Интеграция в потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание

Целью работы является комплексное исследование интеграционных процессов, касающихся эффективной деятельности потребительских обществ.
Задачи:
1) проанализировать литературу по данной теме;
2) охарактеризовать интеграцию как неотъемлемую часть деятельности потребительской кооперации;
3) рассмотреть роль и значение интеграции для любого потребительского общества.

Содержание

Введение……………………………………………………….2
Глава I. Виды интеграции в системе потребительской кооперации………………………………………………………….4
1.1. Интеграция и ее роль в потребительской кооперации………………………………………………………….4
1.2.Внутренняя интеграция: внутриотраслевая, отраслевая, межотраслевая………………………………………5
1.3. Интеграция на областном, районном, краевом, республиканском уровнях. Внешняя интеграция. Сотрудничество с АПК…………………………………………......6
1.4. Интеграция организаций потребительской кооперации с хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами……………………………………11
1.5. Международная интеграция………………………..12
Глава II. Интеграционные процессы с участием потребительской кооперации………………………………….13
2.1.Предпосылки интеграционных процессов в потребительской кооперации………………………………….13
2.2. Субъекты и объекты интеграции………………….14
2.3. Особенности внутренней и внешней интеграции15
2.4. Выгоды государства от сотрудничества с потребительскими обществами………………………………..17
2.5. Экономическая эффективность интеграции……..17
2.6. Методика оценки эффективности интеграции в потребительской кооперации…………………………………..18
Глава III. Интеграция с потребительской кооперации на примере Нижегородского облпотребсоюза…………………..22
Заключение…………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………28
Приложение………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение……………………………………………………….2

Глава I. Виды интеграции в системе потребительской кооперации………………………………………………………….4

1.1. Интеграция и ее роль в потребительской кооперации………………………………………………………….4

1.2.Внутренняя интеграция: внутриотраслевая, отраслевая, межотраслевая………………………………………5

1.3. Интеграция на областном, районном, краевом, республиканском уровнях. Внешняя интеграция. Сотрудничество с АПК…………………………………………......6

1.4. Интеграция организаций потребительской кооперации с хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами……………………………………11

1.5. Международная интеграция………………………..12

Глава II. Интеграционные процессы с участием потребительской кооперации………………………………….13

2.1.Предпосылки интеграционных процессов в потребительской кооперации………………………………….13

2.2. Субъекты и объекты интеграции………………….14

2.3. Особенности внутренней и внешней интеграции15

2.4. Выгоды государства от сотрудничества с потребительскими обществами………………………………..17

2.5. Экономическая эффективность интеграции……..17

2.6. Методика оценки эффективности интеграции в потребительской кооперации…………………………………..18

Глава III. Интеграция с потребительской кооперации на примере Нижегородского облпотребсоюза…………………..22

Заключение…………………………………………………..26

Список литературы…………………………………………28

Приложение………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

 

Потенциал кооперации в современной России не используется в полной мере. Особенно это заметно при сопоставлении российской кооперации с зарубежной, прежде всего, в развитых странах. В отечественной кооперации заинтересованы, прежде всего, граждане, проживающие в сельской местности, малых городах, рабочих поселках, где прекратило существование множество предприятий промышленности и АПК. Именно здесь имеются огромные возможности для развития кооперативного сектора экономики. Кооперативы способны быстро организовать производство, заготовку, переработку продукции, расширить торговлю, кредитование, строительство жилья, взаимное страхование, укрепить социальную сферу.

Потребительская кооперация может стать серьезной силой не только в достижении индивидуальных целей потребителей, работников системы и пайщиков, укреплении их личного благосостояния и социальной защищенности, но и в реализации общегосударственных задач, приоритетных национальных проектов, обеспечении занятости населения, решении проблем продовольственной безопасности страны. Потребительская кооперация может стать основным проводником в реализации государственных задач по замещению импортной продукции продукцией отечественных сельскохозяйственных производителей.

Без укрупнения и объединения хозрасчетных структур потребительская кооперация не сохранит позиций на рынке потребительских товаров. Решение данной проблемы возможно в форме оптово-розничных объединений, ассоциаций или других объединений кооперативных организаций.

Конкурентоспособным преимуществом потребительской кооперации в дальнейшем развитии торговли может стать ее объединение с другими видами деятельности, присущими системе.

Тема интеграции актуальна на сегодняшний день. Потребительская кооперация ищет пути новые пути дальнейшего развития. Одним из них является интеграция во всех ее проявлениях.

 

 

 

 

3

Несомненно, сотрудничество в потребительской кооперации существовало и ранее, но оно происходило не в полной мере и не приносило желаемого эффекта. Сейчас предложено множество программ по «внедрению» интеграционных процессов в деятельность кооперации.

Предмет исследования – интеграционные процессы с участием потребительской кооперации.

Объект исследования – интеграция как способ экономического развития потребительской кооперации.

Целью работы является комплексное исследование интеграционных процессов, касающихся эффективной деятельности потребительских обществ.

Задачи:

1)      проанализировать литературу по данной теме;

2)      охарактеризовать интеграцию как неотъемлемую часть деятельности потребительской кооперации;

3)      рассмотреть роль и значение интеграции для любого потребительского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Глава I. Виды интеграции в системе потребительской кооперации.

 

1.1. Интеграция и ее роль в потребительской кооперации.

Степень целостности потребительской кооперации зависит от уровня взаимодействия входящих в нее отраслей, а также отдельных организаций и предприятий. Все отрасли взаимосвязаны между собой единой целью – удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков и других сельских жителей.

Интеграция в потребительской кооперации – процесс усиления экономического и производственного взаимодействия, сотрудничества предприятий организаций между собой, а также с внешними по отношению к системе хозяйствующими субъектами.

      Интегрирующая роль организаций системы потребительской кооперации заключается в следующем:

- пропаганда кооперативной идеи и преимуществ кооперативной формы организации хозяйственной деятельности;

- содействие созданию и организации деятельности обслуживающих кооперативов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- содействие реорганизации предприятий АПК из иных в кооперативную организационно-правовую форму;

-информационная, консультационная поддержка новых кооперативов;

-содействие созданию союзов кооперативов различных видов с целью формирования систем кооперативов;

-организация взаимодействия участников АПК в области переработки сельскохозяйственной продукции;

-организация сбыта произведенной продукции;

- обучение и  переподготовка членов и персонала кооперативов в образовательных учреждениях системы потребительской кооперации;

5

- создание и организация деятельности финансово-расчетной системы АПК.

 

 

1.2.Внутренняя интеграция: внутриотраслевая, отраслевая, межотраслевая.

Интеграция в потребительской кооперации возможна на двух уровнях: внутреннем и внешнем.

Внутренняя интеграция представляет собой процесс усиления экономического и производственного взаимодействия между организациями системы потребительской кооперации.

Развитие внутренней интеграции будет способствовать более тесному сотрудничеству организаций на разных уровнях, а также более эффективному использованию имеющихся ресурсов, что создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности.

Наиболее вероятное направление развития потребительской кооперации на современном этапе – совершенствование и углубление интеграционных связей на внутриотраслевом, отраслевом и межотраслевом уровнях. Углубление и расширение интеграционных процессов позволит повысить эффективность хозяйственной деятельности за счет проявления синергетического эффекта, эффекта масштаба и эффекта широкого профиля.

Внутриотраслевая интеграция способствует повышению эффективности деятельности кооперативных организаций за счет их взаимодействия, реализации преимуществ интеграции.

Отраслевая интеграция позволяет повысить эффективность деятельности предприятий конкретной отрасли, например производственной сферы. За счет результативности совместной деятельности.

Межотраслевая интеграция способствует повышению эффективности отраслей деятельности потребительской кооперации в условиях их тесного взаимодействия, например заготовок как источника сырья для производства.

С переводом кооперативных предприятий на единый баланс райпо становится социально – экономическим комплексом.

Такая интеграция позволяет получить следующие преимущества:

- рационализацию товаро- и грузопотоков;

6

- рациональное размещение организаций потребительской кооперации на территории региона;

- усиление взаимодействия с органами местного самоуправления;

- достижение ритмичной и устойчивой работы производственно – перерабатывающего комплекса;

- оптимизацию налоговых платежей, более гибкое реагирование на изменение спроса на рынке товаров и услуг.

 

 

1.3. Интеграция на областном, районном, краевом, республиканском уровнях. Внешняя интеграция. Сотрудничество с АПК.

Важное значение на современном этапе имеет также интеграция кооперативных организаций на областном (краевом, республиканском) уровне.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий агропромышленного комплекса, как и оценка организационно-экономических связей между ними, указывает на необходимость кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей на районном уровне. Обобщая исторический и современный опыт становления кооперации в АПК различных регионов РФ, можно утверждать, что на ра­йонном уровне возможно развитие кооперативного движения в следующих сферах: производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовки и хранения, переработки, агрохимического, агротехнического обслуживания, торговли, кредитной деятельности, координации деятельности и защиты имущественных интересов, предпринимательской деятельности.

Результатом интеграционной работы на районном уровне должно стать создание агропромышленного союза кооперативов различных видов (или союзов кооперативов) на районном уровне, способного противопоставить конкуренции между кооперативами совместную деятельность с целью обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства и повышения конкурентоспособности внутреннего продовольственного рынка. Создание такого союза появляется возможность наиболее полно раскрыть и использовать преимущества кооперации, активизировать хозяйственно-производственную и экономическую деятельность, создать необходимые предпосылки и условия для формирования широкой сети всевозможных кооперативов по решению продовольственной проблемы, при рациональном

7

использовании материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов.

Потребительский союз обязан предоставить нижестоящим звеньям информацию об изменениях в федеральном и областном законодательстве в области финансов, бухгалтерского учета и налогообложения, а также о конъюнктуре рынка товаров и услуг области и близлежащих регионов. Своевременность подобной информации поможет избежать потерь в виде штрафных санкций и упущенной выгоды, будет способствовать более эффективному использованию товарных и материальных ресурсов.

В качестве органа, защищающего интересы потребительской кооперации в области (крае, республике), потребсоюз должен активизировать работу по взаимодействию с местными органами самоуправления.

Роль координатора хозяйственной деятельности заключается в разработке мероприятии по комплексному использованию производственно – заготовительного потенциала.

В перспективе выполнение этой функции позволит создать условие для перехода от производств районного масштаба к формированию единого производственно – перерабатывающего комплекса региона.

Мелкомасштабное производство, универсальность производственно – перерабатывающей отрасли кооперативных организаций, которые способствуют сохранению и стабилизации местных рынков, повышению занятости и росту доходов населения, со временем должны дополняться средними и крупными комплексами.

В будущем для повышения эффективности кооперативной промышленности следует переориентироваться на специализацию районных кооперативных организаций в производственной деятельности. Концепция допускает перераспределение определенного вида или видов продукции среди нескольких или всех районных организаций региона. Учитывая географическое положение районов, возможность и стоимость доставки товаров, можно сформировать один или более производственных комплексов, сократив общее их количество. Каждый комплекс должен обеспечивать производственной продукцией все входящие в него кооперативные организации.

Создание и укрепление первичных кооперативов различных видов, объединение их в союзы создает базу для развития кооперативного движения на более высоком

8

региональном уровне. Преимущество такого подхода к образованию систем кооперативов заключается в том, что системное построение начинается не сверху, а снизу на основе заинтересованности кооперативов в развитии своей деятельности и учета специфических особенностей деятельности кооперативов различных видов. Объединение кооперативов в союзы может происходить не только на уровне субъектов Федерации, но и в рамках экономических районов. Объединение первичных кооперативов в союзы, союзов в союзы более высокого уровня создает условия для формирования инфраструктуры различных направлений кооперативного движения, обеспечивающей устойчивое развитие кооперативов, увеличение масштабов их деятельности. Именно союзы могут создавать эффективно действующие юридические службы, консультационные организации, системы экономической и технологической информации, крупные производственные предприятия, систему подготовки кадров, формировать и проводить единую маркетинговую стратегию

Информация о работе Интеграция в потребительской кооперации