Русская культура XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:48, реферат

Описание

Это сказывалось в резком увеличении печатной продукции, в появлении первого высшего учебного заведения, в зарождении театра и газеты (рукописные «куранты»). Гражданские мотивы завоевывают все большее место в литературе и живописи, и даже в таких традиционных видах искусства, как иконопись и церковные росписи, наблюдается стремление к реалистическим изображениям, далеким от стилизованной манеры письма русских художников предшествующих столетий. Деталь фрески с изображением семьи гостя Гр. Никитина в церкви св. Троицы в Москве.

Содержание

Новые тенденции в развитии культуры XVII века.

Русская культура на пороге Нового времени:

а) Школа и просвещение;
б) Научные знания;
в) Общественная мысль и публицистика;
г) Литература;
д) Зодчество и живопись.

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

Русская культура XVII века.

 

 

 

 

Новые тенденции  в развитии культуры  XVII века.

 

Русская культура на пороге Нового времени:

 

а) Школа и  просвещение;

б) Научные знания;

в) Общественная мысль и публицистика;

г) Литература;

д) Зодчество  и живопись.

 

 

 

XVII век выделяется как один из важнейших этапов развития истории Русского государства. В XVII в. происходят крупные перемены и преобразования в русской общественной жизни и культуре. Эти преобразования были обусловлены концом развития средневековой Руси и началом новой эпохи, связанной с западноевропейской культурой, что привело к столкновению двух различных систем мышления и последовавшим затем конфликтам. Изменения коснулись всех сторон жизни России XVII в., в том числе культуры и искусства. Путь развития русской культуры в XVII в. пересекся с западноевропейским. В русском искусстве, развивавшемся изолированно на протяжении всего Средневековья до второй половины XVII в., появляются новые формы западноевропейского искусства.

Это сказывалось  в резком увеличении печатной продукции, в появлении первого высшего учебного заведения, в зарождении театра и газеты (рукописные «куранты»). Гражданские мотивы завоевывают все большее место в литературе и живописи, и даже в таких традиционных видах искусства, как иконопись и церковные росписи, наблюдается стремление к реалистическим изображениям, далеким от стилизованной манеры письма русских художников предшествующих столетий. Деталь фрески с изображением семьи гостя Гр. Никитина в церкви св. Троицы в Москве.

Громадные и  плодотворные последствия для русского, украинского и белорусского народов имело воссоединение Украины с Россией. Зарождение театра, распространение партесного пения (церковное хоровое пение), развитие силлабического стихосложения, новые элементы в архитектуре были общими культурными явлениями для России, Украины и Белоруссии XVII в. Грамотность сделалась достоянием значительно более широких кругов населения, чем раньше. Большое количество торговых людей и ремесленников в городах, как это показывают многочисленные подписи посадских людей на челобитьях и других актах, умело читать и писать. Грамотность распространялась и среди крестьянского населения, главным образом среди черносошных крестьян, о чем можно судить по записям на рукописях XVII в., сделанным их владельцами — крестьянами.

Дальнейшее  развитие получило книгопечатание. Главным  его центром был Печатный двор в Москве, каменное здание которого существует и в настоящее время. Печатный двор в основном издавал  церковные книги. За первую половину XVII в. было выпущено около 200 отдельных изданий. Первой книгой гражданского содержания, напечатанной в Москве, был учебник патриаршего дьяка Василия Бурцева — «Букварь языка славянского, сиречь начало учения детям», впервые изданный в 1634г. Во второй половине XVII в. количество светских книг, выпускаемых Печатным двором, резко увеличивается. К их числу принадлежали «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение», Таможенный устав и пр. На Украине важнейшими центрами книгопечатания были Киев и Чернигов. В типографии Киево-Печерской лавры был напечатан первый учебник по русской истории — «Синопсис или краткое собрание от разных летописцев о начале славяно-русского народа».

Процессы исторического  развития в XVII в. характеризуются социальными  конфликтами. В середине XVII в. Русское государство укрепляется и расширяется, но одновременно с этим постепенно происходит закрепощение крестьян, в результате которого утверждается крепостное право, на долгие годы легшее тяжелым бременем на русское крестьянство. Это вызвало недовольство, бунты, крестьянские войны.

XVII в. стал  одной из наиболее драматических  страниц русской истории. Его  началу сопутствовали неблагоприятные  внешнеполитические события —  «смутное время» — годы лихолетья,  которые сопровождались непрерывными войнами, приведшими страну к разорению. Голод и неурожаи, внутренние противоречия, восстания городских низов, крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова (1606), борьба с польской интервенцией характеризуют ситуацию начала века.

Не менее драматичные события связаны и со второй половиной XVII в., ознаменованной расколом русской церкви. Причиной раскола стали бурные споры, разгоревшиеся в среде образованного духовенства по поводу того, каким путем следует реформировать русскую церковь, в которой за несколько столетий ее существования накопились отклонения от ортодоксального греческого образца. За многие годы небрежного и часто бездумного переписывания в церковные книги вкралось множество ошибок. Причем в разных частях русского государства отклонения шли по разному, что не могло не броситься в глаза даже при поверхностном наблюдении. Средневековый человек, в высшей степени внимательно относившийся к внешней, обрядовой стороне религии, конечно, не мог оставаться равнодушным к этим проблемам. Их обсуждением занялся выше упомянутый «Кружок ревнителей благочестия». В ходе обсуждения определилось две точки зрения. Одни считали, что за образец для исправления следует взять греческие тексты и заново их перевести на русский язык. Сторонником этой точки зрения был Никон (в то время еще архимандрит Новоспасского монастыря в Москве), который мечтал установить вселенское единство православных церквей, и поэтому стремился к унификации обрядов по византийским образцам. 
По мнению его идейного противника - протопопа Аввакума, в качестве образца следовало взять не греческие, а древние русские книги, потому что греческое православие не смогло сохранить себя в первозданной чистоте (Флорентийская уния). Кроме того, Русь осталась единственным независимым православным государством, в отличии от той же Византии, захваченной турками. Поэтому греческая вера не может служить образцом для Святой Руси. В конечном итоге в жизнь была воплощена точка зрения именно Никона, т.к. он стал патриархом. Сторонники Аввакума, составили оппозицию – «староверов», как они называли себя сами или «раскольников», как именовали их представители официальной церкви. Борьба была ожесточенной - официальной церкви так и не удалось полностью искоренить инакомыслие. Часто идеи староверов становились идеологическим знаменем народных волнений против угнетения.

Реформы Петра I внесли в привычный уклад русской  жизни самые крупные изменения. Успешные войны укрепили Русское  государство, способствовали подъему  национального самосознания русского народа и привели в середине XVII в. к укреплению мощи России. В это время в состав России вошли Украина, Поволжье, значительная часть Сибири и Дальнего Востока. Многие события XVII в. нашли отражение в народном творчестве, в исторических песнях — песнях вольницы, сложенных в память о крестьянском вожде Степане Разине, немало песен было о Ермаке, Гришке Отрепьеве и убиенном царевиче Димитрии, о Петре I.

 

Школа и просвещение.

Начало нового периода в русской истории  было и новым этапом в истории  русской культуры. В XVII веке русская культура сохраняла все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Однако новые тенденции четко обозначились лишь к концу века. Во многом они были связаны с именем Петра I и проводимыми им реформами.

Начинается  формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь  местных обычаев. Рост связей между  отдельными областями России через  торговлю, отходный промысел, переселение, участие в войнах, и т.п. способствует взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык, в основе которого диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Создание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации.

Культурно-исторический процесс этого периода характеризуется начавшимся разрушением средневекового религиозного мировоззрения. Происходит так называемое обмирщение культуры, т.е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера. Этот процесс сказался на развитии образования и книгопечатания.

Росту грамотности  способствовало появление учебных  пособий (рукописных и печатных).     В 1634г. был издан первый Букварь  Василия Бурцева, затем неоднократно переиздававшийся и продававшийся  по доступным ценам. В 1648г. вышла Грамматика М.Смотрицкого, а в 1687г. - «Считание удобное» - таблица умножения. Широкое распространение получили и рукописные азбуковники, прописи и пособия по арифметике.

Распространение грамотности способствовало росту  спроса на книги. В  XVII веке Печатный двор в Москве напечатал 483 книги, среди которых были и светские.

Продолжали  выходить рукописные книги. Издавались и переводные книги, которые с 70-х  гг. XVII века переводились в Посольском приказе. Это были произведения как  на религиозные, так и на светские темы.

Обучение грамоте  велось «мастерами» из лиц духовного  звания, обучали детей, начиная с 6 лет. После усвоения букваря переходили к заучиванию часослова и псалтири. Дети знати учились в семьях, учителями  зачастую были иностранцы. Многие обучали своих детей иностранным языкам, латыни.

Стали устраиваться школы, в основном при монастырях. В 1680г. в Москве при Печатном дворе  на Никольской улице было открыто  училище с двумя классами: в  одном изучали славянские языки, в другом — греческий. Сначала в училище преподавали 30 учителей, а через пять лет — уже более 200. В 1687г. тоже на Никольской улице была открыта первая высшая школа — Славяногреко-латинская академия. В нее перевели старших учеников из училища при Печатном дворе, которое стало подготовительным отделением Академии. Окончившие Академию получали служебные чины.

 

 

 

 

Научные знания

Начавшееся  ослабление позиции церкви, развитие ремесленного производства и торговли, рост связей с зарубежными странами создали предпосылки для дальнейшего накопления научных знаний XVII в. Конечно, и в это время продолжала распространяться старая литература о природе с ее богословско-мистическим истолкованием различных явлений. Именно в это время в России появляются переводы целого ряда произведений, показавших существенное влияние на формирование и распространение научных взглядов. Сами условия жизни Российского государства в XVII в. требовали перехода к более конкретному и реалистическому изучению природы, отказа от богословско-символического и мистического ее истолкования. При этом развивалась чисто практическая сторона научных знаний, в то время как ее теоретическая сторона оставалась в совершенно неразвитом состоянии. Это в значительной мере объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию. Церковники заявляли, что "кто по-латыни учился, тот с прямого пути сбился".

Так, например, в семнадцатом веке умели решать многие практические задачи по математике, но теоретический уровень математических познаний был еще весьма невысок. Потребности артиллерийского дела выдвинули необходимость определения расстояний. Эти задачи решались с помощью теоремы Пифагора, но без анализа ее теоретического основания.

Крупным памятником научных знаний XVII в. является "Устав  ратных, пушечных дел, касающихся до воинской науки, составленный Олисиман Михайловым (Радышевским) в 1621 году. Весьма подробно изложены в "Уставе" практические сведения, сведения в области химии. Описаны также различные приборы для артиллерийского дела.

Медицинские знания носили также преимущественно узкопрактический характер и в немалой степени основывались на многовековом народном опыте лечения болезней. Широкое распространение получили переводы иностранных лечебников и "травников".

Наряду с  практическими знаниями в области  медицины на протяжении XVII в. развивался интерес и к общим вопросам биологии. Внимание русских людей стало обращаться и к богатым конкретным материалам сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый труд, крупнейшего ученого эпохи Возрождения Андрея Везолия. "О строении человеческого тела".

Астрономические знания в XVII в. также получили свое развитие, так как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные  нужды требовали и более точного  знания времени смены фаз Луны, временем года и тому подобное.

В середине века в Россию стали проникать сочинения  Коперника, знакомившие с  гелиоцентрической  системой Коперника. Известно, что на пути развития астрономических знаний серьезным тормозом была позиция  церкви.

Большое развитие получили географические знания. Одно только продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию открытиями исключительного значения. Было составлено несколько карт ( в основном они несли стратегический характер). Значительно расширились сведения о географии зарубежных стран (Китая, Монголии).

В развитии знаний о природе XVII в. занимает особое место  как время явно определившегося  кризиса средневекового мировоззрения  и подготовки крушения господствовавших безраздельно религиозных взглядов.

О враждебном отношении  церкви к знанию ярко свидетельствуют  проповеди и поучения самих церковников. Но как ни пугала церковь людей, стремившихся к знанию, элементы научных знаний заметно окрепли в XVII в.

В силу самих  условий исторической жизни русская церковь к середине столетия оказалась перед необходимостью ряда внутренних изменений.

При той большой  доли, какую играла церковь во всех сферах общественной жизни возникла необходимость усиления воздействия  церкви на народные массы - приведения церковной организации в соответствии с общим процессом централизации государственной власти. Воссоединение Украины с Россией выдвигало задачу объединения русской и украинской церкви (разногласия в обрядах и правилах), - все это выдвигало потребность внесения изменений в правила церковной жизни.

В 1653 году последовало  распоряжение (патриарх Никон) о том, чтобы заменить при богослужении земные поклоны поясными, а креститься впредь тремя пальцами вместо двух. Затем последовали категорические требования привести все книги в соответствие не с русскими, а с греческими образами, выбрать иконы, написанные по русским образам. Несогласных Никон подвергал крутым наказаниям, вплоть до того, что в 1656 году защитников старых обрядов официально отлучил от церкви, эти меры не помогли: возникло целое течение "старообрядчества".

Информация о работе Русская культура XVII века