Особенности культуры русского дворянства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 13:55, реферат

Описание

Объект исследования – культура русского дворянства.

Предмет исследования – традиции и быт как элемент культуры дворянского сословия.

Цель работы – выявление особенностей культуры дворянства, через рассмотрение традиций и быта.

В ходе исследования нам предстоит решить следующие задачи:

-рассмотреть историю развития дворянского сословия;

-определить элементы культуры дворянства и охарактеризовать их.

Работа состоит из  1 файл

Особенности культуры русского дворянства.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)
 

Введение

     «Свод законов Российской империи» определял  дворянство как сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены или монархами сим достоинством пожалованы».1

     Неясность этого определения вполне соответствовала  неясности самого понятия «дворянство» в представлении современников. Один из дворянских публицистов конца XIX в.,. задавшись вопросом «Что такое дворянин?», должен был признать, что «общее понятие, скорее чувствуемое, чем осознаваемое, слово"дворянин" является в виде неясного представления чего-то избранного, привилегированного, неодинакового со всеми остальными людьми». Некоторая растерянность цитируемого автора объясняется действительно сложным, разнородным составом дворянства к концу XIX в.

     Первоначально дворянство было служилым сословием, получавшим поместья за военную службу. Во времена Петра I действовал принудительный порядок бессрочного прохождения дворянами государственной службы, в 1736 г. бессменная служба была заменена срочной на 25 лет, а согласно новому указу служба из сословной повинности превратилась в добровольное исполнение долга перед престолом и Отечеством. Отныне дворянину предоставлялась возможность самому решать свою судьбу: он мог продолжить военную карьеру или карьеру статского чиновника, а мог подать в отставку. 

Делая попытку объяснить читателю в общем виде, что же такое дворянство, следует прежде всего определить его как сословие, то есть особый в правовом отношении слой феодального общества, исторически сложившийся в России к началу XVIII в. и окончательно юридически оформленный Жалованной грамотой дворянству 1785 г. В идеальном случае дворянин — это помещик, то есть владелец земель и крепостных — основной производительной силы феодального общества. Именно в таком качестве дворянин-помещик являлся главной социальной опорой царизма. В своем имении он выступал отчасти как агент верховной власти, ответственный за поступление налогов с крестьян, исполнение рекрутской повинности, благосостояние населения, за сохранение общественного спокойствия и т. п.

     Несмотря  на целый ряд появившихся в последнее время серьезных исследований русской культуры XVIII века, дворянская культура по-прежнему остается малоизученным социокультурным явлением в истории русской культуры. Культурологический подход, сложившийся в XX веке, позволяет расширить границы исследования дворянской культуры и выявить, как формировалось мировоззрение сословия, которое на протяжении почти двух веков играло роль культурного гегемона для всего русского общества. Дворянское мировоззрение явилось основой общероссийского менталитета.

До 1917 года на протяжении нескольких столетий дворянская культура

являлась  ведущей субкультурой в России. Почти  на целое столетие этот культурный пласт был предан забвению, в то время как он нес в себе явления, характерные для процесса развития русского общества в целом. "В сознании русского человека, - пишет Ю.М. Лотман, - прочно сложился предрассудок очернительного отношения ко всему, к чему приложим эпитет "дворянский". Дворянство было не таким, как все остальное население России. Они выделялись своим воспитанием, одеждой, материальным

благополучием, кодексом дворянской морали. Оно выглядело  по-своему и говорило не так.2

Дворянство  не было изолированной, наглухо закрытой элитной корпорацией. В сословии было движение, развитие: люди приходили  и уходили. Иначе дворянство стало бы категорией вымирающей. А это никоим образом не соответствовало потребностям верховной власти. Она, между прочим, внимательно следила за социальной базой, которая обеспечивала им нормальное состояние системы управления империей. Когда эта система испытывала кадровые затруднения, дорога в благородное сословие упрощалась, когда же система почувствовала избыток, стать потомственным дворянином стало значительно труднее.

     Дворянская  культура всегда оставалась для всех последующих поколений и творителем и детищем того утонченного, изящного и в то же время высокомерного и порой жестокого сословия, которое и по настоящее время притягивает нас своей волнующей красотой и вечной новизной - это и определило актуальность нашей работы.

Объект исследования – культура русского дворянства.

Предмет исследования – традиции и быт как элемент культуры дворянского сословия.

     Цель работы – выявление особенностей культуры дворянства, через рассмотрение традиций и быта.

     В ходе исследования нам предстоит решить следующие задачи:

     -рассмотреть историю развития дворянского сословия;

     -определить элементы культуры дворянства и охарактеризовать их.

     Методологическая  база исследования: в основе данной работы лежат труды Терещенко, Лотмана Ю.М., Пиратинской Д.Л., Пыляева Д.Л., Хренован Н.А., Жабрева А.Э., Захаровой О.Ю., Князькова С.А. 
 

                           
 
 

                             ГЛАВАI. СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ 

                               ДВОРЯНСКОГО СОСЛОВИЯ 

    1. Петровские реформы и елизаветинское время
 

     Дворянству  в истории Российской империи  принадлежит вполне определенный временной  отрезок: XVII-XIX века и немножко от века XX. Всё это укладывается в рамки  правления династии Романовых, поэтому  дворянство в определенной степени  можно рассматривать как атрибут именно этого правления. Больше он уже не повторялся.

За это  время дворяне создали великую  и сильную державу, авторитет  которой в мире был непререкаем. С другой стороны, резкая и трагическая  потеря инициативы в 1918 году свидетельствовала, что российское дворянство обществу что-то недодало, что-то до него не донесло или просто добилось результатов с такими потерями, которые общество им прощать не захотело. Они ушли от власти на подъёме.

     В середине XVIII века самосознание дворянства делает следующий шаг: дворяне не просто признают необходимость образования, забота об улучшении образовательно-воспитательной системы становится общественным делом самого сословия. Наиболее прогрессивная часть дворянского общества начинает обращать самое пристальное внимание на систему воспитания молодого дворянина. Работа на ниве образования становится одним из способов общественного служения для представителей благородного сословия.

       Начиная с петровского времени все нововведения, будь то стили, мода или правила этикета, проникали в дворянское общество благодаря влиянию двора и высшего света. Культурное первенство принадлежало аристократическому слою дворянства, но это было первенство заимствования. В середине XVIII века рост национальных настроений и самосознания высшего сословия требовал самовыражения. И наиболее способной к нему оказалась молодежь из дворянских корпусов. Причин было несколько. Во-первых, сама духовная атмосфера общества, ощущение свободы от засилья иноземцев, рост национальной гордости и определенная свобода высказываний способствовали творческим исканиям дворянской молодежи. Во-вторых, молодежная среда была наиболее гибкой в восприятии нового и более способной к самостоятельному творчеству благодаря своей социальной активности. Творческий поиск и культурный эксперимент поощрялись правительством и приветствовались обществом.

       При Петре I появились первые маскарады. М.И. Пыляев считал, что слово «маскарад» заимствовано от арабского «мушкара», что значит в переводе шутка1. Согласно энциклопедическому словарю Ф.Брокгауза и И.Ефрона, «маскарад — это маскированный или увеселительный бал, на который его участники приходят в масках и иногда одетыми в особые костюмы»3

     Необходимо  отметить, что учеными установлена  генетическая связь между ряжением в народной культуре и маскарадами в дворянской культуре. Суть того и другого они усматривают в противопоставлении праздничного и реального бытия, выходе человека за пределы своей сущности, попытке сделать себя неузнаваемым под «личиной», обрести временную свободу в действиях. Ю.М. Лотман полагал, что «маскарадное переодевание» противоречило в принципе глубоким церковным традициям... Поэтому европейская традиция маскарада проникала в дворянский быт XVIII века с трудом или же сливалась с фольклорным ряжением. Время святок — время ряженых, время переодевания, выворота обыденной жизни наизнанку. Именно в это время Петр устраивал свои маскарады, учитывая старые традиции. Петровские маскарады отвечали духу своего времени. Непременной частью светских праздников были костюмированные шествия с ряжеными, группами артистов, декоративными колесницами и санями. Любопытно, что здесь использовалась древняя традиция саней — самого богатого и почетного средства передвижения.4

Маскарадные развлечения в петровское время  были принудительным, дорогим и утомительным мероприятием. Под угрозой штрафа шили костюмы, царь их просматривал и заставлял перешивать за несколько дней.

        Елизавета Петровна продолжила  традицию роскошных элитарных  празднеств. Сменяя друг друга,  они составляли одно большое  празднество. Главной задачей праздников того времени была их эстетизация. Все должно было услаждать взор, восхищать и удивлять императрицу и столичное дворянство. Маскарадная жизнь столичного двора времен Елизаветы Петровны, необходимо отметить, была, бесспорно, синтезом известных тогда искусств. Наблюдался мощный всплеск театральной культуры. Корни этого явления следует искать в общем пристрастии эпохи к театру. С середины 30-х годов в Санкт-Петербурге гастролируют итальянские, французские и немецкие труппы. За короткий промежуток времени эти труппы показали русскому зрителю весь лучший классический репертуар того времени. Именно в царствование Елизаветы происходит массовое появление домашних театров как в столицах, так и в провинции. Вообще, театромания приняла такие размеры, что правительство издало указ, разрешающий всем желающим устраивать театры, "токмо чтоб при тех вечеринках никаких непорядков и противных указам поступков, и шуму, и драк не происходило, а на русских комедиях в касающееся до духовных персон платье не наряжались бы и по улицам в приличном к комедиям, ни в каком, нарядясь, не ходили и не ездили". Этот указ свидетельствует прежде всего о том, что подобное выплескивание театральной атмосферы в жизнь было широко распространено. Но если во времена Петра I публичные шутовские шествия были в ходу, то в середине века подобное осмеяние духовного сословия, выполняющего свою роль в обществе, и превращение жизни в балаган осуждаются и правительством, и общественным мнением. Шутовство признается неприличным занятием для благородного сословия.5

В домашних и в публичных театрах ставились  и переводные, и русские пьесы, и пьесы на иностранных языках6

     Жизнь и театр наиболее прочно переплелись  в маскарадах, которыми славился елизаветинский двор. Театрализация жизни, присущая елизаветинской эпохе, вызвала к жизни блистательные придворные маскарады. По свидетельству Екатерины II, "осенние и зимние удовольствия были распределены между операми, балами и маскарадами. Было определено, что каждую неделю будут два маскированных бала - один при дворе, другой по очереди у главных персон в городе". Маскарадные костюмы оговаривались даже в законодательных документах. Так, в публичный маскарад "иметь приезд всему дворянству с фамилиями", "в приличных масках", "а кто не дворянин, тот бы в оный маскарад быть не дерзал".

     Таким образом, маскарады признавались чисто  дворянским развлечением. В Петербурге это было действительно так, а  в Москве публичные маскарады устраивались в здании итальянского театра для всех желающих.

     Внимание дворянства к игровой стороне жизни можно подразделить на два вида. Во-первых, это любовь к театру как таковому, во-вторых, соединение театра и жизни. Чуждые русской действительности нравы и обычаи легче всего входили в жизнь через игру. С изменением мировосприятия, с ощущением большей причастности к европейской культуре элемент игры модифицируется, трансформируясь постепенно из механизма социокультурной адаптации в салонное развлечение, в один из способов проведения досуга. Европейская культура превращается в составную часть картины мира русского дворянина. И елизаветинское время дает нам пример того, как новые культурные тенденции, входя в общество в виде игры, становятся впоследствии неотъемлемой чертой жизни.

     Культурная  роль дворянства не ограничивалась развитием русского театрального искусства. Не менее важна роль дворянства в том, что благодаря ему в обществе закрепился интерес к литературе. Литературные произведения одинаково быстро расходились и в печатном виде, и в списках, потому что число людей, интересовавшихся литературными новинками, было ничтожно мало. Традиция распространения литературы в рукописных списках долго сохранялась в русской культуре.

     В дворянском обществе середины века возникает "спрос на культуру". А печатных новинок выходило немного - четыре-пять наименований в год. Возникшую пустоту между общественным спросом и тем, что могли предложить существующие культурные институты, заполнили частные журналы. Они выполняли двоякую функцию. Во-первых, знакомили публику с новинками отечественной и зарубежной литературы. Во-вторых, выполняли роль трибуны, где дворяне могли высказать собственное мнение по насущным вопросам и обсудить это в своем кругу. Иными словами, журнал был своеобразным средством общения.

Информация о работе Особенности культуры русского дворянства