Особенности культуры в 20-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 22:30, доклад

Описание

«Культурное строительство» рассматривалось большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основными задачами в этой области явились:

– Создание новой, «социалистической», культуры, которая, по словам В.И. Ленина, должна быть проникнута «духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии», выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм;

Работа состоит из  1 файл

Особенности культура в 20.docx

— 30.92 Кб (Скачать документ)

Особенности культура в 20-е годы.

«Культурное строительство» рассматривалось  большевиками как важнейшее условие  построения социализма. Основными задачами в этой области явились:

–        Создание новой, «социалистической», культуры, которая, по словам В.И. Ленина, должна быть проникнута «духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии», выражать интересы трудящихся и служить задачам  классовой борьбы пролетариата за социализм;

–        Подъем общего культурного уровня народа;

–        Формирование рабоче-крестьянской интеллигенции.

2.    СредстПравительство начало принимать участие в культурной жизни общества, контролировать его, с помощью различных государственных партийных аппаратов, а также с помощью общественных объединений, для так называемого формирования нового, коммунистического сознания. Развернулась пропаганда коммунистических идей.ва и методы культурной политики.

1. Особенности развития отечественной  культуры в первые годы Советской  власти

В первое послеоктябрьское десятилетие  закладывались основы новой советской  культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением  и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая  революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.

 

К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности, можно отнести следующие:

 

1. Утверждение в качестве первоосновы  формирования новых социокультурных  ценностей учения марксизма-ленинизма  и научной концепции дарвинизма.

 

2. Активное использование культуры  в уничтожении социального неравенства. 

 

Ряд художников (К. Юон, М. Греков, И. Грабарь) уже в 1919 году создали картины, посвященные  Красной Армии. Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону  Советской власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что было немаловажно в условиях гражданской  войны, когда право на паек имели  только представители пролетариата. С 1920 года вводится звание "Народный артист республики". Одними из первых его получили М.Н. Ермолова, К.С. Станиславский, Л.В. Собинов.

 

Революция, поставившая перед собой  задачу построения нового общества и "переделку" человека, не могла не затронуть  семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Происходило  активное вовлечение института семьи  и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Церковный брак был отменен, его  место занял гражданский - с упрощенной системой развода. Большой популярностью  пользуются призывы "свободной любви". Главное в этих взглядах - освобождение женщины и мужчины от буржуазной семьи и классовый выбор в  области половых отношений. Разрушение семьи и быта, которые символизировали  старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной  моралью, шло под знаком утверждения  новой нравственности: нравственно  все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует  пролетариат. Религиозная обрядность начинает активно вытесняться коммунистической: "красные" свадьбы, крестины (в  ЗАГСах вывешиваются списки новых имен для новорожденных - Революция, Нинель, Энергия и т.д.).

2. Состояние и развитие культуры  СССР в 20-30-х годах

 

Классовый подход к культуре прежде всего отразился в деятельности Пролеткульта. Это массовая организация, объединявшая более полумиллиона человек, из них 80 тыс. работали в студиях. Пролеткульт  издавал около 20 журналов, имел отделения  за рубежом. В наиболее законченном  виде концепцию особой пролетарской культуры сформулировал А.А. Богданов, под влиянием которого находились другие деятели Пролеткульта. Он считал, что  культура каждого класса обособлена, замкнута и не может быть понята и использована представителями  других классов. Выдвигалась задача создания самостоятельной пролетарской культуры, свободной от каких-либо “классовых примесей” и “наслоений прошлого”. Взгляды А. А. Богданова разделяли  В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин и др. В  пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Идея отрицания культурного наследия наиболее полно выражена в программном стихотворении В. Кириллова “Мы”:

 

“Мы во власти мятежного страшного  хмеля,

Пусть кричат нам: “Вы палачи красоты”,

Во имя нашего завтра – сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства  цветы!”

 

Решающие шаги в продолжение  ошибок пролеткульта были сделаны в  октябре 1920 г., когда Всероссийский  съезд Пролеткультов принял резолюцию, в которой отвергались неверные и вредные попытки выдумывать особую, пролетарскую культуру. Главным  направлением в работе пролетарских организаций признавалось участие  в деле народного просвещения  на основе марксизма. Взгляды теоретиков пролеткульта были подвергнуты критике  В.И. Ленина, А.В. Луначарского, М.Н. Покровского, Н.К. Крупской, Я.А. Яковлева.

Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском  съезде пролетарских писателей в  Москве в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, В. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками  Пролеткульта, РАПП вместе с тем  оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 г. РАПП был распущен.

Художественная жизнь страны в  первые годы Советской власти поражает пестротой и обилием литературно-художественных группировок. Только в Москве в 20-х  гг. их насчитывалось более 30. Среди  них – “Кузница” (основана в 1920 г.), “Серапионовы братья” (1921), Московская ассоциация пролетарских писателей  – МАПП (1923), “Левый фронт искусств”  – ЛЕФ (1922), “Перевал” (1923) и др. Многие литераторы по своему убеждению были аполитичны. Так, в манифесте объединения  “Серапионовы братья” провозглашалась  независимость художественного  творчества от политики и идейных  убеждений. Однако творчество “Серапионов”, среди которых были Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М. М. Зощенко, В. А. Каверин, выходило за рамки данной декларации.

В апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление  «О перестройке литературно-художественных организаций», которое предусматривало  их роспуск и создание единых творческих союзов. В августе 1934 года был образован  Союз писателей СССР. Первый же съезд  предписал деятелям советского искусства  пользоваться исключительно методом  социалистического реализма, принципами которого являются партийность, коммунистическая идейность, народность, «изображение действительности в ее революционном развитии». Наряду с Союзом писателей позднее возникли Союз художников, Союз композиторов и  т.д. Для руководства художественным творчеством и контролем над  ним при правительстве был  образован Комитет по делам искусства.

Таким образом, большевистская партия полностью поставила советскую  литературу и искусство на службу коммунистической идеологии, превратив  их в инструмент пропаганды. Отныне они предназначались для того, чтобы внедрить в сознание людей  марксистско-ленинские идеи, убедить  их в преимуществах социалистического  общежития, в непогрешимой мудрости партийных вождей.

Деятели искусства и литературы, которые удовлетворяли этим требованиям, получали большие гонорары, сталинские и прочие премии, дачи, творческие командировки, поездки за границу и другие блага  от большевистского руководства.

Участь не подчинившихся коммунистическому  диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках  НКВД погибли талантливейшие представители  советской культуры: О. Мандельштам, написавший антисталинское стихотворение  «Мы живем под собою не чуя  страны…», И. Бабель, ярко описавший  события гражданской войны в  произведении «Первая конная», режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов. Только из членов Союза писателей  было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры, например писатель А. Платонов, художники П. Филонов, К. Малевич и другие, были лишены возможности  издавать свои книги, выставлять картины. Многие выдающиеся произведения, созданные  в те годы, дошли до читателя и  зрителя не сразу. Только в 1966 году был  издан роман М. А. Булгакова “Мастер  и Маргарита”, в 1986-88 годах увидели  свет “Ювенильное море”, “Котлован” и “Чевенгур” А. П. Платонова, в 1987 году опубликован “Реквием” А. А. Ахматовой.

Пути идейно-политического самоопределения  и жизненные судьбы многих людей  искусства складывались в эту  переломную эпоху непросто. По различным  причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты, такие как И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, Е.И. Замятин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, К.А. Коровин  и др. Раньше других осознал невозможность  для себя жить и работать вне Родины А.Н. Толстой, вернувшийся из эмиграции  в 1922 г.

Однако многие остались в Советской  России. Это ученые К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, И.М. Губкин, К.З. Циолковский, Н.И. Жуковский, И.П. Павлов и др.; литераторы – А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, А.М. Горький, А.С. Серафимович, Д. Бедный. В 20-х годах появилась среди  писателей талантливая молодежь – В.А. Каверин, Н.С. Тихонов, Н.Н. Асеев, Л.М. Леонов, М.А. Шолохов, А.А. Фадеев; театральные деятели – К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров и др. Среди художников – Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, С.Т. Коненков. В кинематографе начали свою творческую деятельность С.М. Эйзенштейн, И.А. Пырьев, Г.В. Александров, А.Н. Афиногенов, Э.Л. Гарин, А.Д. Попов.

Возникло множество театральных  коллективов. Большую роль в становлении  театрального искусства сыграли  Большой драматический театр  в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.

К середине 20-х годов относится  появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшими  событиями театральных сезонов 1925-27 гг. стали “Шторм” В. Билля-Белоцерковского  в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая”  К. Тренева в Малом театре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом драматическом  театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова  во МХАТе. Прочное место в репертуаре театров занимала классика. Попытки  ее нового прочтения делались как  академическими театрами (“Горячее сердце”  А. Островского во МХАТе), так и  “левыми” (“Лес” А. Островского  и “Ревизор” Н. Гоголя в театре им. В. Мейерхольда).

Если драматические театры к  концу первого советского десятилетия  перестроили свой репертуар, то главное  место в деятельности оперных  и балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Единственной крупной  удачей в отражении современной  темы стала постановка балета Р. Глиера “Красный мак” (“Красный цветок”).

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и  др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы  музыкальные ансамбли, в последствии  прославившие отечественную музыкальную  культуру: Квартет им. Бетховена, Большой  Государственный симфонический  оркестр, Оркестр Государственной  филармонии и др. В 1932 году был образован  Союз композиторов СССР.

Как и в других видах искусства  в живописи был утвержден метод  социалистического реализма. Высшим достижением советских художников считались картины Б. Иогансона («Допрос  коммуниста»), Б. Грекова и его  школы, посвященные военной тематике, портреты М. Нестерова, П. Корина, И. Грабаря, работы А. Дейнеки, воспевающие здорового, сильного человека. Огромное распространение  получили парадные портреты вождей народа.

Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов, изображающих В.И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей  партии и государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям. Шедевром монументального искусства  того времени считалась созданная  В. Мухиной скульптурная группа «Рабочий и колхозница», изображающая двух стальных гигантов.

Большую роль в художественной жизни  страны играли литературно-художественные журналы. Популярными стали такие  новые журналы как “Новый мир”, “Красная новь”, “Молодая гвардия”, “Октябрь”, “Звезда”, “Печать и  революция”. На их страницах были впервые  напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались  критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских  газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная  газета. Книги издавались более чем  на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны. Радиовещание велось 82 станциями  на 62 языках. В стране насчитывалось 4 млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев.

В начале 30-х годов начали проявляться  признаки культа личности Сталина. Одной  из первых “ласточек ” была статья К. Е. Ворошилова “Сталин и Красная  Армия”, опубликованная в 1929 г. к пятидесятилетнему  юбилею генсека, в которой, вопреки  исторической правде, преувеличивались его заслуги. Постепенно Сталин становится единственным и непогрешимым теоретиком марксизма-ленинизма. В этот период подверглись репрессиям ученые-обществоведы, выступающие за сохранение новой  экономической политики. Так, были арестованы, а в последствии расстреляны, видные русские экономисты А. В. Чаянов и Н. Д. Кондратьев.

К середине 30-х годов появились  новые произведения. Публикуется  роман М. Горького “Жизнь Клима Самгина” (1925-1936). В романе Шолохова “Тихий Дон” (1928-1940) повествуется проблема человека в революции, его судьба. Символом героизма и нравственной чистоты  стал образ Павла Корчагина –  героя романа Н. Островского “Как закалялась сталь” (1934). Тема индустриализации отражена в произведения Л. Леонова  “Соть”, М. Шагинян “Гидроцентраль”, В. Катаева “Время вперед”, И. Эренбурга  “Не переводя дыхание”. Многие произведения были посвящены отечественной истории. Это “Петр I” А. Толстого, “Смерть  Вазир-Мухтара” Ю. Тынянова, драма М. Булгакова “Кабала святош” (Мольер) и “Последние дни” (“Пушкин”)

Блестящие образцы поэзии дали в  своем творчестве С. Есенин, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре  сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской  детской литературы стали произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.

Информация о работе Особенности культуры в 20-е годы