Русская культура XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:48, реферат

Описание

Это сказывалось в резком увеличении печатной продукции, в появлении первого высшего учебного заведения, в зарождении театра и газеты (рукописные «куранты»). Гражданские мотивы завоевывают все большее место в литературе и живописи, и даже в таких традиционных видах искусства, как иконопись и церковные росписи, наблюдается стремление к реалистическим изображениям, далеким от стилизованной манеры письма русских художников предшествующих столетий. Деталь фрески с изображением семьи гостя Гр. Никитина в церкви св. Троицы в Москве.

Содержание

Новые тенденции в развитии культуры XVII века.

Русская культура на пороге Нового времени:

а) Школа и просвещение;
б) Научные знания;
в) Общественная мысль и публицистика;
г) Литература;
д) Зодчество и живопись.

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 96.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Общественная мысль и публицистика.

Литература.

Как и в предшествующее время, литература XVII в. была тесно связана  с общественно-политической мыслью, она непосредственно отражала и  воплощала в своих произведениях социально-политические устремления различных общественных слоев, живо откликалась на важнейшие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила в новый этап своего развития, что оказалось и в содержании и в развитии форм литературного творчества.

В литературе  XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая  и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями  становятся не святые, а обычные  люди, описываются реальные события.

В произведениях литературы второй половины XVII в. появляется новое отношение к человеческой личности — интерес к внутреннему миру человека, признание его ценности независимо от положения в обществе.

Дальнейшее  развитие получило книгопечатание. Главным  его центром был Печатный двор в Москве, каменное здание которого существует и в настоящее время. Печатный двор в основном издавал церковные книги. За первую половину XVII в. было выпущено около 200 отдельных изданий. Первой книгой гражданского содержания, напечатанной в Москве, был учебник патриаршего дьяка Василия Бурцева — «Букварь языка славянского, сиречь начало учения детям», впервые изданный в 1634г. Во второй половине XVII в. количество светских книг, выпускаемых Печатным двором, резко увеличивается. К их числу принадлежали «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Соборное уложение», Таможенный устав и пр. На Украине важнейшими центрами книгопечатания были Киев и Чернигов. В типографии Киево-Печерской лавры был напечатан первый учебник по русской истории — «Синопсис или краткое собрание от разных летописцев о начале славяно-русского народа».

В течение XVII в. Печатный двор в Москве (в котором  в середине века работало около 200 человек) издал 300 тыс. букварей и 150 тыс. религиозных  книг (всего — 483 наименования), выходили книги светского и научного характера, не прекращалось издание и рукописных книг.  
В 60-х годах ХУП в. в Москве открылась книжная лавка, где можно было купить и «Веселые польские рассказы», и «Хронику Псевдодорофея», и «Книги ратного строения», и «Хронограф», и бестиарии по образцу европейских, и «Позорище (то есть обзор ) всея Вселенной, или атлас новый», и новые карты России, очень расширившейся за XVII в.

В литературе XVII столетия происходит отмирание многих незыблемых традиций. Наиболее выразительное новшество - проникновение в литературу заведомого вымысла. Классическая древнерусская литература предыдущих столетий его не знала. В ней действовали исторические личности - митрополиты, князья, бояре, и, следовательно, любой сознательный вымысел был невозможен, ибо в историческом повествовании он означал бы ложь.

К XVII в. относятся  первые записи фольклора — произведений устного народного творчества. Это  оказало влияние на письменную литературу, происходит взаимное сближение литературного и народного языков. Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, летописи, сказания, жития, но они наполняются новым содержанием. Появились исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.

Серьезная, «высокая»  литература XVII в. представлена сочинениями, посвященными более традиционным для  древнерусской культуры темам. Большой  отклик вызвал кризис Смутного времени. Самыми яркими из произведений, описывающих  этот сложный для истории России период, являются «Сказание» Авраамия Палицина, отразившее взгляд непосредственного участника событий, во многом пристрастного, но умного и наблюдательного и содержащая официальную точку зрения «Летописная книга», написанная князем И. М. Катыревым-Ростовским в 1626г.

Представителем  придворного направления в литературе был воспитатель детей царя Алексея  Михайловича, выпускник Киево-Могилянской  академии Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович  Ситнианович-Петровский, 1629-1680). С именем Полоцкого связано появление в литературе новых жанров - силлабической поэзии и драматургии. Симеон выступает в качестве первого придворного поэта. В 1678-1679 гг. появились два сборника стихотворений Симеона-Полоцкого — "Вертоград многоцветный" и "Рифмалогион". Стихи Симеона Полоцкого посвящены воспеванию Российского государства и его правителей, они помпезны и нарядны. В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый "стиль барокко" второй половины XVII в. Его стихи - торжественные, несколько тяжеловесные, явились прообразом хвалебной оды.

Направление в  литературе, возглавленное Симеоном Полоцким, получило дальнейшее развитие в конце столетия в стихах Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

К тому же направлению  может быть отнесено творчество хорвата  Юрия Крижанича (1618-1683), прибывшего в Россию в 1659г.  Европейски образованный человек, магистр философии, в своем фундаментальном трактате «Беседы о правлении» он большое внимание уделил «политической мудрости». По мнению Крижанича, наиболее предпочтительная форма правления –«самовластие», при этом он считал, что правитель должен быть мудрым человеком и окружать себя умными советниками. В этом Крижаничу виделся залог покоя и согласия в стране.

Жанр «Житие»  приобретает характер автобиографии. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением. Протопоп Аввакум (1620-1682) — один из крупнейших деятелей периода раскола русской церкви, был и выдающимся писателем (написал более 80 произведений). Язык его сочинений — сочетание церковнославянского и живого разговорного языка. Большинство его произведений написано в последние 15 лет жизни, когда он сидел в остроге в ожидании смерти (сожжен в 1682г).

Новым в русской  литературе стал жанр демократической  сатиры. В сатирических произведениях обличаются порядки феодального суда с его крючкотворцем, волокитой, продажностью судей. Это сатирические повести «О Шемякином суде» и «О Ерше Ершовиче — сыне Щетинникове», написанные бытовым народным языком. Последняя из них была широко распространена  и передавалась из столетия в столетие в виде сказки, в рифмованной и прозаической форме.

Получила распространение  и переводная литература, которая  проникала в Россию в основном через Польшу, а также Чехию. Переводные произведения издавались в сборниках «Великое зерцало» и «Римские деяния», куда входили поучительные повести, рассказы. Попадали в Россию и рыцарские романы, героями которых были короли, графы — высшая знать. Переводилась также бытовая и плутовская новелла, авантюрно - приключенческая повесть, юмористические рассказы и анекдоты. Зачастую под влиянием русского фольклора они претерпевали изменения, и сами становились достоянием устного народного творчества. Примером может служить «Повесть о Бове королевиче», истоком которой послужил французский рыцарский роман.

Таким образом, на протяжении XVII в. произошли значительные перемены в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный шаг  ее движения к реализму, ее раскрепощения  от сковывающего воздействия религиозной  идеологии. литературе западно европейского Возрождения с ее рационалистическим подходом к явления

 

 

Зодчество и живопись.

В зодчестве XVII в., особенно во второй половине века, отражается также переходный характер эпохи. Происходит обмирщение зодчества — отказ  от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Сущность новых исканий — дивное узоречье, как определили этот стиль сами современники. Этот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее — западных форм.

Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним  декором и внутренних убранством. Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством. Церкви становятся похожими на светские хоромы: к основному зданию пристраивались приделы, галереи, и все это соединялось переходами, составляя ансамбль.

Выдающимся  памятником зодчества этого времени  является московская церковь Рождества  в Путинках (строительство окончено в 1652г.). Сооружение церкви обошлось в 500 рублей, по  тем временам — огромная сумма. В композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. Между основным храмом и приделом была встроена колокольня — самая высокая часть среди отдельных построек, составляющих храм, и как бы объединяющая их. Церковь украшена декоративными деталями, выделяется остротой силуэтов.

Церковь в Путинках — последний из шатровых храмов в Москве. В 1652г. На патриарший престол  вступил Никон, который запретил строительство шатровых храмов, поставив за образец традиционное пятиглавие. Однако шатровые храмы продолжали строиться вдали от столицы — Ярославле, Костроме и других городах. В Москве же зодчие использовали этот стиль при строительстве колоколен, которые пришли на смену звонницам. В традиционном стиле построен комплекс зданий Новоиерусалимского монастыря — загородной резиденции патриарха Никона.

Наряду со старыми, традиционными формами в русском  зодчестве появляются и новые. Архитектура  второй половины XVII века отличается большей декоративностью, используются различные украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского барокко. Характерные черты этого стиля — четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, цветные изразцы и подчеркнутая устремленность здания вверх. Образцами московского барокко стали церковь Покрова в Филях, трапезная Троице-Сергиевского монастыря, а также многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря.

Черты этого  стиля проявились в здании Печатного  двора и в Сухаревой башне.

Построенный артелью  русских мастеров во главе с Баженом  Огурцовым  Теремной дворец в Московском Кремле, представляем собой многоярусное ступенчато-пирамидальное сооружение, «олицетворяющее величие царской власти. Новым было убранство дворца — его резкие наличники и многоцветные изразцовые пояса как снаружи, так и внутри здания.

Новое строительство  велось не только в Москве, но и в  других городах. Своими храмовыми постройками  по заказу богатых купцов славился Ярославль. Большинство ярославских  церквей по размерам и убранству  превосходили московские: церковь Ильи Пророка, церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Ее характеризует монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав с красным кирпичом стен, украшенных голубыми изразцами.

Развивается гражданское  строительство: богатые дворяне  и купцы строят для себя каменные жилые дома. В них также наблюдается отход от традиционной простоты и строгости к богатому декоративному оформлению фасадов. Такие дома строятся как в Москве, так и в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и других городах. В Москве памятники архитектуры нарышкинского стиля — палаты думного дьяка Аверкина Кириллова на Берсеневской набережной, дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке, палаты бояр Троекуровых в Георгиевском переулке.

Стиль московского  барокко конца XVII в., его новые  приемы и формы оказали воздействие на архитектуру последующего времени.

Живопись в XVII в. развивалась необыкновенно бурно, ее, как и другие виды искусства, также затронул процесс обмирщения. Происходят становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретный — парсунная живопись.

Новое направление  возглавил Симон Федорович Ушаков (1626-1686) — русский живописец и  гравер. Произведения Симона Ушакова  — парсуны, миниатюры сочетают в  себе традиционные приемы живописи и новаторские искания. Они знаменуют переход от религиозного к светскому искусству. Ушаков переходит от условности изображения к более точному, стараясь придать своим иконописным изображениям характер живых лиц. На его иконах — реалистический пейзаж и другие изображения, не имеющие непосредственного отношения к сюжету иконы.

Самое известное  произведение Симона Ушакова - «Спас  Нерукотворный»,  в котором художник с помощью светотени передает объемность, изображает не абстрактного святого, а реального человека. Ушаков выступил как художник-реформатор, используя традиционные иконографические схемы, он одновременно стремился к светотеневой моделировке формы, к объемности изображаемых ликов. В 1617г. он создал икону «Троица», в которой, в отличие от одноименной иконы А.Рублева, передает не духовную красоту, а красоту земную, изобразив ангелов цветущими, полными здоровья юношами.

В первой половине XVII в. парсуны создавались в старой иконописной манере — на липовых  досках, яичными красками. Так написаны парсуны царя Федора Ивановича т воеводы князя М.В.Сккопина-Шуйского. В изображении, характерный для иконы, трехчетверной поворот, крупные головы, широко раскрытые глаза. При этом художники стремятся как можно точнее изобразить реальные черты оригиналов.

В 80-90-е гг. XVII в. русские художники создают наиболее значительные парсуны: портрет в рост дяди Петра I Л.К.,Нарышкина и поясной портрет матери Петра I — Н.К.Нарышкиной. Для них характерны пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкая цветовая гамма.

От XVII в., особенно от его последней трети, сохранилось большое количество росписей. Хорошо сохранились фресковые циклы ростовских и ярославских церквей. Решительное отличие росписей XVII в. от фресковых циклов более ранних эпох сказывается прежде всего в расширении круга тем. Помимо традиционных библейских и евангельских сцен теперь в изобилии встречаются сюжеты из многочисленных житийных циклов, мотивы из Апокалипсиса, хитроумные иллюстрации различных притч. Многие из них впервые становятся предметом изображения, что открывает перед художниками новые возможности творчески, не оглядываясь на «подлинники», решать различные художественные задачи. Реальный мир все настойчивее проникал в религиозную живопись. Мастера все чаще прибегают к непосредственным жизненным наблюдениям, более свободно располагают фигуры, вводят в композиции различные предметы обихода, интерьер, где действуют персонажи; более жизненно правдивой стала жестикуляция и т. д. Традиционные евангельские сцены усложнялись бытовыми подробностями, место действия конкретизировалось.

Информация о работе Русская культура XVII века