Особенности культуры русского дворянства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 13:55, реферат

Описание

Объект исследования – культура русского дворянства.

Предмет исследования – традиции и быт как элемент культуры дворянского сословия.

Цель работы – выявление особенностей культуры дворянства, через рассмотрение традиций и быта.

В ходе исследования нам предстоит решить следующие задачи:

-рассмотреть историю развития дворянского сословия;

-определить элементы культуры дворянства и охарактеризовать их.

Работа состоит из  1 файл

Особенности культуры русского дворянства.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)

иментальная этика рубежа веков "заставляла" заниматься рукоделием не только женщин, но и мужчин. Оклады икон, различные  панно, сумочки, кошельки, пояса, шапочки, туфли, чубуки для трубок - все могло  стать "нежным сувениром". При изготовлении больших изделий привлекались помощницы из крепостных. Как правило, они вышивали фон, тогда как хозяйка (хозяин) - роскошные букеты и птиц.

     Новое увеселением для дворянства стали карусели, где дворяне соревновались в ловкости, попадая копьем в цель, поражая мечами манекены. Слово «карусель» исследователи определяют как «колесница солнца» (от лат. каррус солис) — вид состязаний рыцарей, движущихся по кругу в колесницах и на конях. От турнира карусель (а слово в XVIII веке было мужского рода) отличалась значительно большей условностью, театрализованностью, декоративностью. Это уже была военная игра, средство демонстрации требуемых от дворянина навыков, вкуса, богатства

В Москве карусели проходили на Царицыном  лугу. Участниками карусели становились именитые столичные дворяне, которые составляли обычно четыре группы всадников — кадрили, каждая из которых была облачена в костюмы разных народов — славянская, индийская, турецкая и римская. Иногда кадрили изображали воюющих государей Европы — Англии, Франции, Испании, Португалии, Голландии и Дании. В русских каруселях, в отличие от западноевропейских, принимали участие и женщины. Они выезжали на колесницах и метали дротики в расставленные цели под звуки средневековой музыки. После дамского выезда наступал черед кавалерского. Конные участники турнира, расположенные парами на манер придворного танца, должны были продемонстрировать перед трибунами свою ловкость, отрубив головы куклам, изображавшим мавров, пронзая копьями картонные изображения кабанов и тигров. Кроме того, участники состязания должны были превзойти всех остальных роскошью туалетов.20

     По  окончании турнира проводили  парад участников: каждая кадриль  сопровождалась соответствующей национальной музыкой. После этого в особом зале пажи выносили на золотых подносах богатые призы для победителей. Последние распределяли большинством голосов судей во главе с главным арбитром. После раздачи призов под музыку обычно был ужин. Если говорить о еде, то России на всем протяжении XVIII века дворянство в пищевом этикете ориентировалось скорее на французскую моду, чем на придворный обед. Дело в том, что стол Петра I не отличался особенной изысканностью. Царь более всего ценил обильную и очень горячую пищу. Елизавета ела хотя и пышно, но беспорядочно и не вовремя. Кроме того, она весьма строго следила за соблюдением постов. Екатерина же была и вовсе подчеркнуто умеренна в еде. Потому и ориентироваться усадебные хлебосолы на своих императоров и императриц не могли.21

     Чисто русские обеды не начинались сразу за столом. Перед обедом всегда следовала закуска. Французы называли такой обычай "пищей до пищи". Закусывали не в столовой, а в буфетной, или на отдельном столике-буфете, или (во Франции) подавали на отдельных подносах. Здесь, как правило, было несколько сортов водки, сыры, икра, рыба, хлеб. Принято было сначала закусывать мужчинам без дам, чтобы последние не стесняли их в употреблении крепких наготков. И только некоторое время спустя дамы во главе с хозяйкой дома тоже присоединяются к закусывающим. Особым лакомством во время закусок были устрицы. Часто все застолье устраивалось ради этого блюда. Безграничная любовь к устрицам считалась чем-то вроде модной болезни.

     Да  и заканчивались обеды не сразу, постепенно. В самом конце застолья подавались "небольшие стаканчики из цветного хрусталя или стекла" для "полоскания после обеда во рту". Затем все переходили в гостиную, где уже был готов поднос с чашками, кофейником и ликером.

     Вообще  пили за столом немного. Во многих домах  при ежедневных обедах, в которых участвовали, например, "пять мужчин, за месяц выпивают бутылку горькой английской и полшгофа - редко штоф - сладкой". Потому для русского путешественника XIX века англичане и, особенно, американцы выглядели беспробудными пьяницами. Во Франции за обедом принято было пить разбавленное вино. В России и Англии вина не разбавляли. Кроме того, всегда пили неразбавленными особо редкие вина, которые перед десертом разливал сам хозяин каждому гостю в отдельности.22

     Обратной  стороной дворянской культуры было крепостничество. Для строительства усадеб существование крепостного права имело решающее значение, поскольку большая часть строительных, отделочных и ландшафтных работ выполнялась руками крепостных. Из крепостных состояла вся обслуживающая барский быт дворня (лакеи, кучера, конюхи, егеря, повара, прачки и т.д.).

     Совершенно  очевидно, что в целом крепостничество  заключало в себе большие нравственные пороки и в конце концов пагубно  сказалось как на развитии помещичьих хозяйств, так и на психологии их владельцев. Кризис

назревал  постепенно, а отмена крепостного  права окончательно подорвала социально-экономическое  благополучие усадеб. Доход от имений стремительно сокращался. Все же гибнущий мир дворянской усадьбы еще должен был оставить памятный след в произведениях  И.С. Тургенева, А.П. Чехова, И.А. Бунина, картинах В.Э. Борисова-Мусатова. Уже в начале XX в. происходит осознание того, что памятники некогда цветущей усадебной жизни являются неотъемлемой частью нашего богатейшего культурного наследия.

       И сейчас все большее количество исследователей начинает интересоваться этой субкультурой. Это говорит о том, что культурная и  повседневная жизнь дворянского сословия является необыкновенно богатой по своему содержанию и представляет неоценимый вклад для истории всей   русской культуры.23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Заключение

     .

     Дворянство  было не таким, как все остальное  население России. Они выделялись своим воспитанием, материальным благополучием, кодексом дворянской морали. Сословие выглядело по-своему и говорило не так.

     Дворянство  стремилось отделиться от других сословий не только родом занятий, правовым и социальным положением, но и чисто внешними отличиями - одеждой, языком, нравами.

     Обособление дворянства от других сословий шло двумя путями: от государства и от самого дворянства. Правительство стремилось законодательно подчеркнуть особое положение дворянства как рядом привилегий, так и чисто внешними отличиями. Для закрепления этого стереотипа и создавались сословные учебные заведения, потому что в обществе вместе с мыслью об особом положении благородного сословия возникало стремление дать дворянской молодежи специфически дворянское образование.

     Несмотря  на это, образование, существование и развитие своеобразной культуры дворянства не имело место быть без опоры на крестьянское сословие. Крепостное право не только являлось материальной базой для развития дворянской культуры, но и служило практически неисчерпаемым источником людских ресурсов для воплощения в жизнь эстетических представлений благородного сословия. "Крепостная интеллигенция", воспитанная в русле дворянской культуры, по своему мировосприятию была значительно ближе дворянству, чем крестьянству с его традиционным сельскохозяйственным бытом. И трагедия крепостных художников заключалась в том, что по своему социальному положению они были крестьянами, а по системе мировоззренческих ценностей, роду занятий, творческим навыкам к крестьянскому миру уже не принадлежали.

     Дворянская  культура была главенствующей культурой всего русского общества на протяжении двухсот лет. Она и по сей день хранит в себе множество тайн и недомолвок и является для исследователей русской культуры малоизученным социокультурным явлением.

.  

     .  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы 

1. Аникст М.А., Турчин В.С. и др. В окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры XVII – XVIII вв. М., 1979. 342с.

2. Веселая старина. Об увеселениях русского двора при Петре I / Сост. Т.Г. Тетенькина. Калининград, 2005. 167с.

3. Жабрева А.Э. Маскарады и маскарадный костюм в рукописных и опубликованных материалах XVIII века // Маска и маскарад в русской культуре XVIII–XIX вв.: Сб. науч. трудов / Под ред. Е.И. Струтинской. М., 2000. 109с.

4. Захарова О.Ю. Веселье без перерыва: Балы и маскарады Елизаветы Петровны // Родина. 1995. № 6. 97с.

 5. Князьков С.А. Из прошлого русской земли: Время Петра Великого. СПб., 1991. 213с.

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и культура русского дворянства XVIII — первой половины XIX в. СПб., 1994. 356с.

7. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб., 2002. 258с.

8. Пиратинская Д.Л. Праздничный Петербург. СПб., 2003. 132с.

9. Пыляев М.И. Старое житье. СПб., 1898. 212с.

10. Сборники Общества изучения русской усадьбы. М., 1927 – 1928. №5. 43с

11. Сочинения Екатерины II. М., 1990. 95с.

12.Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. М., 1955. 145с.

13. Художественная культура русской усадьбы. М., 1995. 211с.

14. Хренов Н.А. Человек играющий в русской культуре. СПб., 2005. 185с.

15. Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона. // Дворянство // СПб., 1896. Т. XVIII. 734с. 
 
 

Информация о работе Особенности культуры русского дворянства