Искусство итальянского возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:53, контрольная работа

Описание

Принудительный крепостной труд вытеснялся трудом, свободно продаваемым и покупаемым. Связанные с ростом новых общественных отношений, конкуренция и разделение труда на первых этапах новой эпохи открывали новые пути изобретательности и инициативе. Огромными были изменения в идеологической области, в сознании людей, в их миропонимании. Целый ряд научных и географических открытий, технических изобретений как бы заново открывал землю перед народами разных стран, свидетельствуя о безграничных возможностях человечества. Италия стала в это время центром новой эпохи, в ней раньше всего зародились новые формы производства и обмена и порождаемой ими идеологии.

Содержание

1.Эпоха Возрождения. Основные этапы развития.


2. Особенности и искусства итальянского Возрождения

2.1 Основные этапы развития итальянского Возрождения.


3.Яркие деятели в эпоху развития итальянского Возрождения.

3.1 «Проторенессанс»

3.2 «Высокое Возрождение»


Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Искусство итальянского возрождения.docx

— 68.62 Кб (Скачать документ)

В течение ряда лет, особенно к концу жизни, Леонардо работал над систематизацией  своих записей. Он суммировал, обобщал  свои наблюдения. То, что после его  смерти было опубликовано под названием  «Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентинского», является итогом незавершенной  работы, частью его обширных трудов. Ценность трактата исключительно велика. Не только потому, что отдельные  описания высоко художественны, но и  потому, что трактат фиксирует  реальные наблюдения и дает ценные обобщения; он учит закономерности движения человеческого тела, обрисовывает различные  типы, закономерности в структуре  растений, в изменении воспринимаемой формы от удаления, среды и света.

Последние годы жизни Леонардо были трудными. После  Флоренции он несколько лет провел в Риме, но его работа по диссекции  трупов вызвала против него обвинения  в неверии со стороны придворных недоброжелателей. Наконец, французский  король Франциск I в 1517 году пригласил  его во Францию в качестве «живописца короля», а также инженера. Инженерные работы всегда привлекали Леонардо; в  Италии его оросительные каналы и  шлюзы до сих пор играют роль в  плодородии Ломбардии. Он и во Франции  разработал план системы каналов, соединяющих  Тур и Блуа с Соной. Позднее  его проект был в какой-то степени  использован.

Автопортрет Леонардо сохранил нам его черты в старости; подстриженные усы не скрывают скорбных чуть презрительных губ, но пристальные  глаза из-под нависших бровей смотрят  по-орлиному: гордо и зорко.

Леонардо да Винчи скончался 2 мая 1519 года. Все  его рукописи достались его верному  ученику Франческо Мельци. Во Францию, кроме купленной королем «Джоконды», он привез «Св. Анну» и «Иоанна  Крестителя». Эти картины позднее  попали в Лувр.

Влияние Леонардо на искусство его времени было огромно и далеко выходило за пределы  творчества его непосредственных учеников и последователей, из которых многие, например Франческо Мельци и Бернардино Луини, создали значительные произведения. Искусство Леонардо повлияло также  и на сложение творческого лица его  прославленного современника Рафаэля  Санти.

Рафаэль (1483 — 1520) родился в Урбино. Отец его был  скромным художником. Юношей Рафаэль  поступает в мастерскую своего знаменитого  земляка Перуджино.

Уже ранние работы свидетельствуют о совершенно своеобразном очаровании таланта Рафаэля. Такова небольшая композиция «Сон рыцаря»  с изображением воина, уснувшего  у подножия дерева, на фоне далекого пейзажа, между двумя аллегорическими  фигурами — «Наслаждения» и «Доблести». Во второй картине «Три грации» Рафаэль композицию виденной им античной группы поместил на фоне умбрийского пейзажа. К ранним работам Рафаэля относится и небольшая «Мадонна Конестабиле» Государственного Эрмитажа в Ленинграде.

К 1504 году (год  переезда Рафаэля во Флоренцию) относится  лучшая из его ранних картин «Обручение Марии», напоминающая отчасти прекрасную композицию Перуджино в Сикстинской  капелле «Передача ключей святому  Петру».

Во Флоренции  Рафаэль попадает в атмосферу  напряженной творческой жизни. Он знакомится с выдающимися художниками, с  неутомимой страстью изучает искусство  прославленных мастеров, прежде всего  Леонардо и Микеланджело, а также  Фра Бартоломео и других. Он создает  цикл «Мадонн», в которых кроткая  прелесть матери, занятой своим ребенко, сочетается с ясной прелестью  спокойного пейзажа. Рафаэль разрабатывает  и варьирует композиционную пирамидальную  схему Леонардо да Винчи, правдиво и  изящно компонует движения детей, резвящихся вокруг красивой матери («Мадонна щегленком», «Мадонна-садовница», «Мадонна в зелени», позднее- «Мадонна Грандука» и др.).

То, что создал Рафаэль в Ватикане в последующие  десятилетия, стало крупнейшей вехой  в развитии искусства Возрождения.

Рафаэлю была поручена роспись четырех смежных зал, так называемых станц (комнат). Часть  из них получила название по сюжетам  фресок. Первым залом, в котором Рафаэль  начал свои росписи в Ватикане, была так называемая комната подписи  — Станца делла Сеньятура, где  скреплялись печатью папские  декреты и буллы. На стенах этого  сравнительно небольшого помещения  Рафаэль написал «Диспут» (беседы о таинстве причастия), напротив —  знаменитую «Афинскую школу»(философские  беседы); на третьей стене было помещено прославление поэзии — «Парнас»; на четвертой — группа из трех аллегорических фигур «Мудрость, Умеренность, Сила», олицетворяющая правосудие. На потолке  Рафаэль написал «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и «Суд Соломона». Каждая из стен имела  для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя.

В последнее  пятилетие своей жизни Рафаэль  создал портреты, по своей характерности  и жизненности не уступающие лучшим портретам Гольбейна (портреты Бальдассаре  Кастильоне, кардинала, папы Льва Х  с кардиналами Росси и Медичи).

К этим же годам  относятся пятьдесят две композиции, украшающие потолок так называемых Лоджий — арочной галереи во втором этаже ватиканского дворца. Это целая  «Библия в картинах». Хотя росписи  выполнены большей частью учениками  по эскизам Рафаэля, все же и здесь  ощутимы все особенности творчества мастера. Но этим не исчерпано творчество последних лет Рафаэля. Именно в  эти годы он написал несколько  мадонн совершенно исключительной прелести. Среди них «Мадонна делла седла» («Мадонна в кресле») и бессмертная  «Сикстинская мадонна». Кроме того, он успел довести почти до конца  большую композицию «Преображение».

В связи с  «Мадонной делла седиа» существует предание, что Рафаэля поразила увиденная  им женщина из простого народа, сидевшая с прильнувшим к ней ребенком. Действительно, красота картины  в высшей степени реальна и  жизненна.

«Сикстинская  мадонна» составила мировую славу  Рафаэля. То, что он, перегруженный  всевозможными работами, обещал написать ее для небольшого провинциального  монастыря и действительно выполнил это обещание, показывает глубокую внутреннюю потребность создать  образ большой глубины и душевной чистоты. Картина написана с исключительной широтой и тонкостью и является произведением, завершающим длительный процесс развития и творчества художника  и всей итальянской культуры. Создав образ глубокой человечности, Рафаэль  достиг впечатления величия, монументальности, классической чистоты и гармонии.«Сикстинская мадонна» составила мировую славу Рафаэля.

Рафаэль скончался  в 1520 году, годом раньше умер Леонардо да Винчи. Но продолжал творить третий из величайших гениев Италии — Микеланджело.

Микеланджело  считал себя по преимуществу скульптором. Известна его шутка, сказанная Вазари о том, что он впитал в себя ремесло  каменотеса с молоком кормилицы-крестьянки из Сеттиньяно, местечка каменщиков. Но он столько же, если не больше, работает и в области живописи и архитектуры. Долгая жизнь Микеланджело, как бы одержимого неистовой потребностью творчества, — это цепь страданий, усугубляемых невозможностью осуществить  полностью свои замыслы, беспредельной  требовательностью к себе, трагическим  одиночеством человека великого столетия в те годы, когда вдохновлявшие  его идеи вступили в самое жестокое противоречие с действительностью, когда наступило крушение ренессансных идеалов.

Микеланджело  Буонарроти родился в 1475 году в Капрезе (близ Флоренции) в почтенной семье  старого рода, однако к этому времени  обедневшей. В семье не понимали художественного призвания мальчика. Но его влечение к искусству было так велико, что отец вопреки своему желанию отдал тринадцатилетнего  мальчика в обучение к одному из лучших флорентийских мастеров Доменико Гирландайо, где он поразил своими способностями и учителя и  товарищей.

Это были годы, когда  художественная атмосфера Флоренции  была насыщена идеями гуманизма. Лоренцо  Медичи, живший в окружении гуманистов, собрал в своих садах богатейшую коллекцию замечательных произведений искусства, среди них — немало ценных античных фрагментов. Покровительствуя художникам, заботясь о развитии искусства, он обратился к Гирландайо с просьбой прислать к нему для дальнейшего  развития и воспитания двух наиболее одаренных юношей. Выбор пал на Граначчи и Микеланджело.

Хранителем художественного  собрания Медичи был старый скульптор  Бертольдо ди Джованни, когда-то работавший с Донателло. Годы уже не позволяли  ему заниматься мрамором и бронзой, но руководителем он мог быть превосходным. Годы у Лоренцо Медичи были счастливейшими в жизни Микеланджело.

К этим годам  относятся два прекрасных произведения Микеланджело, в которых сказался высокий дух, неистовый темперамент  и мастерство ваятеля. Одно из них  — плоский барельеф, изображающий мадонну, кормящую младенца. Другой рельеф изображает борьбу кентавров и лапифов. Поразительна пластическая сила, с  которой вылеплены обнаженные тела борющихся юношей. Эти бурно сопоставленные объемы говорят о восторге, который  испытывал молодой художник перед  бесконечно разнообразными формами  человеческого тела.

Славу гения  Микеланджело уже в молодости  составили несколько его статуй, и в первую очередь глубоко  трогательная «Пьета» (1498 — 1501). Мария  изображена юной. Ее одежда дробится бесчисленными  мелкими складками, оттеняющими  прекрасные формы тела лежащего на ее коленях обнаженного мертвого сына. Лицо мадонны скорбно, оно опущено, но боль и скорбь переданы с глубоким величием без всякой внешней подчеркнутости: Мария только отводит в сторону  свою левую руку как бы с выражением немого вопроса, укора, страдания.

Примерно к  этому же времени относится одно из немногих станковых живописных произведений Микеланджело — так называемая «Мадонна Дони». На ней изображена Мария, сидящая  на земле и передающая младенца Христа Иосифу. Фигуры вылеплены светотенью до выпуклости барельефа, очертания  их четки, краски локальны. Картина  исполнена энергии, силы, поражает уверенностью, с которой художник пользуется различными ракурсами. Еще несколькими статуями двадцатипятилетний Микеланджело завоевал в эти годы громкую славу, но особенное  признание получила его колоссальная статуя Давида.

С дерзновением юности Микеланджело обязался властям  своего города в течение одного года высечь из испорчен ной огромной глыбы  мрамора, валявшейся во дворе Синьории, колоссальную статую Давида и выполнил свое обещание. Обнаженный юноша, сухощавый  и стройный, опирается на правую ногу; левая рука готовится снять  с плеча пращу, правая держит камень; гордая голова с шапкой вьющихся волос  обращена навстречу врагу, лицо полно  гнева, брови сдвинуты, ноздри трепещут, глаза широко раскрыты. «Давид» воспринимался  современниками как призыв к гражданскому мужеству и защите республики. К  решению вопроса о том, как  лучше поставить «Давида» были привлечены самые авторитетные художники. Статуя была установлена под открытым небом  на лестнице Синьорин.

В Риме Микеланджело приступает к осуществлению грандиозного проекта надгробного памятника  папе Юлию II, который папа хотел увидеть  законченным еще при жизни. Но работа была приостановлена новым заказом  папы. В 1508 году он предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской  капеллы в Ватикане. Тщетно отговаривался  художник тем, что живопись, и, особенно фреска, не его дело, что он скульптор. Но Юлий II не терпел возражений. Микеланджело с горечью оставляет работу над  памятником, но постепенно все более  увлекается новыми замыслами, отсылает всех предложенных ему помощников и  в четыре года заканчивает грандиозную  роспись, подобно которой мир  не видел ни до, ни после него. Микеланджело изобразил историю возникновения  мира и человечества. Но его творческое воображение очень скоро вышло  далеко за пределы того, что предполагал  видеть в росписи папа. Художник расчленил поверхность потолка  написанной архитектурой, выделив ею девять композиций, из них четыре —  во всю ширину потолка и пять меньших. Пилястры и выступы членения украшены великолепными фигурами обнаженных юношей, это славословие человеку, человеческому телу и духу, его  мощи. В девяти панно Микеланджело показал историю Ноя и потоп, а также Адама и Еву и, наконец, творящего Саваофа. Окруженный сонмом юных ангелов на фоне огромного развевающегося плаща, Саваоф проносится над землей и водой, он указывает путь светилам, отделяет свет от тьмы. В росписи, изображающей сотворение Адама, Адам лежит на земле, пролетающий создатель протягивает  к нему руку, и от его указательного  пальца по телу созданного им человека как бы пробегает искра: оно оживает, мускулы напрягаются, в нем загораются мысль и воля. Величествен сам  Саваоф — седобородый мощный старец, обуреваемый творческой волей. В  картинах рая прекрасна Ева, тянущаяся  к яблоку.

Центральной фигурой  памятника папе Юлию II (в том виде, как он был принят его наследниками) стал «Моисей». Пророк изображен сидящим, опираясь на скрижали. Разгневанный отступничеством своего народа от закона, он готов разбить каменные скрижали завета. Скульптор создал образ народного вождя, человека сильной воли, страстного и цельного характера.

Быть может, еще  конкретнее выразились чувства Микеланджело, вызванные политическим положением его родины, в фигурах капеллы  Медичи (1520 — 1534). Микеланджело осуществил лишь два надгробия из числа задуманных шести. Это надгробие Лоренцо  Медичи, у ног которого помещены символические фигуры — «Вечера» и «Утра», и надгробие Джулиано Медичи с фигурами «Дня» и «Ночи». В статуях герцогов Микеланджело сознательно отказался от портретного  сходства. В задумчивом Лоренцо он создал образ созерцателя, в Джулиано показал натуру действенную. «День» и «Ночь», «Утро» и «Вечер» безмолвным языком своих форм как бы ведут  скорбную беседу: своим быстрым бегом  они ускорили уход героев. В центре стены у алтаря помещена статуя мадонны  с младенцем, решенная пластически  и композиционно сложно, но вместе с тем лирично, без духовного  надлома, выраженного в статуях  гробниц.

Информация о работе Искусство итальянского возрождения