Интеграция в потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание

Целью работы является комплексное исследование интеграционных процессов, касающихся эффективной деятельности потребительских обществ.
Задачи:
1) проанализировать литературу по данной теме;
2) охарактеризовать интеграцию как неотъемлемую часть деятельности потребительской кооперации;
3) рассмотреть роль и значение интеграции для любого потребительского общества.

Содержание

Введение……………………………………………………….2
Глава I. Виды интеграции в системе потребительской кооперации………………………………………………………….4
1.1. Интеграция и ее роль в потребительской кооперации………………………………………………………….4
1.2.Внутренняя интеграция: внутриотраслевая, отраслевая, межотраслевая………………………………………5
1.3. Интеграция на областном, районном, краевом, республиканском уровнях. Внешняя интеграция. Сотрудничество с АПК…………………………………………......6
1.4. Интеграция организаций потребительской кооперации с хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами……………………………………11
1.5. Международная интеграция………………………..12
Глава II. Интеграционные процессы с участием потребительской кооперации………………………………….13
2.1.Предпосылки интеграционных процессов в потребительской кооперации………………………………….13
2.2. Субъекты и объекты интеграции………………….14
2.3. Особенности внутренней и внешней интеграции15
2.4. Выгоды государства от сотрудничества с потребительскими обществами………………………………..17
2.5. Экономическая эффективность интеграции……..17
2.6. Методика оценки эффективности интеграции в потребительской кооперации…………………………………..18
Глава III. Интеграция с потребительской кооперации на примере Нижегородского облпотребсоюза…………………..22
Заключение…………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………28
Приложение………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

Важным направлением работы на этом этапе будет формирование кредитной кооперативной системы, включающей в себя банковские и страховые учреждения, позволяющей обеспечить кооперации финансовую независимость от глобальной финансовой системы.

Производственные комплексы формируются, если отвечают следующим условиям:

- обеспечивают максимально широкий ассортимент производимой продукции;

- исключают дублирование и конкуренцию между производимой продукцией в рамках одного комплекса;

- снижают себестоимость и повышают конкурентоспособность комплекса в сравнении с уровнем децентрализации;

- более полно и эффективно используют имеющиеся производственные мощности.

При наличии нескольких предприятий, выпускающих аналогичную продукцию, необходимо выбрать из них наиболее перспективное, выпускающее конкурентоспособную продукцию. Остальные предприятия следует перепрофилировать, работников трудоустроить или переобучить, чтобы изменения не отразились на занятости населения.

 

 

9

Развитие интеграции между кооперативными организациями будет способствовать более четкому взаимодействию и координации их деятельности, что в конечном счете отразится на результатах конкретных организаций и системы в целом.

Внешняя интеграция представляет собой процесс усиления экономического и производственного взаимодействия между организациями потребительской кооперации, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, не входящими в систему, - с другой. Она выражается в развитии интеграционных связей с субъектами аграрной сферы, в первую очередь с производителями сельскохозяйственной продукции.

Внешняя интеграция позволяет:

- иметь постоянных партнеров;

- проводить эффективную сбытовую политику;

- формировать благоприятную экономическую среду.

Многоотраслевую деятельность потребительская кооперация осуществляет в основном в сельской местности, она тесно связана и дополняет предприятия отраслей агропромышленного комплекса (АПК): сельского хозяйства, промышленности, заготовок, транспорта, торговли и других. Интеграция традиционных отраслей деятельности потребительской кооперации с аграрным сектором обеспечивает двойной эффект: с одной стороны, способствует экономической стабилизации системы, а с другой – обеспечение возрождения села.

Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, обслуживающих отраслей АПК создает предпосылки для увеличения объемов деятельности организаций системы потребительской кооперации, в том числе за счет роста емкости рынка вследствие повышения жизненного уровня населения. Кроме того, возможно изменение отношения населения как потребителей к кооперативной форме организации, формирование у него позитивного образа кооперации. Это позволит на качественно новой социальной базе создавать потребительские кооперативы населения, заинтересованного в удовлетворении спроса на товары и услуги.

Организация потребительской кооперации призваны развивать интеграционные связи с субъектами аграрной сферы, повышать эффективность взаимодействия между ними, что будет способствовать укреплению продовольственной безопасности страны.

10

Многоотраслевой характер деятельности потребительской кооперации создает предпосылки для формирования интегрированного комплекса, охватывающего все сферы агропромышленного производства, включая и производство сельскохозяйственной продукции.

Интеграция организаций потребительской кооперации с предприятиями агропромышленного комплекса должна осуществляться в нескольких направлениях:

- в развитии подсобных хозяйств и сельскохозяйственного производства как сырьевой базы перерабатывающих предприятий потребительской кооперации;

- аренде сельскохозяйственных угодий – присоединении земельных паев, переводе их в паевые фонды потребительских обществ;

- в деловом партнерстве с личными подсобными и крестьянскими хозяйствами.

Сельскохозяйственное производство, расширение посевных площадей и создание на этой основе рабочих мест способствует обеспечению занятости сельского населения. Повышению эффективности социально – экономической деятельности организаций потребительской кооперации.

Одно из направлений повышения технической оснащенности сельскохозяйственного производства потребительской кооперации – создание межрайонных машино –технологических станций на основе аккумулирования финансовых ресурсов, направляемых на развитие технического парка, что обеспечит экономию затрат на внедрение передовых технологий.

В современных условиях немногие кооперативные организации, имеющие сельскохозяйственное производство, могут вводить в штат специалистов – агрономов. В составе межрайонных станций возможно организовать группу специалистов – консультантов по различным направлениям сельскохозяйственного производства.

Для производства зерна и увеличения объемов переработки сельскохозяйственной продукции необходимы семена, горюче – смазочные материалы, запасные части и другие материально – технические ресурсы, обеспечение которыми также следует осуществлять централизованно.

Стратегия должна предусматривать диверсификацию хозяйственной деятельности, в том числе использование земельных угодий сельскохозяйственного назначения. Перспективы развития сельскохозяйственного сектора в потребительской кооперации во многом определяются

11

решением правовых вопросов. Инструментами механизма земельных отношений выступают аренда земли, расширение ее рыночного оборота, введение ипотеки.

 

 

1.5. Интеграция организаций потребительской кооперации с хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Это направление выступает перспективным.

Развитие интеграционных процессов между кооперативными организациями и производителями сельхозпродукции, в первую очередь хозяйствами населения, способствует вовлечению товарных ресурсов сельхозпроизводителей в оборот, расширению хозяйственной деятельности кооперативных организаций, повышению эффективности, социальной защите сельхозпроизводителей. В результате такого сотрудничества хозяйства населения смогут получить гарантированный рынок сбыта своей продукции, увеличить объемы деятельности, повысить уровень жизни сельского населения.

Для кооперативных организаций создается надежная база для обеспечения сельхозпродукцией и сырьем перерабатывающих предприятий, предприятий общественного питания и розничной торговли.

 

Должно осуществляться три основных направления взаимодействия потребительской кооперации с АПК:

- торговля товарами народного потребления на селе для обеспечения потребностей населения, составляющего основу трудовых ресурсов АПК;

- заготовка и переработка сельхозпродукции и сырья, обеспечение сохранности и сбыта продукции АПК;

- услуги производственного и бытового характера, то есть реализация социальной миссии потребительской кооперации.

Совершенствование взаимоотношений потребительской кооперации с АПК должно быть направлено на:

- координацию ее деятельности в рамках АПК по закупке, сбыту, размещению и совместному использованию материально – технической базы;

- налаживание договорных отношений со всеми типами сельхозпроизводителей, в том числе личными подсобными хозяйствами населения.

 

12

Важным направлением внешней интеграции становится взаимовыгодное сотрудничество потребительской кооперации с другими видами кооперативов: производственными, сельскохозяйственными, садово – огородными, артелями старателей, жилищными, жилищно – строительными, кредитными кооперативами и кредитными союзами. Это позволит сконцентрировать трудовые, материальные и финансовые ресурсы, восстановить эквивалентность обмена между отраслями.

 

 

1.6. Международная интеграция.

Потребительская кооперация России является частью кооперативного движения. В связи важной задачей является развитие международной интеграции в рамках Международного кооперативного альянса, полноправным членом которого является Центросоюз России. Дальнейшее расширение международного сотрудничества создает реальную возможность изучения и использования на практике передового зарубежного опыта кооперативного строительства и укрепления взаимосвязей кооперативов различных стран.

Завершение формирование национальных кооперативных систем, объединение их в российскую ассоциацию национальных кооперативных союзов, основной целью которой должна стать защита интересов кооперативного движения на государственном уровне. В условиях правового государства важной задачей является создание кооперативной политической партии, способной оказывать влияние на формирование органов государственной власти различных уровней и через своих представителей в выборных органах власти лоббировать интересы национальных кооперативных систем и движения в целом посредством инициирования и принятия необходимых законодательных актов. Создание национальных кооперативных систем и их ассоциации открывает реальные возможности участия и оказания влияния на развитие мирового кооперативного движения как главной движущей силы противостояния процессам экономической глобализации.

 

 

 

 

 

 

13

Глава II. Интеграционные процессы с участием потребительской кооперации.

 

 

2.1. Предпосылки интеграционных процессов в потребительской кооперации.

В условиях трансформации российской экономики происходит модернизация деятельности хозяйствующих субъектов на основе процессов объединения, слияния и поглощения. Среди указанных процессов для системы потребительской кооперации наибольший интерес представляет объединение организаций и предприятий через механизм интеграции.

Необходимость интеграции в потребительской кооперации обусловлена рядом предпосылок, основными из которых являются:

1.                Идеологические предпосылки. Потребительская кооперация выступает как форма самоорганизации населения, взаимной поддержки и коллективистских (общинных) начал. Идеология кооперативного движения базируется на универсальных кооперативных принципах и ценностях, обеспечивающих кооперативные преимущества. Необходимость осуществления интеграционных процессов демонстрирует девиз потребительской кооперации – «В единении сила».

2.                Исторические предпосылки. Интеграционные процессы в потребительской кооперации определяются родовой сущностью и историческим развитием кооперативов. Из теории кооперации следует, что интеграция начинается с объединения населения в кооперативы, которые в дальнейшем объединяются в союзы различных уровней. Вместе с тем происходит установление интеграционных связей внутри кооперативных структур между различными отраслями деятельности.

3.                Социально – экономические предпосылки. Эффективность деятельности системы потребительской кооперации зависит от уровня внутреннего взаимодействия включенных в нее кооперативных субъектов и их взаимосвязи с внешними (не относящимися к потребительской кооперации) предприятиями и организациями. Следовательно, цель интеграции в кооперации – объединение экономических субъектов для обеспечения решения экономических

14

задач. При этом социальная ориентация системы предполагает, что реализация экономических интересов способствует достижению социальных целей – удовлетворению потребностей пайщиков и обслуживаемого населения.

Теоретические и практические вопросы развития интеграционных процессов в кооперации получили широкое освещение в отечественной и зарубежной литературе. Вместе с тем специфика интеграции именно в системе потребительской кооперации выявлена не достаточно полно и требует особого анализа.

Интеграцию в потребительской кооперации следует рассматривать как процесс объединения хозяйствующих субъектов в целостный организм с новым качеством и более высокой эффективностью. При этом среди экономических, политических, организационных и социальных аспектов кооперативных интеграционных процессов особое значение имеет экономическая интеграция. [ ]

Экономическая интеграция предполагает взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов различных хозяйствующих субъектов (на внутренних и внешних уровнях), в результате которого изначально независимые и разделенные в экономическом пространстве субъекты приобретают новое свойство – системность. Развитая и конституционно оформленная, она составляет основу единого экономического пространства, в котором на равных и с взаимной выгодой взаимодействуют кооперативные хозяйства, агропромышленный комплекс, товаропроизводители, организации сферы услуг и население.

Следовательно, интеграция кооперативного хозяйства представляет собой экономический процесс, базирующийся на разделении и кооперации общественного труда путем создания вертикальных и горизонтальных интеграционных связей с целью эффективного и устойчивого развития кооперативных структур.

 

 

2.2. Субъекты и объекты интеграции.

Из указанного определения следует, что объектами интеграции выступают интеграционные связи, а субъектами – экономически связанные участники интеграционных отношений, к числу которых относят:

1)               государство в лице органов управления;

15

2)кооперативные субъекты различных уровней системы потребительской кооперации (райпо, облпотребсоюзы, крайпотребсоюзы и т.п.);

2)               внесистемные хозяйственные структуры (организации и предприятия различных видов деятельности, не включенные в систему потребительской кооперации);

3)               личные подсобные хозяйства населения.

Взаимодействия указанных субъектов проявляются в формировании внутренних и внешних интеграционных объединений, отличающихся принадлежностью к системе потребительской кооперации.

Информация о работе Интеграция в потребительской кооперации