Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:31, контрольная работа

Описание

Итак, целью данной контрольной работы является освещение символов культуры Древнего Египта. На основании приведенной литературы, источников и различных данных необходимо достаточно полно раскрыть тему, следуя следующим поставленным задачам:
1. рассмотреть историю Древнего Египта;
2. охарактеризовать представления египтян о загробном мире - самую важную часть их религии и культурного наследия;
3. оценить вклад египтян в мировую культуру

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Возникновение этнической общности египтян………..……4
2. Древнеегипетская мифология и религия…………………....…..7
Египетский пантеон Богов………………………………………………......7
Обожествляемые животные………………………………………………..10
Вера в загробную жизнь…………………………………………………….11
Заупокойный культ. "Книга мертвых"………………………………….….12
3. Изобразительное искусство и архитектура ………………..….15
4. Письменность………………………………………………………………21
5. Наука и медицина……………………………………………………..…23
Заключение……………………………………………………………….……26
Список использованной литературы и источников………….28

Работа состоит из  1 файл

Культурология.doc

— 126.00 Кб (Скачать документ)

     В соответствии с древней религиозной  доктриной фараоны считались  существами божественной природы, " детьми великих богов мироздания" и поэтому являлись объектами  религиозного почитания. Особенно последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II, прижизненное и посмертное обожествление и культовое обслуживание которого осуществлялось по всему Египту и за его пределами. Древние египтяне признавали божественное происхождение фараонов, поэтому их авторитет был неоспорим. Простые люди были обязаны уважать обычаи, совершать предписанные ритуалы, приносить необходимые жертвы, а главное, трудиться во имя славы и богатства правителя.

     Олицетворение бога в образе фараона накладывало  на всю культуру Египта отпечаток божественности. Вот почему вся египетская культура, даже хозяйственная и торговая, всегда сакральна. Сакральность, закрепленная каноном, ставшая неизменной традицией, скрепляла единство страны – этническое, культурное, государственное.

     Очеловечивания богов, укоренившееся в Египте уже в древнейшие времена, определялось уровнем сознания египтян (человек творил бога по своему подобию), тем не менее, религиозная фантазия наделяла богов звериными головами, что было созвучно древнейшим поверьям. Боги вступили между собой в дружеские или враждебные отношения, далеко не безразличные людям. Мифологическая картина жизни египетских богов была той духовной силой, которая пронизывала все содержание реальной жизни и культуры Египта с древнейших времен. 
 

     2.2. Обожествляемые животные

 
 
 

     Египет  представляет собой довольно пустынную  страну и животный мир его довольно беден. Может поэтому в египетской религии так много божественных животных.

     Египтяне  поклонялись божественному черному  быку Апису. В городе Мемфисе в  храме постоянно проживал живой бык - олицетворение бога быка. Белые и черные быки считались священными животными и за их убийство грозила суровая кара. Для умерших храмовых быков строились огромные каменные саркофаги. Встречается также культ священной коровы.

     Весьма  распространен был культ крокодила, который олицетворял бога Себека. При многих храмах содержались священные  крокодилы, которых кормили жрецы, а после смерти крокодилы бальзамировались. Затем мумии крокодилов захоронялись.

     Чрезвычайно был распространен культ сокола (или ястреба) как воплощение бога Хора, а также коршуна и ибиса. Священным в Египте считался белый ибис с черными крыльями. За его убийство полагалась смерть. Всех этих животных также содержали при храмах, а после их смерти бальзамировали.

     Широко  был распространен культ кошки. Великий бог Ра считался великим  котом. Существовала также кошачья  богиня Бастет. Смерть кошки в семье  отмечалась специальным трауром. Умерших  кошек относили к жрецам, которые  их бальзамировали и хоронили на специальном кошачьем кладбище. Для кошек иногда делали гробы. За убийство кошки следовало суровое наказание. При пожаре первой спасали кошку, а только затем детей и имущество.

     В некоторых местностях обожествлялся  баран и лев. Было известно около 60 божеств, изображаемых в виде льва или львицы. Считались священными также черные собаки и шакалы. Они отождествлялись с богом потустороннего мира Анубисом.

     Большое влияние имел культ змеи. Изображение  змеи было на головном уборе фараона. Считалось, что оно защищает его от влияния дурных сил. В виде змеи предстает богиня земного плодородия Рененутет. При входе во многие храмы устанавливались каменные стелы с изображением змей.

     Особое  место занимал священный жук  скарабей. Это насекомое играло огромную роль в религии Египта. Оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось - хепри.  
 
 

     2.3. Вера в загробную жизнь 
 
 

     Истинный  смысл сооружения пирамид можно  понять исходя из представления, лежавшего  в основе религии египтян: человек  после кончины продолжает свой жизненный путь в царстве бессмертия. Древние египтяне считали, что со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются жить другие составляющие его существа: имя (Рен), душа (Ба) вылетающая из тела в виде птицы, воплощение жизненной сущности человека, и, наконец, Ка – тоже душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связанна с судьбой самого тела. Ка не бессмертна, она может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым. Отсюда столь разработанный до мелочей погребальный культ и забота о теле покойника. Вероятно, этот обычай определили природные условия. В сухом климате (а в древнейшие времена покойников в Египте хоронили в песок) разложение останков идет медленно, а по высыхании прекращается вообще. Кожа и волосы покойника, как правило, хорошо сохраняются. Чтобы помочь естественному процессу высыхания, у покойника вынимали внутренности и мозг, а кожу смазывали маслами. Так возник обряд бальзамирования, которому стали подвергать не только царей, но и всех знатных людей после их смерти. Самых знатных после бальзамирования помещали в саркофаг, который покрывали иероглифическими надписями и резьбой, раскрашивали и ставили в каменный склеп. Рядом или внутрь клали оружие, утварь, украшения, знаки отличия. Через потайную дверь в склеп входили жрецы или родные – они приносили еду и вино.

     Но  нужно было сохранить умершему не только тело, но и богатство: рабов, скот, семью. Художники своим творчеством  обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие: множество небольших статуэток заменяли слуг, на стены гробницы наносились росписи и рельефы с изображением земной жизни умершего. Таким образом, искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было обеспечить продолжение жизни в загробном мире. 
 

     2.4. Заупокойный культ. "Книга мертвых"

 
 
 

     В культуре Древнего Египта заупокойный  культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой  египтянин с самого рождения начинал  думать о своей будущей загробной  жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было, наверное, в мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти.

     Крайне  запутанной была сама система заупокойного культа. Сразу после смерти человека его родственники несли его в  храм, где его длительное время  бальзамировали. Во время бальзамирования  все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только в случае, если его тело - сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего, на случай если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки - ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего ложили оружие, орудия труда, посуду - все, что могло понадобиться ему в будущей жизни.

     Родственники  умершего часто навещали гробницу, оставляли на ней пищу, молились за умершего, иногда просили у него помощи. Египтяне относились к своим умершим родственникам почти как к живым людям, которые далеко уехали. У гробниц они оставляли им письма, чтобы те смогли их прочитать.

     Однако  для благополучной жизни в  загробном мире одного соблюдения всех обрядов было не достаточно. Необходимо было бороться со злыми духами в загробном мире, а также пройти загробный суд. Именно с целью помочь в этом была создана Книга Мертвых. В ней было описано, как избежать всех этих опасностей. Каждый человек должен был как можно лучше описать самого себя в священном тексте, который ложился в гробницу. По правде, говоря, мало, что из этого было правдой, но египтяне считали, что иногда для достижения блаженства в загробном мире можно и соврать. На загробном суде боги должны были взвесить сердце умершего и узнать, сколько он сделал хороших и плохих дел. Для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего господина, произносились специальные магические заклинания.

     Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхъестественных существа, каждое из которых отвечал за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ и они не смогут ему противостоять. Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце умершего. Если человек совершил большей хороших дел - он попадает в загробный мир, если больше плохих, то его душу тут же съедает пожирательница душ. Здесь не играли роли общественное положение человека, его богатство, а только его дела. 

 

      3. Изобразительное искусство и архитектура 
 
 

     С древнейших времен египетское искусство развивалось под сильным религиозным влиянием. Скульптуры и картины предназначались не для украшения частных домов – они символизировали божественное начало и служили небесным и земным богам – фараонам. Место такого искусства было в храмах и гробницах.

     Религиозная направленность искусства требовала  твердо установленных образцов и  стереотипов выражения. Эти образцы, освященные религией, не подлежали изменению. Установленные каноны передавались художниками из поколения в поколение. Поэтому древнеегипетская культура характеризируется как канонизированная. На протяжении трех тысяч лет искусство Египта оставалось почти неизменным, во всяком случае, стереотипным (за исключением фаюмского портрета и женского портрета в целом). Сохранялись его основные черты: пластические фигуры были симметрично расположены, одежда на скульптурах, украшения, борода, прическа – все это было также подчинено неизменным в веках правилам. Сами же правила в конечном итоге подчинялись религиозно-мифологической традиции древних египтян. Поэтому в египетских картинах и резьбе по дереву и камню нет перспективы, но есть плоскостное изображение видимых и невидимых деталей предмета.

     Египетская  живопись на первый взгляд поражает монотонностью, однообразием, застывшими формами. Это  прежде всего относится к изображениям царственных и других знатных  особ. Подобный прием призван был  подчеркнуть величие персоны, ее высокое положение в мире бытия. При изображении воинов, земледельцев, ремесленников чувствуется большая свобода: люди поют, танцуют, воюют, работают, охотятся и т. д. Реалистично изображались и животные.

     Древнеегипетская  скульптура, как и другие виды искусства, связана с заупокойным культом. Стены гробниц и храмов облицовывали плитами с рельефами или покрывали росписями, служившими магическим целям: они изображали бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые при погребении, и т. д.

     Большое место в росписях и рельефах занимало изображение загробной жизни, которая рассматривалась египтянами как непосредственное продолжение земной. В храмах при царских гробницах рельефы представляли собой летопись событий и подвигов царя, главным образом военных походов. В сценах охоты, рыбной ловли, жертвоприношений фигура фараона выделяется среди окружающих значительно большими размерами, что подчеркивает ее значимость.

     Скульптурные  изображения помещали в храме, в  нише или у стены в гробнице. Несмотря на различие поз, почти все  скульптуры имеют общие черты. Они фронтальны, для них характерна абсолютная симметрия. Это правило строго соблюдается при изображении фигуры в любых позах, принятых в египетской скульптуре всех времен. Статуи раскрашивали, благодаря чему нам известны канонические цвета: для мужских фигур – коричнево-красные, для женских – желтый. Волосы всегда были черные, одежда – белой. Это однообразие вызвано религиозным назначением статуи и строгими требованиями канона.

     Египтяне  довели искусство скульптурного  портрета до высочайшего мастерства. Статуи супружеской четы Рахотепа и Нофрет, статуя сидящего писца, статуя Ка и многие другие представляют собой шедевры скульптуры. Каждая из них передает индивидуальность личности.

     Как и в живописи, в скульптуре художник мог чувствовать себя свободнее, изображая незнатных людей и слуг за работой. Их позы свидетельствуют о роде занятий, выражения лиц лишены величавой торжественности, присущей знати.

     Всем  известно, как много интересных, порою поразительных научных  открытии сделали ученые на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности, были пирамиды — эти удивительные  искусственные горы — гробницы древних египетских царей.

     В современной исторической науке принято считать началом первого великого периода древнеегипетской культуры, так называемого Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), время зарождения каменного строительства. Началось возведение грандиозных пирамид – гигантских надгробий, символизирующих деспотическую власть обожествленного царя, представления египтян о загробной жизни и связанный с ними заупокойный культ.

Информация о работе Культура Древнего Египта