалистического общественного  и государственного строя и имеющая  своей целью построение коммунистического  общества и коммунистическое воспитание активных, сознательных строителей коммунизма. Социалистическая культура является исторически  закономерным развитием прогрессивных  достижений всей предшествующей культуры человечества.

     Являясь в современную эпоху высшей исторической ступенью культурного развития человечества, она вместе с тем коренным образом  отличается от всей предшествующей культуры. Социалистическая культура может сложиться  и оформиться только после социалистической революции, в условиях диктатуры  пролетариата. В условиях капиталистического общества пролетариат как эксплуатируемый  класс может создать только элементы своей культуры.

     Социалистическая  культура развивается на основе самого передового общественного строя, в  котором утверждена общественная собственность  на средства производства, уничтожена эксплуатация человека человеком и  господствуют социалистические производственные. отношения, составляющие новый экономический базис общества. Политической основой социалистической культуры является Советская власть, самая передовая власть в истории человечества, обеспечивающая народу овладение всеми достижениями культуры и развитие его творческих способностей и талантов во всех областях народного хозяйства и культуры. Идеологической основой социалистической культуры является марксизм-ленинизм.

     Социалистическая  культура характеризуется следующими основными чертами. Это, прежде всего, подлинно народная культура. Она создаётся народом, служит интересам народа, его просвещению и воспитанию в духе великих идей коммунизма, поднимает и развивает творческую энергию миллионных масс, активных и сознательных строителей коммунизма. Уходя своими корнями в самую толщу широких народных масс, культура советского народа глубоко отражает содержание его жизни, его великого творческого труда, выражает идеалы и стремления советских людей, их жизненные интересы. Она враждебна всяким идеям эксплуатации и угнетения, и её главным стержнем, главным содержанием являются идеи научного коммунизма, борьба за коммунистическое общество.

Информация о работе Особенности социалистической культуры