Фресковая живопись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:07, реферат

Описание

Искусство и религия представляют собой два феномена культуры относящихся, на первый взгляд, к различным областям общественного сознания. Они оба тесно связанны с духовной материей и истолковывают смысл и значение человеческого существования. В Средние века религия брала на себя функцию регламентирования духовной жизни людей и управляла многими культурными формациями, в том числе и искусством.

Содержание

Введение 2
1. Фресковая живопись 4
2. История возникновения иконописи 6
3. Выдающиеся представители русской иконописи
3.1 Андрей Рублев 9
3.2 Феофан Грек 12
3.3 Дионисий 15
Заключение 17
Список литературы 19

Работа состоит из  1 файл

ГотовыйМНК.docx

— 39.22 Кб (Скачать документ)

     В 1405 Рублёв совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского  Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский  собор во Владимире (роспись сохранилась  частично) и создал иконы для его  монументального трёхъярусного  иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском  соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно  грозная сцена превратилась в  светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был  зрелым мастером, стоявшим во главе  созданной им школы живописи.

       В 1425—27 Рублёв совместно с  Даниилом Чёрным и другими  мастерами расписал Троицкий  собор Троице-Сергиева монастыря  и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены  в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублёва. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (весной 1428 года; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублёва.

     Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублёва  точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV веков; сохранились  фрагменты), иконы — «Владимирская  богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская  галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в  Иерусалим» — все около 1405) Благовещенского  собора Московского Кремля (иконостас  этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Симонова монастыря), часть  миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).

       Творчество Рублёва является  одной из вершин русской и  мировой культуры. Совершенство  его творений рассматривается  как результат особой  традиции. Рублёв скончался во время  морового поветрия 17 октября 1428 года  в Москве, в Андрониковом монастыре,  где весной 1428 года выполнил свою  последнюю работу по росписи  Спасского собора.

     Самым известным произведением Рублева  является, конечно, знаменитая икона  «Троица» (1420 г.), произведение, наполненное  глубоким поэтическим и философским  содержанием. Изображение трех склоненных ангелов вписано в круг, подчиняющий себе всю композицию, исполненную внутренней гармонии. Краски прозрачные, светлые: голубец, изумруд, киноварь сливаются в тонко согласованную гамму. «Троица» принадлежит к тем редким произведениям искусства, которые никогда не перестанут волновать умы и сердца людей. Слова не способны передать эмоциональную притягательность иконы, наполняющее ее чувство покоя и глубокого раздумья. Искусство вообще не поддается исчерпывающему словесному истолкованию, оно постигается интуицией и сопереживанием — тем, что Н.С.Гумилев гениально определил как «шестое чувство».

     Рублев  — мастер рисунка, линейного очерка, силуэта. В этом сказывается художник-монументалист, поскольку он понимает, что при  восприятии фресок и даже икон с  дальнего расстояния глаз человека улавливает прежде всего общие черты, а не детали произведения. Но Рублев — средневековый  художник, и как таковой он оттачивал  каждый создаваемый им образ без  оглядки на заказчика или зрителя. По-настоящему красота его живописи воспринимается с близкого расстояния, где кисть художника в буквальном смысле слова творит чудеса. Нет  ничего более совершенного, чем художественная форма Рублева. Фрески во Владимире  хронологически соответствуют росписям Мазаччо во Флоренции, но рядом с  ними искусство итальянского мастера  выглядит по-мужицки грубым и лишено всякого душевного движения, не говоря уже о лирической окрашенности рублевских образов.

     3.2 Феофан Грек

     Феофан  Грек (1340-1410) — великий русский иконописец, учитель Андрея Рублёва.

     Феофан  родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал  в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и  Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи  не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном. В 1370 переезжает в Новгород. После Великого Новгорода, Феофан работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились). В начале 1390-х гг. Феофан прибывает в Москву и, возможно, работает также в Коломне.

     Им  расписаны:

    • церковь Преображения на Ильине улице (Новгород (1378)) (первая известная сохранившаяся работа);
    • собор Рождества Богородицы ((1395) вместе с Семёном Черным);
    • Архангельский собор Кремля(1399);
    • Успенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405);
    • Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405);

     Им  написаны знаменитые иконы:

    • Богоматерь Донская (1380) — согласно легенде она помогла русским войскам победить в Куликовской битве и других знаменитых сражениях;
    • Преображение (1408).

       Приписываются Феофану и иконы  деисусного чина Благовещенского  собора Кремля.

     Каждому из святых Феофан Грек дает глубоко  индивидуальную, сложную психологическую  характеристику. И в то же время  все они - гневный могучий Пантократор, мудрый величавый Ной, сумрачный  Адам, грозный пророк Илья, самоуглубленные  столпники - имеют нечто общее, объединяющее их: это люди могучего духа, стойкого характера, люди, терзаемые противоречиями, за их внешним спокойствием кроется  жестокая борьба с обуревающими человека страстями.

     Даже  в композиции "Троицы" нет умиротворенности. В образах ангелов не ощущается  юношеской мягкости. Их прекрасные лица полны суровой отрешенности. Особенно выразительна фигура центрального ангела. Внешняя неподвижность, статичность еще более подчеркивают внутреннюю напряженность. Распростертые крылья как бы осеняют двух других ангелов, объединяя композицию в целом, придавая ей особую строгую завершенность и монументальность.

     Стиль Феофана Грека поражает выразительностью, экспрессией и индивидуалльностью. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Для его фресковых росписей характерна т.н. «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. В палитре преобладают коричневые оттенки; особую силу образам придают «пробелá» – блики, нанесенные сочными мазками чистой белой краской на оранжево-коричневую основу.

     Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В  них заложен глубокий философский  смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент  автора.

     Не  случайно современников поражали оригинальность мышления великого живописца, свободный  полет его творческой фантазии.

     В работе над убранством Благовещенского  собора встретились два великих  мастера древней Руси, по-своему выразившие в искусстве полную драматических  столкновений эпоху. Феофан - в трагических, титанических образах, Рублев - в гармонически-светлых, воплотивших мечту о мире и  согласии между людьми. Именно эти  два мастера были создателями  классической формы русского иконостаса.

       

     3.3 Дионисий

     Дионисий (1440—1503) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублева.

       Самая ранняя из известных  работ — росписи собора Рождества  Богородицы в Пафнутьевом Боровском  монастыре (1467—1477). В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием расписывает  Успенскую церковь в Москве (вероятнее  всего, Успенский собор, построенный  Аристотелем Фиораванти). Его помощниками  в этой работе, как сообщает  летопись, были «поп Тимофей, Ярец  да Коня». Не ранее 1486 года, возможно, неоднократно, работает в  Иосифо-Волоколамском монастыре:  там он пишет иконы для соборной  церкви Успения Богоматери, возглавляя  живописную артель. Последние документально  засвидетельствованные произведения, и, вероятно, наиболее известные  работы Дионисия — стенные  росписи и иконостас собора  Рождества Богородицы Ферапонтова  монастыря, выполненные мастером  вместе со своими сыновьями  Феодосием и Владимиром. Известно  довольно много художественных  произведений, авторство Дионисия  которых документально установлено,  либо приписываемых самому Дионисию, либо его окружению. Среди дошедших  до нашего времени икон мастера  известны: житийные иконы митрополитов  Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь  Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне»  (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.)

     Дионисий  становится олицетворением официальной  столичной традиции в искусстве. Композиции его произведений отличаются строгой торжественностью, светлыми красками, удлиненностью фигур.

     Как и у Рублева, иконопись Дионисия стилистически и качественно  однородна. На протяжении четверти века, с 1481 по 1503 год, она менялась чрезвычайно  медленно, и художник как будто  не знал ни периода ученичества, ни периода упадка, что характерно для  многих западноевропейских мастеров. Небрежность формы в отдельных композициях, незначительные оплошности, наличие не совсем безупречных по рисунку и красочному решению фресок в соборе Рождества Богородицы свидетельствуют, скорее, о спешности исполнения и не руке ведущего художника, а членов его артели. Тем не менее именно в Ферапонтове стиль Дионисия достигает наибольшей зрелости. Это своего рода эталонное произведение мастера.

     Заметим прежде всего, что Дионисий — мастер ансамбля. Все части росписи Ферапонтова, где насчитывается около 200 композиций и фигур отдельных святых, приведены  в строгую систему, фрески распределены на арках, стенах и сводах таким образом, что в целом они образуют единую пространственно развернутую молитвенную  икону.  

Заключение

     Древнерусское искусство – драгоценный вклад  в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много  столетий тому назад, волнуют и восхищают  величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. Пора блистательного расцвета и могущества Киевской Руси продолжалась вплоть до монгольского нашествия. И в монументальной живописи, и в иконописи звучали идеи прославления единства и могущества Русской земли, мужества и духовной силы человека, ощущение радости и  красоты жизни. В различных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира  и Ярославля хранится около трех десятков икон домонгольского периода.

     Русская икона – один из основных компонентов  русского культурного наследия, являющийся своеобразным маркером русской религиозной  традиции, а именно русского православия. Акцент на «русском» сделан не случайно, ибо не просто православие, принятое от Византии и Болгарии является русской  религией, а именно русское православие, то есть православие, сплавленное с  исконным русским язычеством. Вот  как писал Н.А. Бердяев, отражая  на страницах своих работ религиозное  чувство народа: «Православная вера – есть русская вера, не русская  вера – не православная вера».

     Русская икона – один из способов отражения  самосознания, общепризнанна как  шедевр творческого духа Святой Руси. Икона – не официальный, но общезначимый символ России, служащий фиксатором ее национального самосознания. «Общечеловеческое  значение имеют именно вершины национального  творчества. В национальном гении  раскрывается всечеловеческое, через  свое, индивидуальное он проникает  в универсальное». Несомненно, что  русская икона является вершиной русского национального творчества. Нет в России другого предмета, являющего собой образец одновременно и духовной и материальной культуры, прошедшего через всю Российскую историю, сохранившего и возродившего интерес к себе и в XXI веке.

     Высокий уровень живописного мастерства, гуманистическая направленность, художественное совершенство произведений, создаваемых  иконописцами XIV–XV вв. позволяют исследователям говорить о вступлении Руси в эпоху  по многим чертам созвучную эпохе  европейского Предвозрождения.

 

     Список  литературы

  1. http://gardariki.ques.info
  2. Энциклопедия русской иконы. – М.:Искусство, 2002.
  3. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. М, изд. «Прогресс». 1993 г.
  4. http://me(a)andrey-rublev.ru
  5. www.hrono.info/biograf/bio_g/grek_f.php
  6. История и культурология. Изд. Второе, перераб. и доп.: Учебное пособие для вузов/Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.- М.: Логос, 2000.-456с.
  7. Кондаков И.В. Культорология: история культуры России: Курс лекций. – М.: ИКФ Омега-А, Высш.шк., 2003-616с

Информация о работе Фресковая живопись