Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:31, контрольная работа

Описание

Итак, целью данной контрольной работы является освещение символов культуры Древнего Египта. На основании приведенной литературы, источников и различных данных необходимо достаточно полно раскрыть тему, следуя следующим поставленным задачам:
1. рассмотреть историю Древнего Египта;
2. охарактеризовать представления египтян о загробном мире - самую важную часть их религии и культурного наследия;
3. оценить вклад египтян в мировую культуру

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Возникновение этнической общности египтян………..……4
2. Древнеегипетская мифология и религия…………………....…..7
Египетский пантеон Богов………………………………………………......7
Обожествляемые животные………………………………………………..10
Вера в загробную жизнь…………………………………………………….11
Заупокойный культ. "Книга мертвых"………………………………….….12
3. Изобразительное искусство и архитектура ………………..….15
4. Письменность………………………………………………………………21
5. Наука и медицина……………………………………………………..…23
Заключение……………………………………………………………….……26
Список использованной литературы и источников………….28

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

     Из  всех монументов древнего мира наиболее величественны пирамиды в долине Гиза. В них были захоронены три  великих правителя Древнего Египта XXVI в. до н.э. – отец, сын и внук.

     Границы пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона  Хефрена. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди отсекали скалу, природная форма которой  напоминает тело лежащего льва.

     Строительная  техника возведения пирамид и  храмов была предельно проста. В  распоряжении строителей не было даже примитивной техники, а только веревки, рычаги и неограниченная рабочая  сила. Камень добывали и по соседству, и в каменоломнях пустыни. Обрабатывали его на месте, раскалывали на куски весом примерно по 5 тонн. При этом применяли твердые породы камня и клинья из твердых пород дерева. Затем кубические куски обрабатывали, а грани поверхности шлифовали. К месту строительства их перевозили на катках или сплавляли по реке на плотах. Для передвижения одного камня в упряжку впрягались несколько сот человек. Мощные рычаги также приводились в движение усилиями массы людей.

     По  твердой поверхности земли, по засохшей глине и камню передвигать  крупные каменные блоки было сравнительно просто: под камень подкладывали катки, сам камень обвязывали прочнейшими веревками из сплетенных полос папируса; веревки тянули сотни людей. В качестве тягловой силы использовались также быки. По песчаному грунту тащить камни было труднее, поэтому приходилось ставить их на плоты и ждать ежегодного разлива Нила, чтобы перевезти тяжелый груз по воде. Для проведения работ по внутренней отделке храма строились специальные леса, для оформления интерьера широко использовали гипс, мел и глину.

     Участие в строительстве пирамиды или  храма имело для египтянина совершенно особое значение: через свой труд он вещественно, чувственно прикасался к  фараону – земному богу. Это  считалось важным как для отдельного человека, так и для благополучия народа.

     В эпоху среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.) фараоны, происходившие из Физ, сделали свой родной город столицей. Фараоны Среднего царства уже не обладали столь неограниченной властью, как их предшественники во времена строительства пирамид. Появляется новый тип погребальных сооружений, сочетающих скальную гробницу с традиционной формой пирамиды. К сожалению, большинство сооружений эпохи Среднего царства не сохранилось.

     Искусство Нового царства грандиозно и величественно, но в нем уже просматриваются проявления чувств, размышлений и переживаний человека. Вместо строительства гробниц начинает развиваться храмовое зодчество. В течение нескольких веков на восточном берегу Нила в Фивах строятся знаменитые храмы, посвященные богу солнца Амону-Ра – Карнакский и Луксорский.

     Фараоны Нового царства не строили себе величественных гробниц. Участившиеся грабежи богатых  гробниц заставили тщательно  скрывать их местоположение. Гробницы царей отныне сооружали далеко в  пустыне – Долине царей. Саркофаг с телом усопшего фараона замуровывали глубоко в скалу. Правда, и это не помогало: почти все захоронения фараонов, кроме гробницы Тутанхамона, были разграблены.

     С воцарением Рамсеса II вновь укрепилось экономическое и политическое положение страны. Египет опять стал могущественнейшим государством Востока. Начался период подъема национальной культуры. К числу знаменитых творений, созданных во времена Рамсеса II, относится известный пещерный храм Абу-Симбел. В цельной скале строители воссоздали классический тип египетского храма. Его фасад обращен к Нилу. Перед храмом возвышаются четыре 20-метровые статуи Рамсеса II. Они олицетворяют беспредельную власть фараона над своими подданными и покоренными народами. Росписи стен и колонн храма изображают сцены битв. Образ фараона представлен во всех скульптурах и рельефах.

     Период  Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже  с ранних времен в египетском искусстве  ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Гробницы знати, так называемые “мастаба”, состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые. Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных людей можно было построить столь гигантские сооружения.

     Особое  внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени. В частности, возник третий, основной тип египетской колонны - в виде связок бутонов лотосов. Появляется новый вид зданий - так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине.

     Пирамиды — это не только память о бессмысленном и жестоком насилии над человеческим трудом и жизнями сотен тысяч людей, не только свидетельство полного порабощения народа деспотической властью фараона. Пирамиды —  это замечательный памятник архитектуры древнего Египта. Это свидетельство высокого инженерного искусства египтян, пять тысяч лет назад создавших такие грандиозные сооружения на заре человеческой культуры.

 

      4. Письменность 
 
 

В IV тыс. до н.э. в Египте возникло пиктографическое письмо, а к началу III тыс. до н.э. – иероглифика. Уже в период Древнего царства начали использоваться знаки в упрощенном написании, что позднее привело к возникновению иератического письма, а в I тыс. до н.э. – демотического (скорописи). Первоначально иероглифы обозначали целые понятия, позднее происходит переход к слоговому, а частично даже к фонетическому письму, то есть отдельные знаки стали обозначать слоги и буквы. После закрытия всех языческих храмов по указу римского императора Феодосия Великого (конец IV в. н.э.) египетская письменность была напрочь забыта. Интерес к египетскому языку оживился в конце XVIII в. во время экспедиции Наполеона в Египет. Особенно большой интерес вызвала находка каменной плиты около г. Розетты. По месту находки плита была названа «Розеттским камнем». На нем на двух языках: египетском и греческом была сделана надпись в честь фараона Птолемея V. В заключение надписи на греческом языке было сказано, что на египетском и греческом языках был высечен один и тот же текст. В 1808 г. над дешифровкой надписи на Розеттском камне начал работать 18-летний ученый Жан Франсуа Шампольон (1790–1832). Он великолепно владел греческим языком и латынью, свободно говорил на арабском языке. В 20 лет Шампольон уже был доктором словесности. В результате длительной работы он нашел ключ к чтению египетских иероглифов. 27 сентября 1822 г. Шампольон сделал об этом доклад на заседании Академии наук в Париже. Эта дата считается днем рождения новой науки – египтологии. Цивилизация древнего Египта оставила человечеству богатейшее литературное наследие. Наиболее характерной особенностью древнеегипетской литературы являются ее связь с религиозно-мистическим мировоззрением и, соответственно, традиционность многих сюжетов, литературных мотивов, жанров и форм. Большая часть религиозных произведений являлась художественной формой религиозных мифов, преданий, легенд, политических идей. Литература выполняла функцию религиозно-этиологического объяснения возникавших перед человеком вопросов о происхождении мира, о смысле жизни и смерти, о природных явлениях.

К официальной  литературе относятся гимны в  честь царей, как, например, «Гимн Сенусерту III», где восхваляется властелин, защищающий страну и расширяющий ее границы, покоряющий иноземные страны. Распространенным видом египетской литературы являются так называемые поучения и пророчества, которые можно отнести к дидактическому жанру. Как правило, они написаны конкретными авторами, чьи имена дошли до нашего времени. «Поучения» можно разделить на два разряда:

  1. «поучения» фараонов (написанные от их имени), содержащие советы по управлению страной и являющиеся политическими сочинениями с большой информацией о внутреннем и внешнем положении египетского государства;
  2. «поучения» частных лиц, например «Поучение Ахтоя» о преимуществах профессии писца перед другими.

Особой  разновидностью дидактической литературы стали так называемые пророчества, наиболее известные из которых – «Речение Ипусера» и «Пророчество Неферти». «Речения» представляют собой описание грядущих

несчастий в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни.

Наряду  с религиозной и официальной  литературой до нас дошли и  элементы народного творчества в  виде сказок, трудовых песен, пословиц, поговорок. В них выступают черты  подлинной жизни простых людей  в переплетении со сказочной фантастикой. Таковы древнеегипетские сказки «О двух братьях», «О правде и кривде». 

 

      5. Наука и медицина 
 
 

     Больших успехов достигли древние египтяне и в научных познаниях. Разумеется, это были разрозненные сведения, слабо  связанные между собой и еще  не выделившиеся из религигиозно-мифологической картины мира. Тем не менее, многие из полученных древними египтянами результатов поражают. Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов наклонов глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. По сути дела, они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня.

     Год состоял из трех времен, каждое время  из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что  календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день.

     Грандиозное древних египтян было сделано  в области физики - для уменьшения силы трения рабы лили масло под  полозья тележек (строительство  пирамид).  В пору Древнего царства  египтяне сделали открытие в области  химии – изобретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений. Периоду Среднего царства принадлежат первые математические и медицинские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном понимании этого слова).

     Астрономы создают достаточно точные картины  звездного неба (списки созвездий  на саркофагах). Появляются догадки  о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем. Они невидимы днем, так как на небе находится Солнце. Физика - изобретены водяные часы (карманные, нашейные египетские часики, инструкции – «наставления» о пользовании солнечными часами). География - до нас дошли куски подробных чертежей карт горных промыслов пустыни. Медицина - лечебники с описанием кровообращения, лечения ран, пролома черепа и повреждения внутренних полостей носа. 

     Обширные  медицинские познания египтяне получили из практики бальзамирования трупов, которая привела к знакомству с внутренним строением человеческого  тела. В эпоху Древнего царства отдельные медицинские наблюдения, полученные эмпирическим путем, были подвергнуты отбору и классификации, на основе которых появились первые медицинские трактаты. До нас дошли десять основных медицинских папирусов, получивших свое название или по имени первых владельцев, или по наименованию городов, где они хранятся. Из них наибольшую ценность представляют два – большой медицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита.

     Папирус Эберса был обнаружен в одной  из фиванских гробниц в 1872 г. и датирован периодом правления фараона Аменхотепа I (XVI в. до н. э.). на этом папирусе записаны более сорока текстов по медицине. В нем содержится множество рецептов и предписаний для лечения различных болезней, даются советы, как спастись от укусов насекомых и животных; в разделе косметики содержатся указания о том, как избавиться от морщин, удалить родинки, усилить рост волос и т. п. Все без исключения медицинские рецепты сопровождаются соответствующими магическими заклинаниями и заговорами для каждого конкретного случая. В качестве лекарственных средств упоминаются различные растения (лук, чеснок, лотос, мак, финики, виноград), минеральные вещества (сурьма, сода, сера, глина, свинец, селитра), вещества органического происхождения (обработанные органы животных, кровь, молоко). Лекарства приготовлялись обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве.

Информация о работе Культура Древнего Египта