Искусство итальянского возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:53, контрольная работа

Описание

Принудительный крепостной труд вытеснялся трудом, свободно продаваемым и покупаемым. Связанные с ростом новых общественных отношений, конкуренция и разделение труда на первых этапах новой эпохи открывали новые пути изобретательности и инициативе. Огромными были изменения в идеологической области, в сознании людей, в их миропонимании. Целый ряд научных и географических открытий, технических изобретений как бы заново открывал землю перед народами разных стран, свидетельствуя о безграничных возможностях человечества. Италия стала в это время центром новой эпохи, в ней раньше всего зародились новые формы производства и обмена и порождаемой ими идеологии.

Содержание

1.Эпоха Возрождения. Основные этапы развития.


2. Особенности и искусства итальянского Возрождения

2.1 Основные этапы развития итальянского Возрождения.


3.Яркие деятели в эпоху развития итальянского Возрождения.

3.1 «Проторенессанс»

3.2 «Высокое Возрождение»


Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Искусство итальянского возрождения.docx

— 68.62 Кб (Скачать документ)

Пьеро делла  Франческа — художник-теоретик, ученый, философ. Известно, какое огромное значение получило для художников Возрождения  изучение перспективы. Задача овладения  научными знаниями, помогающими передать глубину пространства, давно увлекала мастеров Флоренции. Вазари сохранил предание о таком увлечении художника  Паоло Учелло (1397 — 1475), просиживавшего ночи над решением перспективных  задач; когда жена уговаривала его  идти спать, он возражал словами: "О, сколь сладостная вещь перспектива!"

Пьеро делла  Франческа пошел в овладении  перспективными знаниями гораздо дальше Учелло, еще во многом примитивного и наивного. Самым замечательным  созданием Пьеро делла Франчес- ка являются его фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо (илл. 5), посвященные «истории креста». Он выражает в композициях свое понимание  жизни. Эти картины полны величественных образов людей — мудрых женщин, многоопытных старцев, «мужей совета», воинов.

Яркой творческой индивидуальностью является Андреа Мантенья. Мантенья старательно изучал слепки с античных скульптур. Живопись Мантеньи необычайно объемна. Это суровое, строгое, мужественное искусство. Три  цикла монументальных работ составляют славу Мантеньи — росписи капеллы  Оветари в церкви Эремитани в  Падуе (легенда о жизни и смерти св. Иакова и св. Христофора), фрески во дворце герцога Лодовико Гонзага  в Мантуе и девять больших полотен  на тему «Триумф Цезаря». Фрески в  капелле Оветари по их ясной пространственности и реализму перекликаются с барельефами  Донателло. Для Мантеньи все архитектонично: и сооружения, и уступы скал, и  человеческие фигуры. В великолепных мантуанских росписях особое значение получили ракурсы, перспективные сокращения фигур в создании иллюзии глубины  пространства. В одном из залов  дворца (Камера дельи Спози) Мантенья изобразил семью герцога в  окружении родственников, придворных, и слуг. Фигуры трактованы очень  пластично. Характеристика отдельных  персонажей жизненна и остра. В росписи  плафона Мантенья одним из первых сделал попытку как бы раздвинуть своды: плафон изображает открытую круглую  галерею с прорывом в небо, по краям ее видны фигурки ангелов-амуров, павлины, несколько женских голов.

Помимо фресок, Мантенья создал и ряд великолепных станковых произведений: «Распятие», «Св. Себастьян», «Мадонна с Иосифом, Анной и Иоанном», «Мертвый Христос». В последней картине фигура Христа изображена в сильном ракурсе  — ногами прямо на зрителя. Художник великолепно передал трагедию смерти.

Доменико Гирландайо, в мастерской которого одно время  учился Микеланджело, не был столь  глубоким художником, как Пьеро делла  Франческа или Мантенья. Но и его  искусство — гимн высокому достоинству  человека. Гирландайо — превосходный портретист, он очень выразительно передает характерные черты модели. Но и в портретных изображениях так  же, как и в многофигурных композициях, он стремится довести свои образы до возможного обобщения. Гирландайо больше всего увлекала фресковая живопись. Очень красивы его фрески в  церкви Санта Мария Новелла во Флоренции («Рождество Марии», «Рождение  Иоанна Крестителя» и др.).

Еще одна величественная и пламенная фигура приближает нас  в зти десятилетия раннего  Возрождения к Микеланджело —  Лука Синьорелли. В его искусстве  с особенной силой обнаруживается интерес к изображению обнаженного  тела с подчеркнутой анатомической  трактовкой. Свое восприятие жизни  полнее всего Синьорелли выразил  в огромных фресках собора города Орвьето на тему страшного суда. Они насыщены страстью, движением, суровой  патетикой.

Число ярких  талантов, которыми богат в итальянской  живописи XV век, не исчерпывается, разумеется, названными именами. Не только Флоренция  и Рим стали центрами высокой  художественной культуры. Милан, Генуя, Неаполь, Венеция и более мелкие города-государства — Сиена, Урбино, Римини, Феррара, Мантуя, Болонья— имели  не только своих выдающихся мастеров, но и создавали свои школы, влиявшие друг на друга, обменивавшиеся художниками  и их произведениями.

Огромное значение в художественной культуре века имела  архитектура, прошедшая за сто лет  величественный путь развития, создавшая  новый высокий стиль, оказавший  глубокое влияние на зодчество всех стран Европы. В творениях Брунеллески, Гиберти, Микелоццо (1396 — 1472), Альберти (1404 — 1472) и других архитекторов готика была заменена новыми формами зодчества, сочетавшими античное наследие (понимание  пропорций, ордер и др.) с новаторским  воплощением собственного мироощущения. Возникает новое понимание градостроительных  задач, создаются мощные постройки  не только церковного назначения, но и  светские — общественные здания и  дворцы (капелла Пацци и Оспедале дельи Инноченти — Брунеллески, палаццо Медичи-Риккарди — Микелоццо, палаццо Ручеллаи — Альберти во Флоренции и др.).

В скульптуре реалистические принципы развивает семья скульпторов  делла Роббиа. Лука делла Роббиа (1399/1400 — 1482) выполнил ряд прекрасных работ в мраморе (рельефы кафедры  для певчих во флорентийском соборе с фигурами поющих и играющих на музыкальных инструментах детей  и др.). Но главное, чем прославились Лука делла Роббиа и его последователи (племянник Андреа и сын племянника — Джованни) — это применение глазурной техники для создания круглой скульптуры и рельефов. Скульптура из цветной майолики сочеталась с  архитектурой, декоративно оформляла  ее. Замечателен люнет Луки делла  Роббиа, изображающий мадонну, младенца и ангелов. Фигурные изображения  в рельефах Лука делла Роббиа дополняет  декоративными гирляндами из листьев, цветов и плодов.

Широкую известность  получили изображения детских головок  скульптора Дезидерио да Сеттиньяно (1428 — 1464), отличающиеся глубокой жизненностью и реализмом трактовки.

Монументальная  скульптура, поднявшаяся до высокого уровня в начале века в созданиях  Донателло и Гиберти, снова достигает  мощной выразительности к концу  столетия в творчестве одного из самых  прославленных художников Флоренции, ювелира, живописца и скульптора Андреа Верроккьо (1435/36 — 1488), а также в неосуществленном проекте конного монумента Сфорца работы Леонардо да Винчи.

Верроккьо был  художником-экспериментатором, искавшим новые пути в искусстве. В бронзовой  группе «Христос и апостол Фома»  на фасаде церкви Ор-Сан-Микеле во Флоренции  он наряду с архитектурно-декоративной разрешил и сложную психологическую  задачу. Особенно замечателен его  конный памятник кондотьеру Коллеони в Венеции {илл. 7). Это — прославление силы и неукротимой воли. Тема намечается уже в гордой поступи коня и  ярко выступает в фигуре всадника, в его надменном развороте  плеч и хищной голове, в резком очерке губ и презрительном жестоком взоре.

3.2 Высокое  Возрождение

Конец XV и первую четверть XVI века называют «Высоким Возрождением», а первые десятилетия XVI столетия «золотым веком» Ренессанса, так как в эти  годы получили завершение все те искания  новой культуры, о которых говорилось выше. Характерные черты реализма итальянского Возрождения — классическая ясность, человечность образов, их пластическая сила и гармоническая выразительность  — достигают неповторимой высоты. Человек во всем величии его духовных и физических сил вдохновляет  на величайшие достижения художников, среди которых почти одновременно творят такие гении, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

Но Высокое  Возрождение является не только продолжением и завершением предшествующего  развития, но и качественно новым  этапом. Его лучшие представители  не только продолжают искания своих  предшественников. Они подчиняют  эти знания более глубоким задачам, используют их для обобщающих целей. В частном, конкретном они умеют  видеть общее, типическое, закономерное. Их гимн величию человека получает поистине монументальное звучание. 

Ярким деятелем в эпоху Высокого Возрождения  был Леонардо да Винчи. Этот высокий  художник родился в 1452 году в небольшом горном местечке Анкиано возле городка Винчи, недалеко от Флоренции. Отец его был состоятельным нотариусом, матерью была крестьянка. Необычайные и многосторонние способности Леонардо, его неодолимая склонность к рисованию проявилась очень рано. Тринадцатилетним мальчиком он был принят в мастерскую Андреа Верроккьо.

Вазари в своей  биографии «божественного» Леонардо да Винчи рассказывает о том, что  предметом ранних скульптур Леонардо были (ныне пропавшие) «смеющиеся женские  головы», а также детские головки. Передача улыбки со всеми оттенками  этого выражения душевного состояния  человека интересовала Леонардо до конца  его дней.

Существует предание, что юноша принял участие в  исполнении картины «Крещение Христа»  своего учителя Верроккьо, самостоятельно написав одного из коленопреклоненных ангелов, при том так, что превзошел  своего учителя. Ангел Верроккьо  кажется неповоротливым рядом с  одухотворенной тонкостью ангела Леонардо.

Уже юношей Леонардо увлекался математикой и механикой, а также инженерными проектами, поражавшими современников своей  смелостью.

Исключительно красивый и физически сильный  Леонардо обладал способностью очаровывать  людей добротой, любезностью, личным обаянием. Он страстно любил животных, особенно лошадей. Но, восторгаясь прекрасным в природе, он в то же время пристально наблюдал и с интересом зарисовывал  головы уродливых людей, поражавших его своей причудливой характерностью.

Леонардо был  зачислен в цех живописцев и в 1480 году уже имел собственную мастерскую. В 1481 году монахи монастыря Сан Донато а Систо заказали ему алтарный образ «Поклонение волхвов». Леонардо да Винчи, как это не раз случалось  и впоследствии, не закончил этого  произведения. Картина сохранилась в виде подмалевка. Она дает возможность понять замысел художника, суть композиционного решения.

К раннему флорентийскому периоду (1470-е гг.) относится хранящаяся в Государственном Эрмитаже «Мздонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа»).

Леонардо приехал  в Милан в 1482 году и пробыл здесь  до 1499 года. За это время им была вылеплена  в глине модель конной статуи Сфорца в натуральную величину памятника. Леонардо провел oгромную подготовительную работу. Бесчисленны его зарисовки  лошадей в движении, анатомических  деталей, эскизных вариантов. По-видимому, его решение колебалось между  двумя образами всадников: на вздыбленном  и на медленно выступающем коне. Статуя так и не была отлита в  бронзе из-за недостатка средств у  герцога. Ее глиняная модель была повреждена французскими арбалетчиками при  взятии города в 1499 году, после чего ее остатки просуществовали недолго.

В миланский  период Леонардо одновременно работал  и над образом, эмоционально как  бы противоположным. В трапезной  монастыря Санта Мария делле  Грацие он должен был увековечить  Христа, то есть в понимании его  времени создать образ добра  и мудрости, любви и всепрощения. Фреска «Тайная вечеря» дошла  до нашего времени в сильно поврежденном состоянии. Но и уцелевшее поразительно. Леонардо изобразил драматическое  действие. Он избрал момент, когда Христос  говорит своим ученикам: «Один  из вас предаст меня». Волнение пробегает  по всей группе, некоторые апостолы встают. Чувства изумления, ужаса, негодования, недоумения, недоверия сменяют друг друга. Художник выражает это позами, движениями, жестами рук. Подавленный, поник головою Иоанн. Петр, схватив  нож, нагибается к нему и шепотом  просит узнать у учителя, кто злодей. Иуда несколько отклонился назад. Его  лицо с резким профилем, крючковатым  носом, выступающей нижней губой  и подбородком остается в тени. Фигура Христа на фоне окна с голубым  небом спокойна, грустна, почти бесстрастна; правая рука как бы подтверждает сказанное, левая ладонью кверху лежит на столе, она как бы говорит: «Вот она  правда». Все двенадцать фигур разбиты  на четыре группы по три человека в  каждой: пирамидально построены две  ближайшие к Христу, по четырехугольнику — две крайние. Художник с величайшим мастерством сочетает характерность  типов и жестов, использует чередование  света и тени.пы по три человека в каждой: пирамидально построены  две ближай- шие к Христу, по четырехугольнику — две крайние. Художник с величайшим мастерством сочетает характерность  типов и жестов, использует чередование  света и тени.

В те же годы в  Милане (1483 — 1490/94) Леонардо написал  картину «Мадонна в гроте». В полусумраке  пещеры возле мадонны расположены  Христос, младенец Иоанн и ангел. Христос детским и в то же время  серьезным жестом благословляет  товарища своих игр. Коленопреклоненный ангел, чуть отклоняя лицо к зрителю, указывает на благоговейно склонившегося  Иоанна; левая рука мадонны, протянутая к Христу, как бы оберегает и  одновременно благословляет его; этот жест выражает материнскую любовь.

К первому миланскому периоду причисляют и несколько  работ, о принадлежности которых  Леонардо идет спор между историками искусства. Среди них «Портрет неизвестной  дамы» (предположительно Лукреции Кривелли). К этому периоду относят и  небольшую картину Государственного Эрмитажа «Мадонна Литта».

Когда Леонардо в 1499 году покидал Милан, ему было уже сорок семь лет. Модель памятника  Сфорца и «Тайная вечеря» прославили его имя. Самые влиятельные меценаты, князья, герцоги, короли добивались хотя бы небольшой работы его руки. Развернулись и все другие способности этого  гениального человека. Леонардо был  другом замечательных ученых — математика Пачоли, астронома Тосканелли, анатома  делла Торре; он занимался анатомией, физиологией, зоологией, антропологией, биологией, ботаникой, геологией, географией, топографией, космографией, чистой механикой, гидравликой, гидромеханикой, океанографией, акустикой, оптикой, астрономией, математикой и всеми видами техники, включая инженерию, машиностроение и летное дело. После Милана для Леонардо начались годы скитаний. Он переезжает из одного города в другой, выполняет заказы Флорентийской республики, служит военным инженером у Чезаре Борджа. В 1503 году Синьория предлагает ему, к этому времени самому славному художнику Италии, почетный заказ — роспись стены в Зале Совета дворца Синьории. Некоторое время спустя заказ на аналогичную роспись в том же зале получает двадцатипятилетний Микеланджело; работа Леонардо и Микеланджело над картонами к фрескам вылилась в своеобразное соревнование двух гениальнейших художников эпохи.

Примерно в  это же время Леонардо писал свою «Джоконду»— портрет Моны Лизы, жены флорентийского гражданина Франческо  Джокондо. Быть может, ни один портрет  в мире не вызывал такого огромного  количества суждений самого противоречивого  характера. Портрет получил восторженное признание в современной художнику  Флоренции. Сейчас картина хранится в Лувре как один из величайших шедевров мирового искусства,. Джоконда с загадочной улыбкой смотрит  на зрителя. Она представлена сидящей  в кресле на фоне бескрайнего фантастического  горного пейзажа, в голубых далях  которого среди скал видны извилины реки и арки моста.

Информация о работе Искусство итальянского возрождения