Интеграция в потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание

Целью работы является комплексное исследование интеграционных процессов, касающихся эффективной деятельности потребительских обществ.
Задачи:
1) проанализировать литературу по данной теме;
2) охарактеризовать интеграцию как неотъемлемую часть деятельности потребительской кооперации;
3) рассмотреть роль и значение интеграции для любого потребительского общества.

Содержание

Введение……………………………………………………….2
Глава I. Виды интеграции в системе потребительской кооперации………………………………………………………….4
1.1. Интеграция и ее роль в потребительской кооперации………………………………………………………….4
1.2.Внутренняя интеграция: внутриотраслевая, отраслевая, межотраслевая………………………………………5
1.3. Интеграция на областном, районном, краевом, республиканском уровнях. Внешняя интеграция. Сотрудничество с АПК…………………………………………......6
1.4. Интеграция организаций потребительской кооперации с хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами……………………………………11
1.5. Международная интеграция………………………..12
Глава II. Интеграционные процессы с участием потребительской кооперации………………………………….13
2.1.Предпосылки интеграционных процессов в потребительской кооперации………………………………….13
2.2. Субъекты и объекты интеграции………………….14
2.3. Особенности внутренней и внешней интеграции15
2.4. Выгоды государства от сотрудничества с потребительскими обществами………………………………..17
2.5. Экономическая эффективность интеграции……..17
2.6. Методика оценки эффективности интеграции в потребительской кооперации…………………………………..18
Глава III. Интеграция с потребительской кооперации на примере Нижегородского облпотребсоюза…………………..22
Заключение…………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………28
Приложение………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

 

 

2.3. Особенности внутренней и внешней интеграции.

Внутренняя интеграция представляет собой организацию совместной деятельности между кооперативными предприятиями и может быть классифицирована по ряду признаков:

1.                по количеству отраслей интеграционных объединений: внутриотраслевые, отраслевые и межотраслевые взаимодействия;

2.                по уровню управления системой: на районном, областном, краевом и республиканском уровнях;

3.                по виду кооперации: интеграция в потребительской кооперации, интеграция в смешанной кооперации;

4.                по географии экономической деятельности: локальные, региональные и международные интеграционные объединения.

Внутренняя интеграция обеспечивает более эффективное использование кооперативных ресурсов путем перевода технологий, трудовых, финансовых и иных ресурсов между субъектами деятельности внутри системы потребительской кооперации.

Внешняя интеграция отличается от внутренней интеграции составом участников и характером интеграционных связей, с учетом чего может быть представлена следующим:

- «потребительская кооперация – сельское хозяйство»;

- «потребительская кооперация – промышленность и заготовки»;

- «потребительская кооперация – торговля и транспорт»;

16

В то же время сотрудничество потребительской кооперации и сельского хозяйства включает в себя следующие интеграционные взаимодействия:

- «потребительская кооперация – личные подсобные и крестьянские хозяйства»;

- потребительская кооперация – подсобные хозяйства и сельскохозяйственное производство»;

- потребительская кооперация – аренда сельскохозяйственных угодий». [ ]

Целесообразность внешней интеграции обусловлена возможностью создания взаимно благоприятных условий для осуществления экономической деятельности. Данное положение особенно актуально для сотрудничества потребительской кооперации и личных подсобных хозяйств населения, при котором кооперативы обеспечивают себе местную сырьевую базу для производственной и заготовительной отраслей деятельности. При этом для населения результатом совместного взаимодействия выступает получение материальной выгоды.

Внутренние и внешние интеграционные объединения в целом базируются на гибком (ассоциативном) подходе, основанном на договорных отношениях и деловом сотрудничестве, предполагающем сохранение имущественной самостоятельности субъектов, включенных в интеграционную группировку.

Таким образом, интеграция в потребительской кооперации может быть охарактеризована рядом признаков, составляющих ее внутренние содержательные основы:

- интеграция это организация внутренних и внешних связей между элементами систем и подсистем, которая характеризуется направленностью на достижение экономических результатов всеми участниками связей;

- интеграция это сознательное, добровольное, тесное сотрудничество, основанное на согласовании цели, действий, экономическом интересе участников интеграции, на осознании ими либо необходимости, либо выгодности объединения;

- целесообразность построения отношений в системе интеграции базируется на принципах экономической эффективности совместной деятельности участников.

 

 

 

 

17

2.4. Выгоды государства от сотрудничества с потребительской кооперацией.

Правовые основы взаимодействия органов государственной власти и потребительской кооперации определены Конституцией РФ, соответствующими федеральными законами, уставами и законами субъектов федераций.

Принципиальная новизна ситуации во взаимоотношениях заключается в том, что органы государственной власти не могут использовать прежние директивные методы управления (государственное планирование, централизованное ценообразование, снабжения, кадровые назначения и т.д.), так как абсолютное большинство организаций, которые находятся на территории субъектов федерации, не являются государственной собственностью. В то же время в руках органов государственной власти субъектов федерации сосредоточена большая власть, и они кровно заинтересованы в том, чтобы все имеющиеся предприятия развивались успешно, чтобы население области было обеспечено всем необходимым (рабочие места, заработная плата, медицинское и торговое обслуживание, образование и т.д.).

Именно эти цели преследуют органы власти регионов, развивая сотрудничество с потребительской кооперацией.

Это сотрудничество может быть оформлено различным образом: в виде закона субъекта федерации, постановления главы администрации (губернатора), соглашение между потребительскими союзами и органами власти и другие формы.

 

 

2.5.Экономическая эффективность интеграции.

Экономическая эффективность интеграции представляет собой относительную результативность интеграционных процессов, определяемую как отношение результата интеграции к расходам, обеспечившим его получение. При этом эффективность интеграции в потребительской кооперации может быть определена по двум направлениям:

- ресурсно-затратная эффективность (акцент на затратах и ресурсах, требующихся для выполнения определенной задачи);

 

18

- целевая эффективность (достижение социально-экономических целей, вытекающих из сущности кооперации). [ ]

В практической деятельности кооперативных организаций осуществление процессов интеграции обуславливает достижение социально-экономических целей за счет:

- получения дополнительных преимуществ от объединения ресурсов – синергетического эффекта;

- достижения эффекта масштаба;

- диверсификации отраслей кооперативной деятельности;

- роста интеграционного потенциала.

Данные показатели являются критериями эффективности интеграции в потребительской кооперации и приобретают особую актуальность в современных условиях, так как в них концентрируются цели и задачи, стоящие перед интеграционными структурами. При этом важно, чтобы определяемый критерий всесторонне отражал не только финансово-экономические результаты, но и учитывал социальные аспекты, проявляющиеся в удовлетворении потребностей пайщиков и местного населения, обусловленные сущностью потребительской кооперации.

Таким образом, одним из основных направлений эффективной деятельности организации системы потребительской кооперации выступают процессы объединения субъектов на основе интеграции, что предполагает создание внешних и внутренних интеграционных взаимодействий для совместного эффективного решения социально-экономических задач.

 

 

2.6.Методика оценки эффективности интеграции в потребительской кооперации.

Эффективное развитие интеграционных процессов в потребительской кооперации требует разработки научно обоснованного подхода к построению взаимоотношений между участниками интеграции и формирования механизма их функционирования, в том числе регулирования в рамках создаваемых интегрируемых структур. Решение поставленной задачи возможно путем исследования реальных интеграционных взаимодействий, включая определение условий совместимости экономических

19

интересов и взаимовыгодности отношений всех участников интеграции. Вместе с тем, учитывая, что интеграционные процессы характеризуются быстрым развитием, возникает необходимость их оценки с точки зрения эффективности.

В практике формирования сложных систем, таких как потребительская кооперация, большое внимание уделяется совокупной оценке эффективности деятельности. При этом экономическая эффективность интеграционных процессов будет представлять собой степень фактического достижения результата деятельности, заданного функцией кооперативной системы.

Проведение оценки эффективности интеграции в кооперативных организациях, требует соблюдения определенной последовательности, представленной на рисунке 1.

Экономическая интеграция предполагает взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов различных хозяйствующих субъектов, в результате которого изначально независимые в экономическом пространстве субъекты, приобретают новое свойство – системность. При этом целесообразность построения отношений в системе интеграции базируется на принципах экономической эффективности совместной деятельности участников.

Раскрывая сущность категории «экономическая эффективность интеграции» применительно к системе потребительской кооперации, оценка эффективности интеграционных процессов должна предусматривать комплексный подход, включающий исследование принципов, показателей и методов оценки эффективности интегрированных структур с учетом влияния на конечные результаты социальных факторов.

Таким образом, «экономическая эффективность интеграции» представляет собой относительную результативность интеграционных процессов, определяемую как отношение результата интеграции к расходам, обеспечившим его получение. При этом эффективность интеграции требует ее определения по двум направлениям:

- ресурсная эффективность (акцент на ресурсах, требующихся для выполнения определенной задачи);

- целевая эффективность (степень выполнения поставленной задачи).

 

 

20

Исследование сущности экономической эффективности интеграции требует рассмотрения общих принципов эффективности интеграционных взаимодействий. Исходным принципом выработки адекватных алгоритмов анализа и оценки эффективности интеграции является комплексность.

Реализация данного принципа предполагает соблюдение следующих положений:

- оценка эффективности интеграции в потребительской кооперации призвана учитывать специфику деятельности всех участников интеграционных связей, как внутрисистемных, так и внесистемных;

- сам процесс интегрированной деятельности и ее результаты должны находить адекватные социально-экономические взаимосвязи;

- оценка эффективности интеграционных связей требует учета внутренних и внешних факторов, влияющих на их конечную эффективность;

- рассмотрению подлежат такие виды эффективности интеграции в потребительской кооперации, как экономическая и социальная.

В России по проблеме оценки экономической деятельности интегрированных структур ученые стали заниматься, начиная с 1993 года. В основном это был переработанный опыт исследовательской практики западных стран. В то же время, учитывая особенности развития потребительской кооперации в российской экономике, необходимо корректировать существующие зарубежные и отечественные методики и создавать по мере необходимости в соответствии с этапами экономического развития кооперативной системы.

Характеристика основных научных направлений исследования интеграции, как в целом, так и в системе потребительской кооперации в частности представлена в табл. 1.

Экономическая эффективность интеграции в кооперативных организациях целесообразно рассматривать по функционально-целевому признаку, т.е.с точки зрения производственной, коммерческой, торговой, заготовительной, финансовой, социальной и институциональной деятельности.

Эффективность институциональной деятельности предполагает степень соответствия интегрированных процессов, связей и взаимодействий его институциональной роли в социально-экономической деятельности территории.

21

Эффективность производственной деятельности определяется по степени интенсивности использования ресурсов, полученных на основе установления интеграционных связей.

Эффективность коммерческой деятельности рассматривается с позиции рыночных параметров (объем продаж, спрос и предложение).

Эффективность финансовой деятельности характеризует состояние финансовых ресурсов, их способность обеспечить бесперебойность процессов производства, заготовки и реализации продукции по обязательствам перед системными и внесистемными хозяйствующими субъектами.

Эффективность заготовительной деятельности предполагает степень вовлечения в оборот местной сельскохозяйственной продукции и сырья на основе установления внешних и внутренних интеграционных взаимодействий.

Эффективность социальной деятельности определяется уровнем социальной обеспеченности, как пайщиков, так и  некооперированного сельского населения.

Таким образом, экономическая эффективность интеграции определяется в виде способности системы производить экономический эффект и может быть охарактеризована как сложная экономическая категория, что требует уточнения исходных принципов ее оценки (табл. 2).

Таким образом, проведение оценки эффективности интеграции в потребительской кооперации может базироваться на предложенной методике, основу которой составляет определение экономического эффекта и экономической эффективности в рамках различных сценарных подходах и комплексном сочетании ресурсной и целевой эффективности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Глава III. Интеграция с потребительской кооперации на примере Нижегородского облпотребсоюза.

Нижегородский облпотребсоюз включает в себя 28 районных потребительских обществ, райпотребсоюзов, областное потребительское общество, акционерное общество. А также 26 обществ с ограниченной ответственностью, созданных на базе предприятий потребительской кооперации со стопроцентным уставным капиталом 18 потребительских обществ и 57 потребительских обществ, созданных на базе потребительской кооперации.

Информация о работе Интеграция в потребительской кооперации